Источник

Псалом 1

Благочестивый блаженствует, нечестивый погибает (ср. Пс.111).

Псалом Давиду. По этому надписанию разумеется, что псалом этот принадлежит Давиду как писателю.

1. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,

Блажен тот, кто обладает высшим, полным и совершеннейшим благом; таково собственно, духовное благо, удовлетворяющее высшим потребностям человека. А такое блаженство может наследовать тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Совет – направление воли и предначертание образа жизни человека. Такой совет бывает нечестивым, если в основе его нет чувства страха Божия, когда при достижении целей своей жизни человек действует не по указанию светлого разума, не по влечению чистого сердца, не по внушению доброй совести, не под руководством закона Божия, а по влечению мятежных страстей, с забвением о Боге, с презрением Его закона. Уклоняясь от «совета нечестивых», наследник блаженства не становится и на пути грешных, – не подражает образу жизни людей, нарушающих закон Божий сознательно, не подчиняющихся требованиям верховной воли Божией, поступающих во всем самовольно. Тем решительнее он удаляется из собрания, где сидят губители. По обыкновению – с глубокой древности – у ворот города собирались старейшины народные на совет, заседали здесь на значительно возвышенных седалищах и производили разбор и решение дел общественных – по управлению, и частных – по тяжбам разного рода (ср. Пс.106:32; 112:8 и др.). Иногда, злоупотребляя своею властью, рассчитывая на безнаказанность, судьи-старейшины действовали не как честные правители, а как губители – презирали всякие права подчиненных граждан, даже явно для всех осмеивали премудрое Слово Божие ― откровение божественных судеб, нисколько не боясь Бога (ср. Пс.118:22–23 и др.). Блажен, кто не ходит на такой совет, не стоит на таком пути, не сидит с такими нечестивыми, кто не думает, не говорит, не действует подобно таким безбожным людям. Таким и был именно сам Давид (Пс.25:4–5).

2. Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь.

В противоположность своеволию нечестивых, воля благочестивого человека – в законе Господни: признавая, что закон Божий есть откровение высшей, совершеннейшей, премудрой и благой воли Божией, богобоязненный человек сообразует с оным свои мысли, намерения, действия, иначе, вместо своей воли руководится волей Божией, открытой в законе Божием, – как бы воплощает требования воли Божией в образе всей своей жизни. А такая жизнь сама собою постепенно открывает несравненное достоинство закона Божия, порождает большее и большее сердечное влечение к нему, создает непоколебимое убеждение, что закон Божий есть единственный источник блаженства. Тогда человек любит закон Божий всеми силами своей души – более всех благ земной жизни. И потому поучается в нём день и ночь.

Днем, при наблюдении многообразной суеты в жизни общественной, особенно при народных собраниях, в совете судей-старейшин, при разбирательстве бесчисленных дел городской жизни, представляющей всякое стечение обстоятельств, смешение разнородных стремлений и неожиданных превратностей счастья в несчастье, человек богобоязненный углубляется мыслью в судьбы Промысла Божия, и тем более научается чтить святую и благую волю Божию, очевидную для него в сложной картине человеческой жизни. Ночью – преимущественно в полночь, что было в обычае древних мудрецов Востока, созерцая предивную картину высоких небес, человек богомудрый преисполняется благоговением к Создателю мира и молитвенно исповедуется пред Ним. Так поучаться в законе Божием не только днем, но и ночью, имел обыкновение и сам Давид (ср. Пс.8 и др.). «В полночь вставал я, говорит псалмопевец, славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс.118:62). Так, закон Божий делается для благочестивой души более необходимым, нежели пища днем, нежели сон ночью, ибо он служит источником блаженной жизни. (Ср. Пс.118:103–107; 131:3–4 и следующие стихи).

3. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет.

Древо, насажденное при исходищих вод, точнее – при источниках ключевой воды, постоянно освежаемое и насыщаемое водой, успешно вырастает, развивается сильно. Его мощные ветви густо покрыты постоянно зелеными листьями и при обилии жизненных соков оно дает плоды во время свое – ни прежде, когда они еще не дозрели, ни после надлежащего времени их созревания, когда они гниют на ветвях, а в свое время, и потому – сочные и сладкие плоды. Такова финиковая пальма (ср. Пс.91:13–15. Иов.29:18–19. Иер.17:7–8). Подобно тому, человек богобоязненный, имея постоянно закон Господень в основе своего существа – в сердце, живет совершенно благополучно: его глубокие мысли и святые чувства прямо переходят в добрые дела, которые достигают своей цели с полнейшим успехом и своевременно, потому что его стремления, вполне согласные с требованием воли Божией, венчаются благословением Божиим.

4. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Так как основа духовной жизни и направление деятельности нечестивого существенно различны от жизни и деятельности человека благочестивого, то и судьба нечестивого совершенно иная. Он подобен праху, который развевается ветром по поверхности земли. Оставив закон Господень – единственный источник вечной жизни, удовлетворяя только потребностям страстной плоти, нечестивый сам в себе развивает корень греха в многочисленные ветви – в многоразличные пороки, постепенно и быстро искажает в себе образ Божий, теряет богоподобие и сохраняет только видимый, телесный облик человека, наконец, низвергая на себя проклятие Божие, незамедлительно превращается в прах – подобно тому, как мякина, отделенная от своего зерна, взвевается ветром и бесследно исчезает в пустынном поле (Ср. Иов.5:25–26).

5. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

Если основа погибели нечестивых в их душе, а о преступной воле их свидетельствует вся их жизнь, то не воскреснут нечестивые на суде, точнее – не устоят на суде, то есть они не останутся оправданными на суде Божием и как презрители закона Господня, должны быть и будут совершенно удалены из общества праведных, всецело преданных воле Божией, – преданы проклятью и погибели. Таково требование святой правды верховного Законодателя – Бога.

6. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Господь, как Творец жизни, дал определенное назначение человеку и для успешного достижения определенной ему цели даровал ему свой закон. Посему Господь, зная путь жизни благочестивых, делает так, что закон Его, как светильник, приводит их к цели – к вечному блаженству в Боге (ср. Пс.118:105–107). А путь жизни нечестивых, лишенный этого светильника, как бы теряется во мраке ночи, и шедшие по нему неминуемо погибают, подобно тому, как погибает путешественник, сбивающийся с пути в беспросветном мраке бурной ночи, среди глубоких песков беспредельной пустыни.

***

Вечно зеленеющее и плодоносное дерево при источнике живой воды – образ блаженного праведника – есть в то же время превосходный символ Христа Спасителя и Его Церкви, орошаемой благодатью Святого Духа, всегда цветущей всевозможными лучшими свойствами и качествами истинных сынов ее благодати, постоянно приносящих плоды возвышенных и совершенных добродетелей ради славы Божией и для вечной, блаженной жизни.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle