Источник

Псалом 146

Да будет прославляем Господь, как всеблагой Промыслитель о жизни своего народа, во всех ее отношениях.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога».

1–6. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: изчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли.

Хвалите Господа, яко благ псалом, – ибо для того, чтобы прославлять Господа, пение псалма хорошо, – оно приятно Богу: да будет же это пение сладостно Богу нашему, как приятнейшая жертва. – Зиждай Иерусалима Господь, – хвалите Господа, ибо Он созидает Иерусалим. – Рассеяния Израилево соберет, – Он соберет народ Израильский из всех стран, где он был в рассеянии во время и после плена Вавилонского. – Он исцеляет сокрушенных сердцем, – тех, кто и в отечестве находится, но, от лишений и горя, теряет надежду на продление жизни. И обязуяй сокрушение их, – как бы перевязывает их раны, т. е. врачует их скорби разными дарами своей милости. – Он, как Творец и царь неба, исчисляет все множество звезд, и все их называет по именам их, т. е. дает им назначение и законы движения, подобно тому, как бы царь своему воинству. – Разумеется, если Господь, как Царь Небесный, знает весь мир звездный и управляет им; то тем более Он знает землю и всех людей на ней, в особенности свой народ, Израиля, который и будет Им собран из рассеяния, хотя бы Он был многочислен, как звезды небесные, и рассеян был под всем небом (ср. Ис.40:9–15,21–31). – Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим, – ибо Он исчисляет все множество звезд небесных и управляет всем звездным мифом, как единый Творец и Царь его (ср. Пс.138:6). – Как такой великий Владыка, Господь принимает смиренных под свое особое покровительство и возвышает их из их уничижения; а нечестивых, по гордости своей забывающих Бога, Он унижает даже до земли, т. е. низводит их с высоты их благополучия, лишает их преобладания в обществе, низводить в нищету, в рабство, в темницу и даже в могилу...

7–9. Начните Господеви во исповедании, пойте Богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли́ дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком: дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его.

Обращаясь к хору певцов-левитов, псалмопевец приглашает их исполнять и его псалмы. – Начинайте петь Господу во исповедании, или – в этом громком славословии посредством пения во всеуслышание. Пойте Богу нашему в гуслях, – под сильные и приятные звуки гуслей (– в роде той-же псалтири). Пойте, ибо Бог наш одевает небо или покрывает твердь небесного свода облаками. Понижая облака, Он собирает их в тучи, кои содержат в себе дождь для земли, которую и орошают в изобилии. Посредством такого дождя Он произращает не только в долинах, но и на горах траву и вообще всякий злак на службу людям, – или для питания, или для врачевания, или для украшения и пр. – Так Он дает и стадам скота их пищу, т. е. разнообразные злаки и травы. Дает пищу и птенцам ворона, которые взывают к Нему или призывают Его, быв оставлены на Его попечение. Разумеется, тем более Господь имеет свое попечение о вдовах и их детях, бесприютных сиротах (Пс.144:15–16; Пс.145:9; Иов.38:41).

10–11. Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.

Как Промыслитель, Господь не в силе констей восхощет. – не пожелает спасать того, кто надеется на силу коней и колесницы: не пожелает спасать и того, кто надеется на свои лыста – лядвеи, или вообще на крепость своих ног. Но благоволит Господь к теме, кто боится Его и уповает на милость Его. То есть: в опасных обстоятельствах войны, или в решительной битве, Господь помогает не тому, кто надеется на коней и колесницы, и не тому, кто надеется спастись бегством, рассчитывая на крепость своих ног, нет: ибо таковые люди забывают о помощи Божией, а Господь помогает именно тем, кто надеется на Его милость и помощь. Так Он спас Израильтян, шествовавших с посохом в руках, и погубил Фараона и его войско с конями и колесницами (ср. Пс.19:8–9; Пс.32:16–20).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle