Источник

Псалом 77

Призывая народ к строгому вниманию, псалмопевец, поучая, открывает ему историческую судьбу его, – как народ забывал дела величайшей милости Божией, чудодейственно оказанной ему в Египте, при переходе чрез Красное море, в пустыне, при занятии земли Обетованной, и – уклонялся даже в идолопоклонство, показывает, как за такое забвение Господь наказывал свой народ неоднократно, и, наконец, указывает на величайшую милость Божию – как утвердил Господь царство своего народа посредством, «раба своего» Давида.

Разума Асафу, иначе – «учение Асафа».

1–4. Внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих.

Такой призыв народа к строгому вниманию Асаф делает потому, что сам проникнут сознанием величайшей важности предмета, о котором будет говорить, и трудности понимания его, во всей его совокупности, а также и благоговением к судьбам промысла Божия в исторической жизни Израиля. – «Внимай, народ мой, закону моему», говорит боговдохновенный псалмопевец от лица самого Господа: приклоните ухо ваше к словам уст моих». Псалмопевец говорит собственно об исторических событиях, а называет свое учение «словом закона» потому, что самые события те стояли в связи с определениями воли Божией или с законом и записаны они вместе со всеми законами в одних и тех же книгах, которые называются одним словом «Закон».

2–4. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания и сперва. Елика слышахом и познахом я̀, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори.

Учение Асафа, высокое по своему предмету, принимает и соответственное ему выражение – в притчах. Отверзу в притчах уста моя, говорит Асаф. Отверзать уста, значит говорить продолжительно, произносить цельную, связную речь: и таково учение Асафа в его псалме; это – одна, священно-поэтическая речь. Он говорит в притчах. По своему употреблению, притча есть или иносказательная цельная речь (аллегорический рассказ) или краткое изречение, выражающее одну, отдельную глубокую мысль, под каким-либо образом или подобием, нередко – в виде сравнения. Асаф в своем псалме передает собственно краткие сведения о многих отдельных исторических событиях, как-бы только упоминает о них; а потому, самые события в его речи служат только образами его мыслей, или в его учении многие дела Божии служат только памятниками – указателями, с одной стороны, заповедей, а с другой – благодеяний Божиих (ст.7,10–11,32–35 и др.). – Провещаю ганания и сперва, говорит Асаф, или – буду громко проповедывать ганания, то же, что гадания, – и сперва, из древности. Иначе – Асаф громко возвещает своим слушателям, посредством пения, то учение, которое они должны слушать с глубоким вниманием, как содержащее высший и таинственный смысл всей исторической жизни народа, с самого ее начала, т. е. со времени его исхода из Египта. – И так Асаф будет возвещать народу все то, что и сколько сам он слышал и узнал, – что и сколько рассказали ему отцы, точнее – праотцы. Он будет проповедовать то, что не осталось тайной для детей их, этих праотцев, напротив – передавалось из рода в род, от предков потомкам, и возвещалось открыто, во всеуслышание, именно – хвалы Господни, т. е. что торжественно воспевалось в псалмах во славу Божию, и силы Божии – такие события, в которых открывалось Его могущество над народами, их царями и богами, и – чудеса, которые сотворил Господь этим могуществом ради спасения своего народа, Израиля и ради славы своего имени (ср.Ис.76:12–17 и др.).

5–6. И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Изpauлu: елика заповеда отцем нашым сказати я̀ сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я̀ сыновом своим.

Асаф проповедует то, что Господь повелел проповедовать. – И воздвиже свидение во Иакове, – Господь поставил свидетельство в народе, который представляет собою потомство Иакова. И закон положи во Израили, – то свидетельство, поставленное Богом, есть вместе и закон Его: это – «все то, что заповедал Господь отцам, чтобы они возвещали детям своим, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и что бы они в свое время возвещали своим детям».

В древности, при заключении завета, самые условия завета писали на высоких камнях и ставили их памятниками и свидетелями оного. Так писаны были на камнях и главные законы Ветхого завета Бога с народом. Вместе с тем, Господь неоднократно повелевал не только хранить свои постановления и законы, но и непременно передавать их ближайшим, а чрез них и дальнейшим потомкам. Так, устанавливая праздник Пасхи, Господь чрез Моисея говорил народу: «И да будет вам день сей памятен и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» (Исх.12:14,24; ср.13:3,8–10). – Или, когда Иисус Навин, по молитве Моисея, победил Амаликитян в пустыне, то Господь сказал Моисею: «напиши сие для памяти в книгу» (Исх.17:13–14). Наконец, не задолго пред своею смертью, повторяя и дополняя свое законодательство, Моисей, от имени Господа, говорил всему народу: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой... Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Втор.4:5–6,9).

7–8. Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут, да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего.

Откровения, установления и законы должны передавать отцы детям, чтобы все они и всегда помнили дела Божии и на Госиода возлагали свое упование. – Да положат на Бога упование свое, – все отцы и дети их должны возлагать свою надежду на Бога, как возлагали их праотцы, находившиеся в крайне трудных и даже безысходных обстоятельствах, – на Бога, единого истинного, а не на богов – идолов или царей языческих (Пс. 76:3,4 и др.). И не забудут дел Божиих, – как отцы, так и дети их не должны забывать дел Божиих – чрезвычайных дел, чудес, ибо в них очевидно для всех открывались могущество и благость единого истинного Бога (Пс.76:12–15 и сл.). – И заповеди Его взыщут, памятуя о делах Божиих, пусть они взыщут – постараются узнать и неопустительно сохранить – исполнить все заповеди Божии, – чем, именно, и приобретаются милости Божии, посылаемые чудодейственно. – Да не будут, якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, – храня закон и памятуя дела Божии, пусть младшие поколения не будут как их отцы – род строптив, кои уклонились с своего пути, который указан им был Законом Божиим, – род преоюрчеваяй, или – поколение, раздражавшее и огорчавшее Бога своим упорным противлением воле и власти Божией. – Род, иже не исправи сердца своего, – это было поколение, сердце которого не имею прямого направления, ибо отступало от заповедей Господних в угоду своим страстям. – И не увери с Богом духа своего, – это поколение не верно было Богу в душе своей, так что иногда как будто и выражало пред Богом любовь свою к Нему, но только устами, льстиво и лживо (ст. 10–12,17,32,36–37; ср. Втор.32:4–5; Иез.2:3–4 и сл.).

9–12. Сынове Ефремли, наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани: не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поле Танеосе.

Как Израиль не остался верен Богу, это показывают и доказывают «сыны Ефремовы». – Сынове Ефремли, наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани, – сыны или потомки Ефрема, младшего из двух, сына Иосифа, славились умением наляцать – крепко натягивать лук и метко стрелять. (Ср. Суд.20:16). Это уменье они показывали неоднократно. Так, когда судья Израильский Гедеон, в войне с Мадианитянами, пригласил на помощь себе колено Ефремово, то «Ефремляне перехватили у Мадианитян переправу через воду до Беофары и Иордан, и поймали двух князей Мадианских Орива и Зива, и убили их и преследовали Мадианитян». После этого Гедеон, признавая заслугу Ефремлян, сказал им: «сделал ли я что такое, как вы ныне?.. в ваши руки предал Бог князей Мадиамских, Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы»?.. (Суд.7:23–25;8:2–3). Возвратишася в день брани, – обратились назад в день брани, или предались постыдному бегству. Но эти искусные стрелки и храбрые воины не всегда помогали своим соотечественникам, единоверным с ними. Так, когда другой судия Израильский Иеффай и его народ, находясь в «сильной ссоре с Аммонитянами», приглашали Ефремлян на помощь против них, то Ефремляне «не спасли их». Тогда Иефеай «собрал всех жителей Галаадских, и сразился с Ефремлянами, и побили жители Галаадские Ефремляи, говоря: вы беглецы Ефремовы»... Так, очевидно, наказал Господь Ефремлян за измену соотечественникам (Суд.12:1–4 и сл.). – Неверные своему народу, Ефремляне впоследствии оказались неверны даже и самому Богу. – Именно: когда Иеровоам, сын Навата, из колена Ефремова, получил власть над десятью коленами, отложившимися от царского дома Давида и составившими особое царство, то Господь, чрез пророка Ахию, сказал Иеровоаму: «Тебя Я избираю и ты будешь владычествовать... и будешь царем над Израилем. И если будешь соблюдать все, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой, Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля» (3Дар.11:26,29–30,37–38). Но Иеровоам не сохранил завета Божия; опасаясь, что «царство его может опять перейти к дому Давидову», Иеровоам, посоветовавшись, сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно нам ходить в Иерусалим; вот боги твои Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху; ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан, и оставили храм Господень» (3Цар.12:26–30). – Так постепенно и скоро народ забыл истинного Бога. – «И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он явил им пред отцами их, – чудеса, которые Он сотворил в земле Египетской, на поле Танеосе, или – на поле Цоан, т. е. в окрестности города Цоана, иначе Тана или Таниса, находившегося в нижнем Египте, где и совершены были Моисеем чудеса – казни над Египтом.

13–14. Разверзе море и проведе их, представи воды яко мех, и настави я̀ облаком во дни и всю нощь просвещением огня.

Асаф воспоминает своим слушателям те величайшие чудеса, которые совершил Господь, но которые забыты сынами Ефремовыми, т. е. всем царством Израильским (ст. 9–12). – Разверзе море и проведе их, – Господь, изводили Израиля из Египта, разверз пред ним бездну вод Красного моря и провел его по дну моря. Представи воды, яко мех, – разделил воды моря сильным восточным ветром; Господь поставил их по правую и по левую сторону неподвижно, так что они были как-бы в кожанных мехах (– в коих обыкновенно содержат воду жители востока (Исх.14:21–22). И настави я облаком во дни, – когда вел их Господь, то наставлял их или показывал им путь в течение дня облаком, и всю нощь просвещением огня, иначе – во всю ночь освещал путь светом огня.

По свидетельству Бытописателя, когда «двинулись сыны Израилевы из Сокхофа, и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни, то Господь шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем, и столп огненный ночью от лица всего народа» (Исх.13:20–22; Ср. Чис.10:34).

15–16. Разверзе камень в пустыни и напои я̀ яко в бездне мнозе, и изведе воду из камене и низведе яко реки воды.

Счастливо живя в земле Обетованной, при полном изобилии всех благ, народ Израильский забыл, как некогда Господь спас его праотцев в пустыне Аравийской от смертельной жажды. – «Господь разверзе – рассек каменную скалу в пустыни, и напоил их, как из великой бездны,» т. е. появилась столь обильная вода, как бы здесь было глубочайшее озеро. – Так было в Рафидиме (Исх.17:1–6). – «И извел Господь воду из каменной скалы, и воды потекли, как реки». Так было в пустыни Син, близ Кадеса. Когда народ, томимый смертельной жаждой, роптал на Моисея и Аарона, то «Моисей взял жезл от лица Господа, как Он повелел ему... И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Чис.20:1–4,9,11).

17–20. И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней, и искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. И клеветаша на Бога и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? Или уготовати трапезу людем Своим?

Несмотря на величайшие чудеса, совершенные Богом для народа Израильского при исходе и по выходе его из Египта, а также и при путешествии его по пустыни, народ не преставал – продолжал грешить. – «Израильтяне продолжали еще и еще грешить пред Богом, именно – роптать на Него, забывая о Его благодеяниях. – Они преогорчали – чрезмерно раздражали Всевышняго в безводной – той пустыне, где Господь неоднократно изводил им обильную воду из скалы (ст. 15–16). – Они «искушали Бога в сердцах своих, требуя брашна – пищи душам своим», точнее – по душе своей, т. е. такой и столько, какой и сколько им желалось. – «И клеветали на Бога» – лживо роптали против Бога, и говорили: возможет ли Бог приготовить трапезу в пустыни? – т. е. приготовить и дать столько и такой пищи, сколько и какой приготовляется за обыкновенным обеденным столом, и разумеют – нет, не может... Вот, оне ударил в камень и потекли воды и полились ручьи; но может ли Он дать и хлеб? ужели Он может приготовить и дать своему пароду даже и трапезу, точнее – мясную пищу? – и разумели – нет, не может...

21–22. Сего ради слыша Господь и презре: и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Израиля, яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его.

Дерзким ропотом народа возбуждался и воспламенялся гнев Божий на него, потому что народ, не смотря на величайшие чудеса и вместе дела милости Божией, не веровал в Бога и не надеялся на спасение от Него. Видел это Господь и презрел свой народ – как бы оставив его без своего внимания и промышления. Так было с Израильтянами, когда они остановились станом в пустыне Фаран. «Народ стал роптать в слух Господа; и Господь услышал и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь. И нарекли имя месту сему: Тавера (– горение); потому что возгорелся у них огонь Господень». (Чис.11:1–3).

23–25. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, и одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек, брашно посла им до сытости.

Когда народ, находясь в пустыне, испытывал недостаток пищи или был недоволен ее однообразием и роптал, то Господь посылал ему пищу чрезвычайным образом. – И заповеда облаком свыше, или – Господь повелевал облакам и двери неба отверзал – открывал эти облака, как бы врата житниц: и одожди им манну ясти – посылал с облаков манну, в таком обилии как дождь, в пищу народу; и хлеб небесный даде им – посылал манну, как небесный хлеб, ибо ее не было на земле. Хлеб ангельский яде человек, – каждый человек – израильтянин ел манну, этот хлеб ангельский, ибо его Господь посылал с неба чрез ангелов. Брашно посла им до сытости, – эту пищу Господь посылал народу в великом изобилии, так что каждый ел до сытости.

Так было сначала в пустыне Син, а потом в пустыне Фаран. – «И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш... Поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидали сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу». (Исх.16:11–15). Это была манна. Народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем. И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна» (Чис.11:8–9).

26–29. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива, и одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. И нападоша посреди стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им.

По желанию народа, Господь и в пустыне безводной и необитаемой посылал ему в изобилии разнообразную пищу – не только хлеб, но даже и мясо. – Господь воздвиг с неба юг, т. е. южный, точнее – юго-западный ветер, и силою своею навел льва, т. е. ветер с юга: и одождил на них плоти, – мясо, как пыль, и – как песок морской, птиц пернатых, разумеется – в бесчисленном количестве. «И нападали эти пернатые посреди стана, около жилищ их», т.е. около самых палаток, на том месте пустыни, где Израильтяне стояли станом – «И принес им столько, сколько они желали». – Так было, во-первых, в пустыне Син. – «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне (Син). И сказали им сыны Израиля: о, если бы мы умерла от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб до сыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом... И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых, скажи им: вечером будете есть мясо... Вечером налетели перепелы и покрыли стан» (Исх.16:2–3, 11–13). Тоже повторилось и в пустыне Фаран. – Когда пришельцы между Израильтянами стали обнаруживать прихоти, а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом? и когда Моисей до отчаяния скорбел ввиду своей беспомощности, то Господь дал им мясо. «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону, и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли» (Чис.11:4 и сл. 31 и сл.).

30–31. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Исраилевым запят.

Насущная потребность питания была удовлетворена совершенно. – Не лишася от желания своего, – народ не был лишен ничего из того, что желал: напротив, удовлетворение насущной потребности переходило в неумеренность, и насыщение в пресыщение. – Еще брашно – мясо – было в устах их, как и гнев Божий пришел на них, и поразил смертью большинство из них: и избранных из народа израильского, именно юношей, запят – низложил.

Так народ наказан был за ропот и алчность. И это было в пустыне Фаран. – Когда «поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов» в бесчисленном количестве; то встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собирал десять хомеров (– ефу или меру): и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их, и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава (– гробы прихоти); ибо там похоронили прихотливый народ» (Чис.11:31–34).

32–37. Во всех сих согрешиша еще и не вероваша чудесем Его, и исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием. Егда убиваше я̀, тогда взыскаху Его и обращахуся и у́треневаху к Богу: и помянуша, яко Бог Помощник им есть, и Бог Вышний Иизбавитель им есть: и возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его.

«При всем этом, говорит Асаф, т. е. при всех чудодейственных милостях и при наказании от Бога, Израильтяне продолжали еще грешить, и не верили чудесам Его. И исчезали дни их в суете – в стремлении к приобретению тленных благ временной жизни; так проходили и лета их т. е. вся жизнь, со тщанием, иначе с поспешностью, именно в этой суете их. Когда Господь убивал их, точнее – поражал великою язвою, как это было за пресыщение мясом перепелов (ст. 31), тогда они искали Его, обращались к Нему за помощью, даже утреневали к Нему – с восходом солнца обращались к Богу с молитвой, т. е. ревностно молились. И воспоминали, что Бог их защита, теперь, как и прежде был, и – что Всевышний Избавитель их, каким Он Себя показал народу при совершении казнен в Египте. Так они высказывали любовь свою к Богу только устами, иначе – льстили Ему, и языком своим лгали; потому что сердце их не бе право с Ним, или – сердце их было не верно Ему; ниже уверишася в завете Его, или – не оставались тверды в верности Его завету.

Так в свое время и Моисей обличал неверных и не благодарных Евреев. – Находясь уже на пределах земли обетованной, и не за долго пред своею смертью, Моисей говорил народу: «Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носить сына своего, на всем пути (– из Египта), которым вы проходили, до пришествия вашего на сие место. Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему, Который шел пред вами путем, искать вам место, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке. И Господь Бог услышал слова ваши и разгневался и поклялся, говоря: никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим» (Втор.1:31–35). Так потом обличали народ и пророки.

38–39. Той же есть щедр, и очистит грехи их, и не растлит, и умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего. И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся.

Не смотря на неблагодарность народа и на забвение им чудодейственных милостей Божиих, Господь щадил его и не истреблял совсем с лица земли. – Господь щедр, – Он оказывает милость человеку и не по заслугам его, – Он очищал грехи народа или совершенно прощал их, и не растлевал его, иначе – не истреблял его совершенно. Он умножал отвращать ярость свою, иначе – много раз или при многих обстоятельствах отвращал свой яростный гнев; и не разжигал своего гнева во всей его силе, так, чтобы он, как пламя, истребил весь народ, нет – Он отвращал свой гнев, и прощал грехи по своему милосердию. – Господь помнил, что Израильтяне суть плоть, т.е. люди, зараженные грехом от природы; помнил, что они – дыхание, которое уходит и не возвращается, т. е. они смертны. И, памятуя это, Господь всегда был к ним, как людям от природы грешным и смертным, щедр и милостив.

40–43. Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Ссвятаго Израилева раздражиша, и не помянуша руки Его в день, в оньже избави я̀ из руки оскорбляющаго, яко же положи во Египет знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе.

Милосердие Божие к народу особенно обнаружилось в том, что Господь щадил его, хотя народ многократно Его осворблял, забывая о Его чудесах. – «Как многократно Израильтяне огорчали или раздражали Господа в пустыне, и прогневляли Его в земле безводной!» – разумеется, ропотом – то на недостаток пищи, то на недостаток питья. И снова и снова возвращались к своему ропоту, – не смотря на исполнение их желаний чудодейственное (ст. 29); и искушали Бога, – требуя новых чудес от Него, – и тем оскорбляли Святого Израилева, который всегда неизменно хранил и точно исполнял свои обетования. И не памятовали руки Его, или – благодеяний, оказанных народу Его всемогущей рукой, – в том, когда Он этой рукой своей избавил их от руки оскорбляющего или от сильной власти угнетающего, т. е. Египетского царя Фараона, именно-когда Он положил – определил сотворить в Египта знамения свои и чудеса свои на поли Танеосе или в окрестности города Танеев, иначе – Тана, Цана и Цоана, – (Ср. ст. 11–12 и др.). Такая неблагодарность и неверность Богу требовали жесточайшего отмщения и даже истребления Израильтян, но Господь «памятовал, что они суть плоть и дыхание, которое уходит и не возвращается», и прощал им грехи их... (ст. 38–39).

44–48. И преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня neсия мухи, и поядоша я̀, и жабы, и растли я̀. И даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою, и предаде граду скоты их, и имение их огню.

Израиль не помнил чудес Божиих, как я совершил Господь в Египта – только ради избавления его от Египетского рабства, и – таких, какие были, с одной стороны, проявлением милости Божией, с другой – проявлением гнева Божия, которого должны были страшиться и сами Израильтяне, иначе – служа казнями для Египтян, такие же чудеса могли послужить казнями и для Израильтян, при забвении ими о делах благости Божией.

Господь превратил воду рек и потоков Египетских в кровь, так, чтобы Египтяне не могли пить оную». Так именно, по повелению Божию, сделали Моисей и Аарон. «И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами Фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь; и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской» (Исх.7:19–21). – Между тем, для своего народа Господь даровал живую воду из скалы в безводной пустыне. – Послал Господь на Египтян песиих мух – насекомых, кои поедали – больно кусали их, как бы собаки. Действительно, по воле Божией, «налетело множество песьих мух в дом Фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от песьих мух». Между тем, Господь «отделил в тот день землю Гесем, на которой пребывал народ Его, и там не было песьих мух». И соделал Господь это так, «чтобы народ Его знал, что Он есть Господь Бог среди всей земли» (Исх.8:22–24). – И посылал Господь па Египтян жаб, которые губили их». Так было по слову Божию: «Аарон простер руку свою с жезлом своим на реки, на потоки и на озера; и вывел жаб на землю Египетскую. И вышли жабы и покрыли землю Египетскую; и вошли жабы в дома Египтян, и в спальни их, и на постели их, и в домы рабов их, и в печи, и в квашни»... (Исх.8:3,5–6). – И плоды – земные произрастения Египтян отдал Господь рже или гусенице, и труд их, т. е. произрастения, приобретаемые с тяжелым земледельческим трудом, именно – пшеницу, ячмень и другие, отдал Господь пругом – саранче; иначе говоря – хлебные растения Египтян истребила молодая и старая саранча. Это было так. «Простер Моисей жезл свой на землю Египетскую; и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую, и легла по всей стране Египетской в великом множестве; прежде не бывало такой саранчи... Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные... и не осталось никакой зелени, ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Исх.10:4–6,13–15). – «Побил Господь градом виноградники Египтян, и черничие или сикоморы их погубил сланою – льдом. Предал Господь граду скот Египтян и имение их, т. е. стада и пастбища истребил огнем, точнее – молнией. Так, именно, по повелению Божию, «Моисей простер жезл свой к небу; и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле, и послал Господь град на всю землю Египетскую. И был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было по всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град и все деревья в поле поломал. Только в земле Гесеме, где жили сыны Израилевы, не было града» (Исх.9:23–26).

И все такие «знамения» являл Господь над Египтянами с тем, чтобы каждый Израильтянин рассказывал сыну своему и сыну сына своего о том, что Он сделал в Египте, и о знамениях, которые Господь показал в нем, чтобы все знали, что Он есть Господь» (Исх.10:1–2). Но народ забыл эти «знамения»...

49–51. Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи, и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.

Израиль не помнил той милости Божией к себе, которая выразилась в беспощадном гневе над Египтянами. – Господь послал на них гнев ярости своей, – как бы пламенеющий свой гнев, и ярость, иначе – сильнейшее негодование на них за упорное противление Его воле, и гнев – выражение возбужденного чувства неприязни в действиях, карающих – поражающих, сокрушающих, и скорбь – сильнейшее чувство горя при испытании всяких бедствий и лишений, которые произведены карающей властью разгневанного Господа, Бога Израилева. – Все это – послание ангелы лютыми, т. е. все бедствия Египтяне посланы на них разгневанным Богом, но посланы чрез ангелов лютых, которые хотя сами по себе добрые, но, будучи верно-покорными исполнителями воли Божией, приводили в исполнение гнев Божий над Египтянами в полной мере и во всей его беспощадной строгости. – Господь путесотворил стезю гневу своему, или – как бы открыл свободный путь, на котором и совершил действия своего гнева над Египтянами совершенно беспрепятственно, – посредством своих ангелов, которые совершили казни над Египтом в виде страшных действий стихий... И не пощаде от смерти душ их, – действуя так, при посредстве своих ангелов и силами стихий, Господь не только наказывал Египтян болезнями и страданиями, но и погублял души их или лишал их самой жизни. – И скоты их в смерти заключи, – не только самих людей поразил Господь смертью, но даже и стадный скот их заключил в смерти, т. е. послал моровую язву, от которой скот Египтян должен был умирать неизбежно: в этом и обнаружилась именно ярость гнева Божия на Египет. И порази всякое первородное в земле Египетской, – поражая людей и стада, Господь поразил в тех и других первородное, иначе всякого первенца, и в семействе и в стаде: и так поражал Господь первенцев во всей земле Египетской, следовательно, весьма многих... Так поражал Господь и начаток, всякого труда их в селениях Хамовых, – разумеется, истреблял плоды полей, огородов и садов; и это потому, что все совершалось в селениях Хамовых или местах, населенных потомками Хама, проклятого патриархом Ноем в лице сына его Ханаана, и всего потомства его, а потому и беспощадно истребляемого Богом – ради благочестивого потомства Сима, народа Израильского.

52–53. И воздвиже, яко овцы, люди Своя, и возведе я̀ яко стадо в пустыни, и настави я̀ на упование и не убояшася, и враги их покры море.

Совершив суд над Египтом в силе своего яростного гнева, в виде беспощадных казней над ним, Господь тем самым устранил всякие препятствия к освобождению Израильтян от власти фараона и выходу их из этой страны тяжкого рабства. И если в отношении к Египтянам, как потомкам проклятого Хама, Господь явился беспощадно строго карающим судией, то, наоборот, к потомству благословенного Сима, чрез Иакова, к народу Израильскому Он явился добрым пастырем. – И воздвиже, яко овцы, люди своя, – Господь поднял свой народ, подобно тому, как пастырь поднимает свое стадо утром, после холодной туманной ночи, и повел его, и возвел его, как стадо овец, из долины в гористую пустыню – на пастбище. И настави я на упование, иначе – и наставлял этот народ, как пастырь стадо, на путь надежный, безопасный, хотя и в пустыне, гористой и песчаной; разумеется, Господь указывал путь народу – днем столпом облачным, а ночью столпом огненным. И не убояшася, – народ, видимо и дивным образом руководимый самим Богом, уже ничего не боялся, ни потери пути, ни нападения неприятелей, ни гибели от недостатка пищи и пития – И враги их покры море, – врагов народа, т. е. Египтян, кои томили их в рабстве и не желали освободить, напротив, решились преследовать уже и вышедших, Господь сокрыл в море, которое поглотило их. В этом было очевидное покровительство Господа своему народу и основание, на котором утверждалась незыблемо его надежда на совершенную безопасность в путешествии неопасному пути чрез пустыню.

54. И введе я̀ в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его.

Если гнев Господа над Египтом обнаружился в том, что Он погублял Египтян в их собственной стране, а войско, вышедшее для преследования Его народа, ввел в море и потопил его волнами; то, наоборот, милость Божия к Израилю обнаружилась в том, что, выведши его из Египта, Господь провел его чрез море и далее вел безопасно хотя и по опасному пути в пустыне и, наконец, привел его в свою гору, как пастырь стадо. – И введе я в гору святыни своея, или – Господь привел свой народ в свою святую гору, именно – в Ханаан, имеющий сплошь гористую поверхность, иначе – в горную страну, и – святую, потому что на одной из гор этой страны стояло и Его святилище: в гору сию, говорит псалмопевец, т. е. ту, на которой находится святой храм и где теперь пребывает сам псалмопевец и прославляет Господа в этом своем псалме, приводя на память исторические судьбы Израиля (ст. 1–2, 3–7). Это – та гора, говорит псалмопевец, которую Господь приобрел своей десницей, – разумеется, потому, что Господь своим всемогуществом непосредственно содействовал Иисусу Навину, при самом вступлении народа в землю Ханаанскую и при последующем быстром завоевании ее, на всем ее протяжении.

55. И изгна от лица их языки, и по жребию даде им [землю] ужем жребодаяния, и всели в селениях их колена Израилева.

Приведя свой народ в свою святую землю, Господь сделал совершенно безопасным и обитание народа в оной. И изгна от лица их языки, – Господь частью истребил, частью изгнал из Ханаана первобытных обитателей его – Хананеев. – И по жребию даде им землю ужем жребодаяния, – изгнав насельников Ханаана, Господь всю землю их отдал своему народу, но – так, что они делили ее между собою по жребию, следовательно, беспристрастно, а по таинственному назначению высшей Воли и правды Божией. При этом делении, собственно для отмера участков, употреблялось уже жребодаяния, т. е. веревка, отмеривающая то, что досталось и давалось по жребию: и таким образом обеспечивалось полное довольство, правильное и бесспорное наследие участков земли потомками первых участников. – И всеми в селениих их колена Израилева, – на местах и в жилищах, где обитали Хананеи, Господь поселил двенадцать колен народа Израильского.

56–58. И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша, и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их, превратишася в лук развращен, и прогневата Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша его.

Не смотря на многие и величайшие милости Божии – изведение из Египта, хранение в пустыне, дарование земли Обетованной – народ Израильский, со временем, оказался не памятливым, небдагодарным, неверным, даже враждебным в отношении к своему Богу. – И искусиша и преогорчиша Бога Вышнего, – вошедши в землю Обетованную, Израильтяне искушали Бога, т. е. не доверяли Его промыслу, и огорчали – тем, что не помнили Его чудодейственных благодеяний и не благодарили за них. И свидений Его не сохраниша, – не хранили в памяти и не исполняли на деле тех откровений, какие даны были Господом под условием, что народ будет благоденствовать только тогда, когда будет их хранить. – И отвратиишася и отвергошася яко же и отцы их, – израильтяне, пришедше в Обетованную землю, отвратились – отступили от пути, указанного Богом, т. е. от данного Им закона, и отверглись – решительно отказались от исполнения оного, и так изменили завету с Богом, – также, как это сделали их отцы или праотцы, которые еще в пустыне, при Синае, поклонились золотому тельцу вместо Бога... Превратишася в лук развращен, или – перевернулись как бы неверный лук. Это – притча. Израиль, в крепкой деснице Божией был как бы луком, которым он поражал своих врагов – язычников, как Египтян, Амаликитян и Хананеев; а в последствии Израиль превратился – сам стать язычником, стал огорчать Бога, поражать Его сердце своими гнусными пороками, – подобно тому, как кривой лук, при тугом натягивании, перевертывается и поражает самого стрелка. – Так именно народ прогневлял огорчал Господа на холмах своих – на холмах населенной им земли Обетованной; так он раздражал Господа истуканами – идолами своими, которым поклонялся на тех холмах под деревьями. Это огорчало и раздражало Господа тем более, что самая земля эта, с ее холмами, дана была народу Богом, именно как дар Его милости, под условием неизменной верности Ему и Его Закону и Завету. И так огорчал народ Бога и раздражал Его особенно во времена судей и последних царей.

59–61. Слыша Бога и презре, и уничижи зело Израиля, и отрину скинию Силомскую, селение, еже вселися в человецех, и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов.

Поклонение Израильтян истуканам – идолам на холмах (ст. 58), сопровождавшееся то шумными кликами радости, то воплями скорби, то криками о помощи, Господь слышал и отвращал свой слух и взор от народа. А так как это безумное и вероломное идолослужение унижало Господа пред идолами; то и Господь, в праведном гневе своем, зело уничижил Израиля,– весьма унизил Израильский народ, цодвергнув его многим и тяжким лишениям, подобно тому, как некогда уничижал, даже уничтожал Египтян и Хананеев (ср. ст. 21 и 50–51, 53). – И отрину скинию Силомскую, – первое и весьма важное уничижение народа состояло в том, что Господь отринул ту скинию, которая стояла в городе Силоме и была селением – местом обитания Господа в человецех или среди народа Израильского – И предал в плен крепость их, – Господь передал в плен неприятелей и то, что составляло крепость народа или предмет его одушевления, чем он особенно укреплялся в борьбе с врагами; отдал Господь и доброту их – главное украшение или предмет славы народной – отдал в руки врагов – язычников, в их полное распоряжение. Разумеется, эта сила и доброта Израиля есть Ковчег завета Господня.

По завоевании земли Обетованной при Иисусе Навине Скиния была поставлена в городе Силоме. Здесь – «в Силоме, пред Господом Иисус Навин бросил жребий и разделил там землю сынам Израилевым по участкам их» (Нав.18:1,10). И в последствии «продолжал Господь являться в Силом» (1Цар.3:21). Но когда, при судии – Первосвященнике Илии, Израильтяне выступили против Филистимлян и были побиты ими: то «послал народ в Силом, и принесли оттуда Ковчег Завета Господа Саваофа, сидящего на Херувимах», – в надежде, что Господь окажет им чрезвычайную помощь; даже и враги подумали было также. Но «когда сразились Филистимляне, то поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят в плен»... Так отошла слава Божия от Израиля! (1Цар.4:2,4,7–8,10–11,17,21–22).

А затем, и когда возвращен был Ковчег Завета Филистимлянами и поставлен в ближайшем городе Вефсамисе, то «Господь поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек», – за проявленное кощунство вместо благоговения (1Цар.6:14,19).

62–64. И затвори во оружии люди Своя и достояние Свое презре. Юноши их пояде огнь и девы их не осетованы Быша, священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.

Наводя гнев на свой народ за неверность его своему завету и за идолослужение, Господь истреблял его беспощадно, то оружием врагов – соседей, то непосредственно своею силой. И затвори во оружии люди своя, – подвергая народ свой истреблению, Господь как бы затворил его во оружии, т. е. окружил его войском со всех сторон, поставил в безвыходное положение. И достояние свое презре, – так Господь презрел – беспощадно истреблял мечем свое достояние, т. е. свой народ, как бы все стадо заколол... Юноши их пояде огнь, – не только мужей, но и юношей, этот цвет населения, лучшую силу народа, истреблял Господь, и не только мечем, но и огнем – когда истреблял города, места их жительства. И девы их не осетованы Быша, – по истреблении юношей и девицы уже не могли выйти в замужество. Эго положение девиц, сколько горестное, столько же и позорное (по взгляду того времени), однако не было осетовано, т. е. не было оплакано, как горестное, ибо все население погибло без остатка, вместе с юношами погибли и девы... – Священницы их мечем падоша, – священники, посвященные на служение Богу, обыкновенно не призываемые на войну, однако же, по воле разгневанного Господа, также подверглись истреблению мечом – за бесчинство при богослужении и даже за увлечение идолопоклонством. И вдовицы их не оплаканы будут, – вдовы избиенных священников не только не будут оплакивать своих злосчастных мужей, но и сами не будут оплаканы, ибо и они будут истреблены и дети их ними... Так, Господь, во гневе своем, истребляет грешных – и детей и даже до третьего и четвертого рода.

Псалмопевец имеет в виду единственное в истории Израиля и страшное событие, совершившееся в последнее время правления судей. – «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливыми (Суд.17:6; ср.18:1 и сл.; 19:1 и сл. 21:21). Вследствие этого развилось идолопоклонство и до последней крайности размножались пороки, и в их самой грубой форме. А вследствие этого вспыхнула даже междоусобная война – величайшее из общественных бедствий. Именно, Израильтяне решили наказать жителей города Гивы, за одно величайшее злодеяние: собрались все Израильтяне против этого города единодушно, как один человек (Суд.20:11); за Гиву вступились жители других городов колена Вениаминова. Произошло ожесточенное сражение. Израильтяне, окружив Вениамитян, поражали их со всех сторон. «И пало из сынов Вениаминовых восемнадцать тысяч человек, людей сильных. Оставшиеся обратились и побежали к пустыне... И побили еще Израильтяне на дорогах пять тысяч человек... Всех же сынов Вениаминовых, падших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные... И обратились оставшиеся и убежали в пустыню.. Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым, и поразили их мечем, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось во всх городах, и все находившиеся на пути города сожгли огнем». Так именно мечем и огнем было истреблено почти все колено Вениаминово (Суд.20:43–48;21:3,6).

65–66. И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина, и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им.

Уничижая, поражая и даже истребляя свой народ, за его противление своей воле, Господь беспощадно карал и врагов его и своих, которые служили орудием проклятия Божия. – И воста яко спя Господь... Речь приточная. Господь представляется как бы спящим – покоящимся в то время, когда Его народ – Его достояние расхищают враги... Яко силен и шумен от вина, – но Он встает яко силен, т. е. как исполин, и шумен – грозен, как бы от вина, но –разумеется – взволнован гневом... И порази враги своя вспять, – и отразил Господь врагов своих и народа своего, и они обратились вспять – назад, и предал их вечному поношению. По сравнению псалмопевца, Господь действовал подобно исполину – судии Самсону. Однажды, пребывая в городе Газе, Самсон был окружен жителями Газы, которые «ходили кругом и подстерегали его всю ночь в воротах города, и таились всю ночь, говоря: до света утреннего подождем и убьем его. А Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плеча свои и отнес их на вершину горы»... И враги не посмели преследовать его. (Суд.16:1–3).

67–69. И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра, и избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби, и созда яко единорога святилище Свое, на земли основа́ и в век.

За многократные оскорбления своего Имени идолопоклонством народа израильская Господь предавал его то междоусобной войне и взаимному самоистреблению, то поражению и плену со стороны врагов, при чем отдал в руки врагов даже и самый Ковчег Завета. Потом опять возвратил эту святыню своему народу, но уже не на прежнее место пребывание ее, не в Силом, а в другое – первоначально в Вефсамис, а потом в Кариафиарим, в дом Аведдара. А в последствие, отсюда Ковчег был перенесен на гору Сион (1Цар.6:11–15;20–21;7:1–2). Так показал Господь, что Он уже не жалает обитать среди потомства Иосифа в колене Ефремовом, а избрал для себя колено Иудино, именно гору Сион, которую и возлюбил, ибо здесь обитал первоначально в скинии, а потом во храме. И созда яко единорога святилище свое, разумеется – Господь устроил Себе храм – святилище на Сионе, и на этой возвышенной скале оно было крепко и неприступно, и неодолимо, как бы единорог – носорог, возлегающий на холме. И здесь – на этом непоколебимом основании – Господь утвердил его – свое святилище на веке, или так твердо, как утвердил самую землю.

70–72. И избра Давида раба Своего, и восприят его от стад овчих, от доилиц поят его, пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое. И упасе я̀ в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я̀ есть.

Избрав гору Сион в колене Иудином местом своего пребывания среди народа Израильского, Господь избрал и царя над этим народом также из этого колена. И избра Давида раба своего, – вместо царя Саула, происходившего от Иосифа из колена Вениаминова, Господь избрал Давида, из колена Иудина, ибо Он «отверг селение Иосифово» (ст.67). – И восприят его от стад овчих,– Господь взял Давида от стад овец, которых он был пастырем; Господь взял его от доилиц, т. е. от стад овец и коз, дающих молоко или питающих молоком своих ягнят и козлят; Он взял Давида для того, чтобы он пас уже не стада, а народ Божий – Иакова или потомство патриарха Иакова, и Израиля – достояние свое, т. е. народ Израильский, как бы стадо, составляющее собственность Бога, как Пастыря, и пасущееся на его пажити, в Ханаане. – И Давид пас это стадо Божие в незлобии сердца своего, иначе – в кротости, ибо от природы был кротким и воспитал в себе кротость самым образом своих занятий в пастушеской жизни. И в разумех руку своею наставил я̀ есть, иначе – и разумно руководил их, наставляя на правый путь мирной добродетельной жизни, – их – Израильтян, как единое стадо. Разумеется – а не так пас, как его предшественник, злой и безумный царь Саул, отвергнутый Богом.

О том, что Господь отверг царя Саула, знал пророк Самуил, помазавший его на царство, и скорбел... «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтобы он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем, и пойди; Я пошлю тебя к Иессею, Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Когда Самуил пришел в дом Иессея и, увидав семь его сыновей, узнал, что никого из них не избрал Господь; то спросил отца: «все ли дети здесь»? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил: пошли и возьми его... И когда привели Давида, Господь сказал Самуилу: встань, помажь его: ибо это он. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал злой дух от Господа» (1Цар.16).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle