Источник

Псалом 148

Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего.

Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147).

1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вcu Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я̀ в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет.

«Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его».

Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» (Иов.38:6–7). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1–3).

«Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным!

7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вcu кедри: зверие и вcu скоти, гади и птицы пернаты.

Как небо, так должна хвалить Бога и земля, как Творца своего. – Хвалите Господа огнь земли, т. е. все творения, жизнь которых сосредоточена на земле. Хвалите змиеве, точнее – великие и хищные животные, обитающие в ущельях, подземельях, и – во всех безднах, т. е. на глубине морей. – Хвалите Господа огонь и град, снег и голоть – туман, дух бурен или бурный ветер. Эти стихии должны хвалить Господа, ибо все они творят слово Его – исполняют Его повеление, при постоянном промышлении о жизни на земле, когда Он при посредстве всех этих стихий совершает столько дел своей премудрости и благости. – Хвалите Господа горы и все холмы, где преимущественно расположены города и другие поселения. Хвалите дерева плодоносные и все кедры, – звери и всякий скот, гады или пресмыкающиеся (змеи, ящерицы и пр.), и птицы пернатые, летающие в воздухе. Все они должны хвалить Господа, как Промыслителя, который всех их питает.

11–14. Царие земстии и вcu людие, князи и вcu судии земстии: юноши и девы, старцы с ю́нотами. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единаго, исповедание Его на земли и на небеси. И вознесет рог людий Своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему.

Хвалите Господа, цари земные и все люди – народы, князья их и все судии земные, – все, более или менее имеющие власть над имуществом и самою жизнью им подвластных. – Хвалите Господа юноши и девы, чье будущее семейное счастье и благоденствие потомства зависит от благословения Божия. Хвалите Его и старцы с юношами – отроками, одни за дарование долголетия, другие – за дарование им отцов и руководителей, благословенных таким долгоденствием. – Итак, да восхваляют Имя Господне все: ибо Имя Его единого превознесено над всеми – и царями, и князьями, и судиями и народами их. – И вознесет роя людей своих, – Господь, так восхваляемый, да вознесет, – прославит победой, – рог или оружие народа своего, Израиля.

Песнь всем преподобным Его, – этот хвалебный псалом назначается для пения всем благочестивым, именно – сынам или потомкам Израиля, людям приближающимся Ему, т. е. желающим быть в близком союзе с Богом, а потому приходящим к Нему во храм с молитвами и жертвами.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle