Источник

Псалом 145

Блажен, кто надеется на Господа, как Царя, Судию и Защитника своего народа.

Аллилуиа, Аггеа и Захарии.

По указанию этого надписания, – вероятно, на основании предания Иудейской церкви, – псалом этот был в употреблении у пророков Аггея и Захарии, живших по возвращении Иудеев из плена Вавилонского и проходивших свое служение во время построения второго храма в Иерусалиме, при Зоровавеле и первосвященнике Иисусе, сыне Иоседека (в период около 450–420 г. до Р. Х.).

1–2. Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь.

При созерцании благости и милости Господа к людям страждущим разного рода, псалмопевец проникается глубоким чувством благодарности и восторженно возносит Господу свою хвалу. – Хвали, душа моя, Господа! Восклицает восторженный псалмопевец. Буду восхвалять Господа в течение всей моей жизни, буду пет Богу моему все время, доколе существую.

3–4. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.

Не надейтесь на князей, как на сынов человеческих, – в них нет спасения: ибо, надеясь на князей, на их войска, оружие и боевые колесницы, можно забыть Бога, а только Он есть истинный Помощник и Защитник своего народа. Изыдет дух его, – душа из такого князя выйдет, в тот день, – в день его смерти, – погибнут и все помышления его, – останутся без исполнения его замыслы относительно самозащиты и обороны царства, как-то: укрепления стен, вооружения войск, переговоры с соседями о союзе и т.п. Именно, подобные помышления никогда волновали маловерного царя Иудейского Ахаза: почему его и народ Иудейский подобным образом обличал в маловерии великий пророк Исаия. Так, он говорил, между прочим: «грядет день Господень – день суда Божия – на все гордое и высокомерное... И падет величие человеческое и высокое людское унизится. И один Господь будет высок в тот день... Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека (– царя Ахаза), которого дыхание в ноздрях его, ибо, что он значит?» (Ис.2:12,17,21,22, ср. 7). Также обличали других царей другие пророки. Особенно эта беспомощность князя очевидна была во время плена Вавилонского, когда Хранителем и Защитником своего народа был только Бог (Дан.3:38).

5–7. Блажен, емуже Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.

Блажен тот, для кого помощник Бог Иаковлев, у кого надежда не на князей и не на сынов человеческих (ст. 3), а на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море, и все, что в них, т. е. на небе, на земле или в море следовательно, блажен тот, кто не надеется и на мнимых богов, коих язычники представляли в виде светил небесных или каких-либо сил на земле и т. п. – Блажен, кто надеется на Господа, хранящего истину вечно, именно – творящего справедливый суд обиженным, дающего пищу – хлеб алчущим. Так Он утолял голод пророка Илии, то при потоке Хориве, куда враны приносили ему пищу, то в пустыне Иудейской, где Ангел Господень питал его» (3Цар.17,19). Следовательно, Господь творит такую правду, которая далеко не всегда встречается на суде людей-князей, как и в жизни их (ст. 3), и где, наоборот, постоянно совершаются притеснения слабых сильными, по самой слабости тех...

8–9. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.

Блажен тот, кто уповает на Господа Бога своего (ст. 5): ибо «Господь разрешает – освобождает от уз окованных, как-то: пленников, рабов, должников и т. п. Так Он милостив, тогда как сильные и гордые цари земные этого не делают (каким был особенно Вавилонский царь Навуходоносор, Ис.14:4–6,17). – Господь умудряет слепцы; так, престарелый и слепой патриарх Исаак, помимо своей воли, благословил младшего, но лучшего сына своего Иакова и в нем – весь происшедший от него народ Израильский, высшим благословением... (Быт.27–28). – Господь возводит низверженных: так, Он возвел снова на царский престол возлюбленного раба своего и помазанника Давида, которого изгнал – было его сын-злодей, Авессалом. – Господь любить праведники: так, Ему особенно были дороги Авраам, отец верующих, Иов, праведнейший из всех людей (Иов.1:1; 2:3), как в последствии был любезен юноша-пророк, а потом «муж желаний» Даниил (Дан.9:23). – Господь хранит пришельцев; так, Он сохранил патриарха Авраама, когда он был пришельцем в Египте, как потом в Гераре, где жена его Сарра могла подвергнуться оскорблению со стороны то Фараона Египетского, то Авимелеха Герарского, а сам он мог быть даже убит (Быт.12,20). – Господь принимает сироту и вдову: так, Он принял под свое особое покровительство вдову в городе Сарепте Сидонской, – послал к ней великого пророка Илию, который даже воскресил единственного сына этой вдовы (3Цар.17). – Так и вообще, Господь любит всех праведников (ст. 8), а путь нечестивых погубляет, или – прекращает их жизнь... И так Господь будет царствовать во-веки, Бог твой, Сион, в род и род!


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle