Источник

Псалом 23

На святой горе Сионе пребывает только непорочный: он и его род получают здесь благословение от Бога – Спасителя и Царя славы. Ср. Пс. 14-й.

Псалом Давиду, единыя от суббот.

По сему надписанию кажется, что этот псалом написан в одну из суббот, но точный перевод греческого надписания τῆς μιᾶς σαββάτου есть: первого дня субботы или «в первый день по субботе», т. е. в первый день недели, что указывает не на то время, когда псалом был написан, а скорее – когда он был в церковном употреблении, именно – в первый день недели, когда воспоминалось творение мира, чему отчасти соответствует и содержание псалма.

Изложение псалма драматическое.

1–2. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть.

Представляя Бога царем и победителем, Давид исповедует Его державную власть над всем миром. Господня земля и что наполняет ее, ибо Господь создал землю и все, что в ней и на ней, – как сокровища ее недр, так и растения и животных на ее поверхности; вселенная – пространство, населенное народами и отдельными племенами, кои все ее жители. Господь основал землю на морях – поставил ее среди морей и на реках утвердил ее – утвердил ее среди рек: то есть, земля орошается морями и реками, – как всякая обитаемая земля, так и собственно земля Ханаанская, расположенная между морей – Средиземного, Мертвого и Геннисаретского, и прорезанная реками – Иорданом, Киссоном и др.

3–4. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему.

Как единому Владыке земли, все народы должны поклоняться единому Богу Иегове, Богу народа Израильская, – должны приходить на Сион в Его храм и здесь принимать от Него благословение. Но псалмопевец спрашивает: кто взойдет на гору Господню, именно на Сион, где обитает Господь, как Царь всей земли? или – кто станет на святом месте Его, т. е. кто может стать в скинии пред лицем Божиим или даже обитать на Сионе? (ст. 6; Пс.14:1). И отвечает: тот, у которого руки не повинны – кто не крал и не убивал; у которого и сердце чисто – кто не прелюбодействовал, не желал дома ближнего своего, ни жены его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего его; иже не прият всуе душу свою, т. е. не клялся напрасно, и не клятся лестью искреннему своему или не обманывал ближняя своего посредством ложной клятвы, в особенности – не произносил ложного свидетельства на ближнего своего на суде. Вообще, тот может быть на святом месте, кто свято соблюдает все заповеди святейшего закона, написанного Самим Господом на скрижалях (Ср. Исх.20:13–17 и Пс.14:1–3).

5–6. Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ишущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

Сей кто свято соблюдает все заповеди Закона Божия – приимет благословение от Господа, именно здесь – на месте святом, в скинии, где это благословение преподавал народу первосвященник. Сей приимет не только благословение, но и милостыню, т. е. оставление грехов, дарование благ жизни от Бога, как Спасителя жизни человеческой. Таков род ищущих Бога – он свят и благословен! – Искать Бога, искать лице Его, это значило – являться в скинии с молитвой, жертвой, дарами: но все это принимает Господь только от чистого сердца (Ис.1:11–20).

7–10. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть есть Царь славы.

Представляя Сион местом пребывания Господа, где должны служить Ему все благочестивые люди, псалмопевец созерцает торжественное шествие сюда самого Бога, как Царя – победителя народов, населявших прежде эту землю (хананеев). В древности царям-победителям устраивалось торжественное шествие (– триумф), причем возвышались или расширялись ворота городских стен, обыкновенно узкие. Применительно к этому, и при торжественном шествии Господа, как Царя славы, на Сион должно возвысить врата Сиона. И вот –

Предшествующее Царю славы в торжественном шествии Его, особо для того назначенные вестники восклицают:

– Возмите врата князи ваши, или – «врата, поднимите ваши верхи», разумеется – для того, чтобы шествие Царя славы было совершенно свободным и величественным. Эти врата – вечные, они никогда бы не должны перестраиваться, но здесь будете обитать Господь, Царь славы вечно...

На такое повелительное восклицание хранители врат или правители города, обыкновенно находившееся при вратах его, но доселе еще не знавшие Господа, с недоумением спрашивают:

– Кто есть сей Царь славы? – разумеется, это не какой-либо обыкновенный царь, – для обыкновенного царя, хотя бы и победителя, не поднимутся верхи вечных врат Сиона...

На такое недоумение следует ответ предшествующих Царю славы:

– Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Он Царь славы. Вечные врата Сиона должны торжественно встретить Господа, как Царя – победителя народов, Коему принадлежит и вся земля, и все, что ее наполняет (ст. 1).

Воззвание ко вратам Сиона и ответ на воззвание, повторяющееся дважды, тем сильнее выражают чувства торжествующих победу Господа, как Царя Сиона.

К какому событию относится содержание этого псалма? – Известно, что после завоевания всей земли Ханаанской, оставалась в руках Иевусеев одна только крепость Сион, чрезвычайно сильная. Давид взял эту крепость; поставил здесь вновь устроенную им скинию, торжественно перенес сюда Ковчег Завета – этот видимый престол Бога – Иеговы. С этого времени Сион стал не только постоянным местом пребывания Давида, «городом Давидовым» – столицей его, но и «вечным городом» Бога – Иеговы, как Царя Славы, которому, как победителю хананеев, принадлежит земля Ханаанская и Сион преимущественно. Сюда Он и восшел, как Царь-победитель, одновременно с торжественным перенесением Ковчега Завета; при этом, вероятно, узкие врата древнейших стен Синской крепости были возвышены (Ср. Пс.46 и Пс.47:2,9,13–15). Но этот исторический образ торжественного шествия Господа в свой «вечный город» – Сион есть, в тоже время, прообраз вознесения Христа, как победителя ада и Царя миpa, во врата неба или единственные, истинно вечные врата небесного Сина, т. е. вознесения Спасителя.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle