Источник

Псалом 2

Христос – Сын Божий, вечный и всемогущий Царь-Пастырь и Судия народов.

Псалом Давиду

Основа жизни, как одного человека, так и целого народа, должна быть одна и та же, это – беспрекословное повиновение воле Божией и усовершенствование себя под руководством закона Божия. Но как для человека, так и для целого народа, возможно уклонение от требований воли Божией, противление оной и даже открытое восстание против власти Божией; то и другое влечет за собой неизбежное наказание и даже гибель народов. Напротив, человек, исполняющий закон Божий, достигает блаженства, к которому должны стремиться все без исключения и отдельные люди, и народы.

Давид видел в свое время и предвидел в будущем эту уклончивость народов и, как человек истинно благочестивый, никак не мог понять, почему люди собираются целыми толпами и выдумывают особый план жизни, расходящийся в самом своем основании с премудрым законом Божиим. Вот почему Давид и начинает свой второй псалом недоумением:

1. Вскую шаташася язы́цы, и людие поучишася тщетным?

Это говорит псалмопевец Давид.

Вскую – зачем, ради чего? Разумеется, бесцельно и неосновательно.

Шаташася, значит, напрасно бродить, волноваться без причины, а по отношению к человеку – жить без всякой определенной цели, подобно животным. Здесь понятие шаташася присвоено людям на том, главным образом, основании, что, если люди уклоняются от закона Божия, который должен направлять жизнь их к добрым целям, отступают от него преднамеренно и своенравно, то чрез это самое они начинают уподобляться животным, не имеющим пастыря. Языцы – люди, не знающие истинного Бога, идолопоклонники, а людие – Евреи (в Еврейском тексте – «племена», так как народ Израильский делился на 12 племен или колен). Евреи называются здесь просто людие, а не народ Божий, ибо они отступили от исполнения воли Божией. Поучишася тщетным. У язычников был внутренний закон – совесть, у евреев был еще закон внешний – пять книг Моисея. Язычники не могли заниматься изучением книг Закона Моисеева, им естественно шататься и заблуждаться. Евреи же могли изучать закон, но не хотели, напротив, поучались тщетным, – что не имеет ни основания, ни цели, ни плода, то есть своенравно уклонялись к почитанию идолов, с явным противлением воле и власти истинного Бога.

2. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Предстать, значит – стать пред кем-нибудь, восстать против кого враждебно. Царие земстии – представители «земли» или народа, правители. Псалмопевец еще более удивляется, почему вместе с народом восстают цари – главы народов, и князи – представители племен. Цари и князи – высшие власти – собрашася вкупе с одним намерением, с одним расчетом: восстают против Господа и против Христа Его.

Господь, по-еврейски – Иегова – вечный и полный властелин всего созданного. Цари и князи восстают не только против Бога Невидимого, – что является крайним заблуждением, но и против Христа Его, а чрез Него также и против самого Бога, что обнаруживает уже крайнее безумие. Слово Христос – то же, что по-еврейски Мессия – помазанник. Такими людьми, которым при священном помазании сообщались дары Святого Духа, были цари, первосвященники, пророки. Здесь это название – Христос – относится, очевидно, к царю, представителю воли и власти Божией на земле, к обетованному Мессии, Сыну Божию и царю всего мира.

3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Это говорят враги Бога и Христа.

Стремясь освободиться от закона Божия, все цари и князи говорят: расторгнем узы их. Это выражает сильнейшее желание никогда в будущем не надевать на себя этих, раз сброшенных и разорванных уз. Узы в древности надевались на рабов, чтобы они не разбежались с работы. Закон Божий, стесняющий волю своенравного человека, для него то же самое, что узы для злого раба, ибо высшие требования воли Божией очень тяжелы для людей плотоугодных, поэтому-то князи и цари, народы и племена и обращаются к своеволию, восстают во имя свободы, говоря: сбросим и разорвем эти стеснительные узы закона Божия и сбросим с себя иго его. Иго – ярмо, употребляющееся для упряжи животных. Для самолюбивых людей закон Божий бывает так же тяжел, как ярмо для животных.

4. Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им.

Это говорит псалмопевец.

Небо всегда и у всех народов представлялось главным местопребыванием Бога. Живый, точнее – имеющий трон на небе, то есть Бог, посмеется им. Желание со стороны людей освободиться от закона Божия влечет за собой открытое восстание против Бога, но в борьбе с Ним люди совершенно бессильны, потому что Он обитает в недосягаемом для человека жилище – на небе, посему враги Его, открыто восставшие, как бы ополчившись против Него, не могут принести Ему никакого вреда. Он Владыка всего мира, и никто не в состоянии поколебать Его трона. И вот, Господь, видя тщетные усилия людей – свергнуть Его иго, посмеется им – покажет им бессилие их, подвергнет позору бесплодные усилия их. И Господь поругается им – подвергнет их крайнему унижению, подобно тому как царь-победитель по обычаю древности подвергал уничижению побежденных – повергал их на землю и попирал ногами. А Господь повергнет врагов своих в прах могилы и низведет во ад (ср. Ис:63:3–6).

5. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию своею смятет я.

Тогда – когда придет определенный предел времени, когда все кончится – все восставшие против Бога враги Его побеждены Им будут, Он откроет свой суд над ними. Суд всегда обыкновенно открывается речью судии – царя, так и над врагами Божиими суд откроется обвинением и окончательным приговором Царя Небесного над ними. Так судил Бог первых людей после их грехопадения, так Сын Божий, Христос, будет судить все народы мира. Он возглаголет к ним гневом своим, или – будет говорить им с гневом и грозно. И яростию своею смятет я: с яростию – в сильнейшей степени гнева. Самым лучшим изображением гнева Божия служат буря и гроза: гневный глагол Божий – гром, ярость Его – удар молнии. Гроза всегда производит чувство безотчетного сильного страха не только в людях, но и в животных. Подобно этому, такою же грозою Господь смятет своих врагов, как буря сметает пыль с пути (Пс.1:4), так что восстающие против Него отступят в беспорядке, с позором, и совершенно побежденные снова признают карающую власть и непреложный закон Царя Небесного (ст. 8 и 9).

6. Аз же поставлен есмь царь от Него над Сионом, горою святою Его.

Это говорит Христос.

Коль скоро помазанник Божий будет поставлен царем от самого Бога, то все народы должны будут признать власть Его, в противном случае сам Господь поборает за Него и покорит Ему восстающих против Него. Христос будет поставлен над Сионом – в том смысле, что Он сосредоточит свою власть, главным образом, здесь. Сион, это, собственно, гора, около которой по небольшим холмам был расположен Иерусалим. Возвышенность Сиона разделялась на две части: северную – Мориа, и южную – собственно Сион. На этой возвышенности при Давиде стояла Скиния Свидения, близ нее был дом первосвященника и царский дворец, поэтому она и называлась горою святою, горою Господней.

7. Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя:

Христос говорит о Себе, что Он есть возвещаяй, точнее – имеющий возвестить повеление Господне – определение воли Божией как следствие предвечного Совета о царстве Христа на земле, в силу чего вся власть над человечеством будет принадлежать Ему как Единородному Сыну Божию. Христос говорит о Себе: Господь рече ко мне: Сын мой еси Ты. Если помазанник и Царь на Сионе есть Сын Божий, то Он и наследник всей власти Божией, как обыкновенно власть над всем имуществом отца-царя переходит к сыну, его преемнику. Аз днесь родих Тя. – Христос, как Сын Божий, вечно рождается от Бога Отца, но как лицо историческое, Он стал таким с известного дня, или времени, когда Он воплотился, сокрушил власть диавола, разрушил врата ада, даровал спасение верующим в Него и воссел одесную Бога Отца, именно – со времени своего рождения, смерти, воскресения из мертвых и вознесения. Всякий сын получает права сообразно тому возрасту, в каком он находится, так и Христос сделался полным наследником Отца во всем и навсегда не тогда, когда Он жил на земле, как простой человек, приняв образ раба, а собственно со дня своего воскресения (Мф.28:18–20).

8. Проси от Мене и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли:

Как в обыкновенной жизни сын получает от отца наследство, так и Христос, как Сын Божий, есть наследник Бога, а Богу принадлежат все народы мира, что и должен наследовать Сын Божий, Помазанник и Царь на Сионе. Достояние Твое – состояние, наследство, под чем разумеются все люди на земле, которые должны принадлежать Сыну Божию, как Его собственные рабы. И одержание твое – Твоя державная власть, непреодолимая, непобедимая, распространится по всем концам или пределам земли, которыми обладали цари – враги Бога (ст. 2 и 7; ср. Мф.28:18–20).

9. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Получив в свое наследство все народы, Сын Божий, Христос, должен владеть им как Царь-пастырь. Но пасти их Он должен жезлом железным: с одной стороны, правление Царя-Христа будет кротким, пастырским, а с другой – оно будет твердым, сильным, крепким, символом чего и служит жезл не деревянный, а железный – сравнительно очень крепкий – так, чтобы в случае восстания, к чему способны своенравные рабы, можно было усмирить их этим жезлом и сокрушить, яко сосуды скудельничи – глиняные, за неповиновение и уклонение от воли Бога. Глиняные сосуды берутся образом слабой человеческой природы, что весьма соответствует предмету мысли, так как телесная природа человека создана из глинистой земли.

10. И ныне, царие, разумейте: накажитеся, вси судящии земли.

Это говорит Давид.

Так как против власти Божией восстают народы, цари и судящии земли, которым более всего нужно было бы повиноваться власти Божией и своей совести, этому внутреннему гласу Божию, то Давид и обращается преимущественно к ним с увещанием, чтобы они научились закону Божию. И ныне – после того, как уже открыто им определение воли Божией о них и о власти Христа, Сына Божия, над ними. Ранее, когда не было возвещено это определение, они могли еще оправдываться неведением, а теперь это уже невозможно, а потому должны научиться верить и подчиняться этому откровению, в сознании, что Христос есть наследник Божий, а, следовательно, и почитать Его должно равно как Бога.

11. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом.

Народы и цари, прежде желавшие свергнуть иго Закона Божия, теперь призываются к работе под этим игом. Работать, значит, исполнять волю Божию: так как власть Вседержителя непреодолима, то нужно не сопротивляться ей, а работать со страхом, потому что всякое неисполнение требований этой власти влечет за собой наказание (Пс.2:5). Наоборот, всякий человек, неуклонно следующий закону Божию, должен радоваться, ибо он получит за это должную награду, однако радость эта должна быть проникнута не только страхом, но и трепетом, потому что закон Божий, переводящий от несовершенного к совершенному и совершеннейшему, с течением времени становится для человека все более трудным для исполнения, что и должно внушать опасение уклониться от воли Божией, вследствие чего можно лишиться награды за прежде понесенные великие труды.

Изречение: работайте Господу со страхом и даже радуйтесь пред Ним с трепетом служит точной характеристикой ветхозаветной религии иудеев: там всё служение Богу основывалось на страхе пред Его гневом (Пс.2:12), в новозаветной же, христианской религии преимуществует представление о любви и милосердии Господа.

12. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его: блажени вси надеющиися Нань.1

Псалмопевец, наконец (Пс.2:10), ещё раз убеждает мятежных царей с их народами – принять наказание, то есть откровение воли Божией, и подчиниться с благоговением власти Христа, Единородного Сына Божия. И это увещание он усиливает угрозой: да не когда прогневается Господь, – прославляйте Христа как Сына Божия, чтобы не погибнуть от гнева Божия, который скоро будет (Пс.2:5). Блажени вси надеющиися Нань. Если люди будут со страхом и трепетом работать Сыну Божию и вместе с тем исполнять волю Его Отца, то будут блаженны, потому что блажен человек, если в законе Господни воля его» (Пс.1:1–2).

***

Основная мысль псалма:

Народы и цари, восставшие против непоколебимого мирового владычества Бога и Его Сына Христа, который поставлен царем на Сионе, сокрушатся.

К какому лицу и времени относится это пророчество? – К самому Давиду нельзя его отнести, потому что против него хотя и восставали, но не все народы, как говорится в псалме, а только союзные аммонитяне и сирийцы, которые были усмирены его полководцем Иоавом. Это восстание не соответствует и величию изображаемого события в этом псалме. Нельзя отнести этого пророчества и к Соломону, потому что его царствование было продолжительным и мирным, за исключением восстания идумеев. Также нельзя отнести этого пророчества ко времени царя Езекии: хотя в его царствование было нашествие Сеннахирима, царя Ассирийского, на Иудею, но Сеннахирим не восставал против Бога, а разве только против потомка Давида, Езекии. В псалме говорится о восстании народов с целью свергнуть иго и освободиться из-под власти Бога, но Сеннахирим и не был под властью Езекии и восстал он против него скорее ради порабощения иудеев под свою власть. Если это пророчество ни к кому из царей еврейских не относится, то нужно отнести его к обетованному Потомку Давида, которому определено царствовать во все времена и над всеми народами, – к Иисусу Христу, как это было обещано Богом Давиду и что вполне осуществилось на Христе. По свидетельству апостолов, против Христа восстали царь Ирод и Пилат, народ еврейский и язычники (Деян.4:24–28 и сл.). В доказательство той мысли, что Иисусу Христу, как Сыну Божию, надлежало воскреснуть из мертвых, апостол Павел приводит слова псалма: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих тя (Деян.13:30–33), ибо Христос, со дня своего воскресения, победив диавола, стал полноправным наследником Бога-Отца – царем мира. Тот же апостол Павел, доказывая, что Иисус Христос выше всех ангелов, говорит, что Бог никому из ангелов еще не говорил: «Ты Сын мой, я днесь родил Тебя» (Евр. 1:4–5). Некоторые исследователи находили несовместимым, с одной стороны – изображение Христа под образом пастыря, в духе кротости, любви и мира, с другой – с жезлом железным, символом гнева и карающей власти. Но в Апокалипсисе «Евангелиста Любви», Иоанна Богослова (гл. 12 и 19) Иисус Христос, как владыка, изображается стоящим на страже с железным жезлом (Откр.12–19). В самом деле Иисус Христос, принеся Себя в жертву за грехи людей, чтобы они могли наследовать спасение, – может и должен по праву и правде наказывать тех, которые, имея все средства ко спасению, однако, отвергли оное. И действительно, в Апокалипсисе того же Иоанна Богослова говорится о «дне гнева ярости Агнца» (гл.6). Это – предизображение последнего Суда над миром. Так как это изображение Христа, как Сына Божия и Царя над миром, совершенно верно и точно соответствует повествованию о Нем евангелистов, то все христианские толкователи единогласно признают содержание второго псалма пророчеством.

Это пророчество – грозный приговор Суда Божия над врагами Христа, Сына Божия Единородного, осуществилось с величайшей точностью. Восстал против Него Ирод Великий и вскоре погиб лютой смертью, был заживо изъеден червями; восстал представитель римского императора Понтий Пилат, и вскоре окончил жизнь в изгнании, был заточен в Галлию, где и умер; восстал иудейский народ с его вождями и вскоре погиб, навсегда лишился святого града Иерусалима и храма, родной земли и политической самобытности; восставали римские императоры, в течение нескольких веков ожесточенно гнали Церковь Христову и – погибла в конец мировая Римская империя, а на развалинах ее быстро утвердилось и распространилось до крайних пределов вселенское царство Христа, Единородного Сына Божия.

* * *

1

Слова: примите наказание, с еврейского языка – перевод не точный: слову наказание в евр.: тексте соответствует слово бр, при котором можно подразумевать гласные буквы или а или о и читать бар или бор: если читать бар, то значит сын и, притом, избранный, лучший; если бор, то значит чистота, очищение и – наказание в смысле научения. Посему греческие переводчики приняли слово бр в смысле бор и перевести – наказание, между тем, другое чтение – бар дает значение другое, именно: «примите» или «почтите Сына», – что точнее соответствует главной мысли пророка – псалмопевца.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle