Источник

Псалом 22

Господь – добрый пастырь Давида, а Давид его кроткий агнец.

Псалом Давиду.

1–2. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя.

Как добрый пастырь, заботливый о своем стаде, не лишает его всего необходимого – пищи, воды, охраны от хищных зверей; так и Господь пасет Давида – питает и охраняет его: и ничтоже мя лишить, говорит Давид, или – и ни в чем я не буду терпеть лишений, – ни в пище, ни в воде, ни в охране. Господь поселил меня на месте злачном, густо покрытом сочной, зеленой травой (какими именно были долины Палестины); на воде покойны воспита мя – питает меня при воде покойной, тихо текущей, а не при бурных горных потоках, в волнах которых легко гибнет мелкий скот ― овцы, козы и пр. (как это могло быть в долине Иорданской и др.). То есть: Господь дает Давиду, как агнцу своего избранного стада, довольство во всем и тихую – безбедную жизнь.

3. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего.

Как добрый пастырь, неусыпно ― зорко стерегущий свое стадо, едва замечает уклонение какой-либо овцы с прямой и ровной стези на скользкую крутизну, немедленно возвращает ее, и та, слыша привычным слухом знакомый голос своего пастыря, снова становится на свою прежнюю, прямую дорогу: так и Господь спасает душу Давида, остерегает его от искушений и преступлений благовременно, снова возвращает на стезю правды – к сознанию долга, к покорности своей власти, к исполнению своего закона, и это – имене своею ради или – для прославления своего имени, ибо Давид, всякий раз, после такого благодеяния своего доброго Пастыря, торжественно восхваляет Его милость и благость.

4. Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси: жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.

Добрый и бдительный пастырь проводит свое стадо безопасно не только днем, но и ночью, – не только по равнинам, но и по глубочайшим ущельям скалистых гор (коих так много в Палестине), или среди пещер пустыни, а иногда даже вводит и в самые пещеры, – туда, где представляется столько опасностей для стада от хищных зверей и для пастыря от злых людей. Так и Господь охраняет Давида: под Его покровительством и водительством Давид совершенно безопасен, если ему приходится идти даже и среди сени смертной – подвергаться бедствиям, кои угрожают ему смертью, ибо к нему никакое зло не приразится, так как с ним Господь – его добрый Пастырь. – И как обыкновенно добрый и мужественный пастырь защищает свое стадо жезлом, а хищных зверей отражает палицей (– короткой палкой, с утолщенным концом) и тем обеспечивает спокойствие стаду на пажити; так и Господь охраняет Давида своей властью и силой, когда бы ни нападали на него враги, днем или ночью, и тем совершенно успокаивает его смущенную душу от страха смертной опасности.

5. Уготовал ecu предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил ecu елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна.

Как добрый и благоразумный пастырь ведет свое стадо на определенное, заранее известное, злачное пастбище, где его стадо пасется в полном довольстве (ст. 1–2): так и Господь снабжает Давида всем необходимым в жизни. И Давид с благодарностью исповедует это: Ты уготовал предо мною трапезу сопротив стужающым мне. Так действительно было, когда Давид, преследуемый Саулом, спасался бегством и пришел в город Номву, где была скиния и где первосвященник Авиафар, для утоления голода, дал Давиду хлебы предложения, следовательно – в доме Божием и с трапезы Господней. Так устроил Господь именно в виду врагов Давида, которые столько позорили его. Умастим ecu елеом главу мою – что обыкновенно делалось в праздничное время и для выражения радости, следовательно – обрадовал меня. – И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна – полная чаша, достаточная не только для утоления жгучей жажды, но и для утешения в скорби, и не раз, а постоянно: такая чаша обыкновенно и всегда подавалась за столом зажиточного семейства и в ней имели свою долю все его члены, – к общей радости. Такова была чаша семейной радости и у Давида, – яко державна – совершенно полна, как царская чаша.

6. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.

Добрый и бдительный пастырь, любя свое стадо, зорко смотрит за каждой своей овцой и, при надобности, не только останавливает ее окриком или задерживает жезлом, но и бежит за ней, берет на руки и спасает от падения или похищения. Так любовь пастыря как бы преследует овцу неотступно. Подобно тому, и Давид, сознавая свою зависимость от Господа и всю благодетельность Его водительства, молит Его: и милость Твоя поженет мя – пусть будет не отступна от меня, как бы преследует меня – во все дни жизни моей; – и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний – и чтобы мне пребывать постоянно в доме Господнем в продолжении всех дней моей жизни, – совершенно безопасно, подобно тому, как в совершенной безопасности бывает овца, когда она находится во дворе своего пастыря.

Образ доброго пастыря, столь верно приложенный Богу Давидом, который и сам был пастырем на пажитях близ своего родного Вифлеема, во всей полноте воспринял на Себя и родившейся в пещере Вифлеемской Христос Господь, этот истинно «Добрый Пастырь» своего всемирного стада – церкви. Сей Пастырь не только имеет попечение о душах словесных овец своих, но и свою душу положим ради спасения их. Он устроил священную Трапезу для всех чад Своей церкви; Его чаша, преисполненная Его святейшей Кровию, служит для всех в доме Божием не оскудевающим источником не только долгих и спокойных дней земной жизни, но и блаженства жизни вечной.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle