Источник

Псалом 79

Господь должен спасти свой народ, который был как благоустроенный и плодоносный виноградник, а потом разорен, расхищен и истребляется врагами, как хищными зверями.

1. В конец, о изменшихся, свидение Асафу.

Назначенный в конец, т. е. для исполнения во храме при богослужении, псалом имеет особый характере, – он говорит о изменшихся, точнее – о том, что нужно понимать не в прямом, а в переносном смысле, следовательно, этот псалом имеет характер приточный (иносказательный) (ст. 9–16). Он есть свидение Асафу или откровение Божие этому боговдохновенному певцу – левиту.

2–3. Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех явися, пред Ефремом и Вениамином и Манассием воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас.

Обращаясь к Богу с молитвой о спасении народа, псалмопевец – Асаф называет достолюбезное Богу имя благословенного Им патриарха Иакова и двух его сыновей, младших, но самых любимых этим патриархом, и молит за их потомство. – Пастырь Израиля, взывает псалмопевец, вонми – молитве за народ! – наставляяй яко овча Иосифа или – Ты, Господи, наставляющий племя – потомство Иосифа, как бы водящий стада овец на пажити, вонми молитве за cиe потомство! – Седяй на Херувимех, – Ты, Господи, восседающий на Херувимах (коих изображение были поставлены над Ковчегом Завета), как бы на троне, явися пред Ефремом, Вениаминоми Манассием, – пред потомством Вениамина – младшего сына Иакова и пред потомством Ефрема и Манассии, детей Иосифа, коих наиболее любил Иаков, – разумеется, явись, как пастырь, хранитель, защитник и спаситель. – Воздвигни силу Твою, – подними свое воинство на защиту Твоего народа, и npиuдu во еже спасти нас, – и с этим воинством прииди, чтобы спасти нас, – от войск враждебных, народов, разоряющих страну и истребляющих народонаселение ее, в особенности, разумеется, в пределах колен Вениаминова, Ефремова и Манассиана.

4–5. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих?

Видя крайнюю опасность, до которой дошел народ, и приближающуюся его погибель, вследствие гнева Божия на него, псалмопевец молит Господа об отвращении этого гнева. – Боже, обрати ны, взывает псалмопевец, т. е. возврати с пути погибели на путь спасения, как пастырь возвращает заблудившихся овец на мирную пажить, иначе – восстанови нашу благополучную жизнь. – И просвети лице Твое, иначе – воззри на нас светлым взором, а не мрачным, т. е. кротким и благостным, а не гневным. – И спасемся,– и мы, теперь погибающие, как заблудившиеся овцы, брошенные своим пастырем, тогда – при милостивом Твоем отношении к нам – спасемся от своих врагов, разорителей, губителей, истребителей. – И чем скорее приближается окончательная гибель народа, тем скорее должен прекратиться гнев Божий. Господи, Боже сил! восклицает псалмопевец, доколе Ты будешь гневаться на молитву рабов Твоих? – разумеется, Ты не должен но гневе презирать молитвы своих рабов, нет – слыша воздыхание и видя слезы молящихся Тебе, Ты должен подвигнуть свою силу и спасти их (ст. 3 и Пс.78:11–12).

5–8. Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Положил ecu нас в пререкание соседом нашым, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Находясь под давлением тяжелого горя и в скорби при безвыходном положении, видя во всем этом действие явного гнева Божия, псалмопевец молит Господа о прекращении этого гнева. – «Господи, Боже сил! доколе Ты будешь гневен к молитвам рабов Твоих»? или – доколе Ты не будешь отвечать милостиво народу Твоему на молитвы его об избавлении от бедствий и скорбей? разумеется, пора уже обрадовать их милостью за перенесенную ими скорбь. – «Ты питаешь нас хлебом со слезами и поишь нас слезами в меру», или – нас, преданных Тебе рабов, Ты, во гневе Своем, заставляешь есть хлеб постоянно со слезами и, вместо питья, глотать свои слезы в такой мере, что их вполне достаточно дли утоления жажды»... Но это – участь самых жалких, совершенно отверженных рабов. – Ты положил нас предметом пререкания для соседей наших или – соделал предметом спора для соседних народов, которые, разумеется, видя нашу необыкновенно горестную участь, отчасти недоумевают, отчасти злорадствуют.... «И враги наши дразнят нас», – явно осмеивают нас в нашем горе, видя нашу беспомощность, как отвергнутых Самим Богом... А так как бедствующий, не встречая сочувствии к себе, погружается в большую скорбь и близится к отчаянно – к погибели, то псалмопевец и молит Господа о прекращении! Его гнева и – о спасении. – «Господи Боже сил! обрати нас», – возврати в прежнее состояние, в родную землю, подобно тому, как добрый пастырь возвращает заблудившихся овец на мирное пастбище. – «И просвети лице Твое», – обрати на нас взор Твой милостивый, радушный, а не мрачный – гневный. «И мы спасемся», – а не погибнем, как овцы без пастыря, брошенный им на произвол судьбы, рассеянные, расхищаемые, истребляемые... И, разумеется, Бог может соделать этоспасение своего народа, ибо Он Бог сил – Владыка и Повелитель как сил бесплотных, так и стихий миpa, ибо Он прежде благоустроял и охранял свой народ всегда.

9–10. Виноград из Египта принесл ecu, изгнал ecu языки, и насадил ecu ѝ, путесотворил ecu пред ним, и насадил ecu корения его, и исполни землю.

Речь приточная. Представляя, какое Господь имел попечение о своем народе, как благоустроял его некогда, псалмопевец уподобляет народ винограднику. – «Ты принес виноград из Египта», – свой народ, как лучшую виноградную лозу, Ты переместил из Египта в Ханаан – в Палестину. – «Ты изгнал народы и насадил его» – этот виноград, точнее – частью истребил и частью изгнал туземные племена, именно – Хананеев, Иевусеев, Амореев, Хеттеев и другие из Ханаана и поселил в этой стране Израильтян – Путесотворил ecu пред ним, или соделал ему – своему винограду, т. е. народу, удобный путь, иначе – очистил ему место для свободного развития – распространения. – И насадил корни его – виноградника, т. е. удобно поместил в Ханаане первые семейства народа, вошедшего в Ханаане. – И исполни землю, – и виноград, посаженный на удобной земле, беспрепятственно развиваясь, разросся, т. е. народ Израильский, живя благополучно в Ханаане, размножился, и, постепенно распространяясь, людно заселил всю поверхность этой земли.

11–12. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия, простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Виноградник, посаженный Богом в Ханаане, разросся так, что «тенью его покрылись горы», т. е. народ Израильский размножился так, что заполнил всю землю, если селениями и городами покрыл все холмы и горы Ханаана. – «И ветви его – виноградника – как кедры Божии», – так велики и высоки ветви виноградной лозы, как ветви кедров Божиих, т. е. высочайших. Разумеется, отдельные племена или двенадцать колен народа Израильского стали отдельными его отрослями, великими и сильными. – Простер розги его – виноградника – до моря, – становясь многолюдными, отдельные колена народа распространились до крайних пределов Ханаана, даже до моря, т. е. Средиземного моря на западе. – И даже до рек отрасли его, – отдельные ветви виноградника простирались даже до рек, именно – до реке Тигра и Евфрата на востоке.

Такое размножение и расселение народа Израильского действительно было во времена правления царей Давида и Соломона. Тогда – «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломин владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта» (3Цар.4:20–21).

13–14. Вскую низложил еси оплот его, и объимают ѝ вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде́ ѝ.

Речь приточная продолжается. – Никакой благоразумный хозяин, устроив виноградник, не станет его разорять. Отсюда недоумение псалмопевца. – «Для чего же Ты, Господи, низложил оплот его, или – разрушил ограду, низверг ее в развалинах на землю – в своем винограднике? – То есть, Ты допустил разрушить пределы, оборонительные укрепления страны – Ханаана, но – почему?... И – вследствие этого – обимают его или снимают с него ягоды, обирают его – виноградник все проходящие мимо по дороге, – все, кому это желательно; делают это легко и безнаказанно, ибо виноградник разгорожен, разрушен, оставлен на произвол судьбы. То есть, народ Израильский, оставленный Богом, в своей разоренной стране, подвергается ограблению и даже истреблению легко от всяких своих врагов, тогда как прежде Господь изгонял и истреблял другие народы ради благоустройства своего избранного народа (ст. 7–9). Почему же это теперь так? – Озоба и вепрь от дубравы, – пожирает его – виноградник – лесной вепрь или дикая свинья, со всей алчностью. И уединенный дивий поядает его, зверь уединенный, т. е. ходящий не в стаде, а отдельно, и потому более дикий, пожирает виноградник с еще большей алчностью, причем и отогнать этого зверя нельзя, – так он дик и страшен... Разумеется, израильский народ, оставленный Богом, подвергся нашествию сильных и яростных врагов – царей языческих, то Салманассара, то потом Навуходоносора, которые – особенно последние – разорили страну, разрушили ее оплот – крепости и самый Иерусалим, и, с дикостью зверей, истребляли не раз, – то мимо проходя, то сюда приходя, – народ Израильский и истребили было его почти уже до конца. Но, почему же это совершилось так? спрашивает псалмопевец. – На это отвечает пророке Исайя от лица Божия: «ждал Я, что виноградник принесет грозди, а он произрастил терние»... (Пс.5).

15–16. Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши ѝ, его же насади десница Твоя, и на сына человеческаго, его же укрепил еси Себе.

Не смотря на то, что виноградник подвергся уже разрушению, расхищение и истреблению, псалмопевец, однако, не теряет надежды на спасение хотя остальной части его и молит о том Бога, насадившего виноградник. – «Боже сил, обратись же, и призри с неба и посмотри и посети виноградники, сей», или – обрати взор, который Ты отвратил во гневе своем; посмотри с неба – откуда Ты подаешь обильное орошение винограднику, чего он теперь лишен посети этот виноградник, т. е. даруй ему свою милость. И соверши и, его же насади десница Твоя, или – дай снова совершенное благоустройство, благополучие и обильное плодоношение винограднику, который первоначально насадила и обрабатывала Твоя десница, следовательно – который для тебя должен быть дорогим, любимым... И на сына человеческого, которого Ты укрепил Себе, иначе – обрати милостивый взор Твой на тот народ, который Ты утвердил – прочно и благонадежно устроил, поселив его в Ханаане, устранив все враждебное и опасное для него (ст. 9–12). И так Ты соделал это для Себя – чтобы виноградник был именно Твоим, т. е. Ты благоустроял Израильский народ и охранял его, как свой избранный, любимый. Как такой, охраняй его и теперь.

17–18. Пожжен огнем и раскопан, от запрещения лица Твоего погибнут. Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, его же укрепил еси Себе.

Огнем обыкновенно выжигались те места, которые заростали сорными травами и особенно терновником. Но вот, по воле Божией, выжигается огнем не терновник, а виноградник благоустроенный, многоветвистый, обширный, тенистый... Обыкновенно выкапывались корни диких растений и камни, и выбрасывались, чтобы не затруднять развития корней виноградных лоз. Но вот, по воле Божией, раскапывается виноградник, который успел уже развить лозы во всей силе их роста (ст. 12)...

В виду этого бедствия, псалмопевец молит Господа о сохранении виноградника, т. е. о спасении народа Израильского. – «Да будет рука Твоя, Господи, над мужем десницы Твоей!» т. е. сохрани того мужа, который во власти Твоей, – «над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе», т. е. над представителем народа Израильского, подобно тому, как всегда была Твоя десница над Давидом – избранником Твоим.

19–20. И не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся.

Призывая Бога с молитвой о милости и спасении, псалмопевец, от лица народа, дает обет быть верным Богу. – Благоустрояемые и охраняемые Тобою, как любимый виноградник, «мы не отступ им от Тебе» – не изменим веры, не будем покланяться идолам: «оживи нас», или – восстанови нашу благополучную жизнь, как восстанавливается жизнь и плодоношение виноградника, орошаемого дождем, и «мы будем призывать имя Твое,» разумеется – в клятве и молитве будем призывать Твое имя, надеясь на Твои свойства, а не будем призывать имена ничтожных богов – идолов. – «Господи Боже сил! обрати нас» – как добрый пастырь возвращает погибающих овец из пустыни на злачную пажить (ст. 2, 4, 8). – «Просвети лице Твое, Господи», или – взгляни на нас милостиво, а не гневно, «и – мы спасемся!» – а не погибнем, как заблудившиеся овцы, брошенные своим пастырем.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle