Источник

Псалом 141

Господь, наблюдая стези гонимого и беззащитного праведника, избавляет его от преследования гонителей.

1. Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся.

Преследуемый царем, злым Саулом, невинный Давид вынужден был спасаться от него бегством и скрываться в вертепах – глубоких пещерах Иудеи, и там молился о своем спасении; а когда получил возможность свободно выйти оттуда, то в благодарность Богу составлял, новый псалом и воспевал его. К такому времени относится происхождение и этого псалма.

2–4. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда изчезати от Мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.

Гласом моим ко Господу воззвал я, гласом моим ко Господу помолился. Пролию пред Ним моление мое, – вознесу молитву с обильными слезами, и пролию их, как воду (– подобно тому, как некогда Израильтяне при возвращении Ковчега Завета из Филистимской земли, вместе со слезами радости о его возвращении, проливали и воду как бы в пополнение своих слез и для выражения полнейшей радости). – Но Давид выражает в своей слезной молитве пред Богом не радость, а глубокую скорбь... Внегда изчезати от Мене духу моему, или – когда изнемогал во мне дух мой и я терял мужество, то Ты знал стези мои, – хотя, разумеется, я скрывался бегством по тайным тропинкам пустыни, и – зная их, Ты хранил меня, ибо и на сем пути, где я скрывался, мои враги, как ловцы, все-же скрывали мне сети, или устраивали тайную засаду...

5. Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою.

Спасаясь бегством, я искал убежища, говорит псалмопевец, – ибо оставаться в пустыне бесприютным трудно и крайне опасно. И вот, смотрел я на правую сторону и взглядывал, но не было никого знакомого мне. Погибе бегство от Мене, иначе – не было мне убежища, а потому и самое бегство мое было напрасным, – меня скоро могли найти и легко схватить гонцы-ловцы, посланные царем-гонителем Саулом. И несть взыскали душу мою, – так и не было никого, кто взыскал бы душу мою, т. е. кто бы позаботился о сохранении моей души или жизни, как дорогой для него, так, чтобы она не пропала напрасной жертвой яростного гнвва безумного гонителя...

6–8. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты ecu упование мое, часть моя ecu на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне.

Находясь в беспомощном состоянии, я молитвенно воззвал к Тебе, Господи, и сказал: Ты упование мое, – так что Ты будешь как бы местом убежща для меня бесприютного (ст. 4), и – Ты часть моя на земле живых, так что будешь для меня как-бы наследственным участком земли, т. е. будешь питать меня – скитальца даже в бегстве, в пещерах безлюдной пустыни, и снова возвратишь меня на землю живых или обитаемую землю из пустынных пещер, где хоронили мертвых (и где приходилось Давиду укрываться от царя Саула, ст. 1). – Посему вонми воплю моему, яко смирихся зело – ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. – Изведи из темницы душу мою, т. е. из мрачной подземной пещеры (– где укрылся Давид, как бы узник, брошенный на дно подземной темницы), – чтобы мне славить Имя Твое за это благодеяние. Мене ждут праведницы, – люди благочестивые ожидают, что Ты возвратишь меня из пустыни изгнания, ждут – доколе Ты воздашь мне эту милость за страдания и лишения, какие терпел я в это время гонения...


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle