Источник

Псалом 78

Скорбя о храме, Иерусалиме и об истреблении его жителей, псалмопевец молит Бога о милосердии к народу и об отмщении врагам – ради славы имени Его.

Псалом Асафу

1–2 а. Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище.

Нашествие врагов, попрание ими святыни храма и опустошение Иерусалима оскорбляет, огорчает и ужасает псалмопевца, и он обращается к Богу с молитвенным воплем. – Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, – язычники, совершенно не знавшие и не почитавшие истинного Бога, пришили, разумеется, как враги, в достояние Его – в ту землю, которая принадлежит Ему в особенности, где и народ живет тот, который принадлежит Ему исключительно. – Оскверниша храм святый Твой,– придя в землю Божию, язычники – враги, не чтя Бога, не пощадили и Его храма, они осквернили храм, и, прежде всего, уже и тем, что вошли в него, что было запрещено язычникам по закону, и – тем, что даже во храме совершали убийства, и, наконец – тем, что, разрушая храм, ограбили его. – Положиша Иерусалим яко овощное хранилище,– осквернив храм, враги тем менее могли пожалеть и пощадить святой город, Иерусалим, где находился этот храм: они оставили Иерусалим в таком виде и положении, в каком находится овощное хранилище, т. е. шалаш в огороде, по снятии плодов, иначе говоря – оставили его в развалинах (ср.Ис.1:8).

2б.–3. Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным, пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.

Разрушая город и храм, враги беспощадно истребляли и население его, как в городе, так и во храме. – Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, – язычники, не почитавшие Бога, убивали тех, кто были рабами Его, служили Ему, и притом – в столь громадном количестве, что трупы убиенных оставались непогребенными, так что они становились брашном, т.е. – пищей для птиц небесных. – Плоти преподобных Твоих зверем земным,– убитые, оставаясь непогребенными, делались добычей зверей земных или диких – геен, шакалов и других; так что плоти или части тела – руки, ноги – даже и преподобных, т. е. людей благочестивых, терзали эти звери земные... Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, – избивая жителей копьями и мечами, безжалостно, беспощадно, враги проливали кровь их обильно без меры, она текла по узким руслам долин в самом Иерусалиме и около него в таком обилии, как обтекающие его потоки – Кедронский и Силоамский. – И небе погребаяй, – избиенных было так много, а живых оставалось так мало, что некому было хоронить трупы...

4. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущым окрест нас.

Побежденные, разоренные и избитые, Иудеи стали еще и предметом позора пред всеми. – Быхом поношение соседом нашила,– сделались предметом посмеяния от соседей – смежных народов. – Подражнение и поругание сущим окрест нас, – стали предметом подражнения или открытой насмешки и поругания– бесстыдного и безнаказанного издевательства от народов, живущих в окрестностях, каковы Филистимляне, Финикияне, Моавитяне, Аммонитяне, особенно Идумеи и другие (ср. Пс.79:7;Пс.82:3–9). В таком позоре Евреев со стороны соседей обнаружилось их злорадство, вследствие зависти к прежнему могуществу Еврейского царства, в период блестящей славы его при Давиде и Соломоне.

5–7. Доколе Господи прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролей гнев Твой на языки незнающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша, яко поядоша Иакова, и место его опустошиша.

Видя всюду разрушение, опустошение и истребление, псалмопевец со страхом и недоумением спрашивает: «доколе Ты, Господи, будешь гневаться на нас до конца в или в конец»? т. е. Ты гневаешься так, что мы, вследствие Твоего гнева, погибнем окончательно; и доколе будет разжигаться –пылать ревность Твоя, как огонь? – разумеется, Твоя ревность к правде, пылающая как огонь, уничтожить нас совершенно... Затем, в сознании своей преданности Богу, псалмопевец молит Его обратить свой огненный гнев на язычников – врагов, разорителей и истребителей народа. – Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, –подобно тому, как некогда пролил воды потопа или огненный-серный дождь на жителей Содома и Гоморры, т. е. без меры великий. – Пролей гнев Твой и на царства, которые имени Твоего не призывают, – на языческие царства, в коих нет веры в истинного Бога. – Такой кары гнева Божия и в такой степени его эти народы и царства заслуживают потому, что они пожрали Иакова, и жилище его опустошили, – эти язычники, не зная Бога, истребляли Его народ беспощадно, как лютые – дикие звери, и самое жилище его разорили, а между тем народ этот – потомство благословенного Иакова, которому было обетовано, что оно будет бесчисленным, как песок морской и как звезды небесные.

Враги – язычники, которые так жестоко разоряли и истребляли народ Божий, это – Халдеи, со всеми подвластными им народами Востока. О такой жестокости их непререкаемо свидетельствует пророке Иеремия, свидетель – очевидец всех ужасов разорения Иерусалима и избиения и пленения Иудеев Халдеями, о чем и говорит он с таким же чувством скорби и теми же словами, как и псалмопевец Асаф, – в своей книге «Плач».

8–9. Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего.

Псалмопевец сознает, что бедствия отечества ниспосланы за беззакония народа, и не только последних, т. е. младших, но и первых, т. е. старших поколений оного; а потому и просит Господа о прощении тех беззаконий, и, вместе с тем, об избавлении от бедствий, столь разорительных и гибельных. – Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи,– избавление от бедствий должно последовать не по заслугам, коих нет, а только по щедротам или – по милосердию Божию и такое милосердие Божие должно предварить бедствующих или придти им навстречу. И это должно быть скоро, ибо, говори! псалмопевец, мы обнищали зело или весьма истощены – пожарами, грабежом, убийствами, что все производит беспощадно злые враги. Такая скорая помощь должна быть оказана народу не ради благополучия его только, нет – а ради славы Божией, которая откроется именно в спасении народа силою и властью Самого Господа, который победит всех врагов его, столь сильных, злых и дерзких.

10. Да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их? И да увестся во языцех пред очима нашима отмщение крове раб твоих пролитыя.

Псалмопевец просит, чтобы Господь очистил грехи народа и избавил его от бедствия и нищеты – ради славы своего Имени. – Почему? – дабы язычники не сказали когда-либо об израильтянах: где есть Бог их? Язычники пришли в наследие Божие или в собственную землю Божию, осквернили святой храм Божий, святой город Иерусалим превратили в развалины, избили жителей его, трупы их отдали на растерзание птиц и зверей, и – чрез все это – сделали народ Божий посмешищем у окружающих его народов: между тем, царь народа и его Бог, как будто не видит всего и того, не заступается за свой народ, когда он особенно нуждается в помощи и даже сам просит о заступлении, – как будто у этого народа нет Бога... Но да будет же известным между язычниками отмщение за пролитую ими кровь рабов Божиих»! – иначе, пусть Господь Сам отмстить язычникам за кровь израильтян, подобно тому, как, обыкновенно, и сами израильтяне мстили за кровь своих родственников, – и по закону Моисея, и по примеру Самого Бога, отмстившего Каину за кровь убитого им брата Авеля.

11. Да внидет пред Тя воздыхание окованных, по величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных.

Дабы подвигнуть Бога на отмщение врагам – победителям и на защиту побежденных псалмопевец обращается с молитвой к Господу. Да внидет пред Тя воздыхание окованных, молитва, соединенная со стонами и вздохами пленных и закованных в цепи, да внидет пред лице Твое или дойдет к Тебе, как царю, и да будет услышана Тобою. – По величию мышцы Твоея снабди сыны умерщвленных, – так как, кроме пленников, много было и убитых, а у них остались бесприютные дети – сироты; то необходимо снабдить их или дать им все надобное для сохранения их жизни, именно – пищу, одежду, жилище, все то, что отнято у них врагами – грабителями и губителями, – дать по величию мышцы Твоей или но величию Твоего могущества, все преодолевающего.

12–13. Воздаждь соседом нашым седмерицею в недро их поношение их, им же поносима Тя, Господи. Мы же людие Твои и овцы пажити Твоея исповемыся Тебе, Боже, во век, в род и род возвестим хвалу Твою.

Псалмопевец молит Господа об отмщении не только прямым врагам – грабителям и разорителям отечества, но и соседям. – Воздаждь соседом нашым, – тем народам, которые подвергли бедствующих Израильтян поношению и поруганию (ст. 4) за это самое поношение их, – воздай им седмерицею, т.е. в семь раз более, иначе – в полном совершенстве, – воздай в недро их – в грудь, так, чтобы они прочувствовали всю скорбь и тяжесть ее, как чувствовали ее побежденные израильтяне. – О таком отмщение молить псалмопевец не по злости ко врагам, а по ревности к славе Божией, – чтобы язычники знали истинного Бога и поняли, что несут наказание за то, что «поносили Господа» (ст. 10). – Мы же, говорит псалмопевец, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем исповедывать или прославлять Тебя, из рода в род – из поколения в поколение возвещать хвалу Тебе, – как доброму Пастырю своего стада, Спасителю своего народа.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle