Псалом 49
Господь – Судия всей земли. Он обличает не за недостатки жертв, а за пороки сердца: Он требует и принимает «жертву хвалы».
Псалом Асафу.
Составитель сего псалма и псалмопевец «Асаф был одним из тех левитов, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем Ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему». – Асаф был братом Эмана, также знаменитого певца, и стоял по правую сторону его (1Пар.6:31–32,39;15:17,19). Тот и другой не только пели, но и «играли громко на медных кимвалах». Псалмы Асафа признавал пророческими, сам царь Езекия (1Пар.6:31–32,39;15:17,19;16:4–5;37; 2Пар.29:30; Неем.12:46).
1–4. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. От Сиона благолепие красоты Его: Бог я́ве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя.
Исповедуя Бога судией всей земли, Асаф представляет величественную картину самого суда Божия. – Бог богов Господь глагола. Язычники признавали многих богов; они называли такие стихии, предметы природы, животных и пр.: но единый истинный Бог Иегова есть Творец и Повелитель всех стихий и Владыка над всякою тварью. Так, Он, как истинный Бог, являлся именно Богом над языческими или мнимыми богами некогда в Египте, так является и теперь (ст. 3, 4, 10). – И призва землю, от восток солнца до запад. Как Судия, Он призвал на суд землю, т. е. народ, населяющей Его землю, и – всю, от востока до запада. – От Сиона благолепие красоты Его: Господь, как Судия всей земли, является на суд с Сиона, где благолепие красоты Его, т. е. великолепный Его храм, украшающий самую вершину Сиона. – Бог явно приидет и не премолчит: Он явится на суд над своим народом не скрытно, как бы смущаясь кого-либо, а явно, точнее – торжественно пред всеми, ибо – Он и Судия над всеми. Огнь пред Ним возгорится и окрест Ею буря зелна: как Судия грозный, – обличающей и карающей, – Господь явится на суд в грозовом облаке, как бы на колеснице (Ис.19:1) – отсюда возгорится огнь разительных молний, а вокруг Него, собственно около этой огненной колесницы Его, будет весьма сильная буря, быстро несущая эту колесницу. – Так он призовет свыше – с высоты своего престола – небо и землю, т. е. повелит стихиям неба и земли судить народ свой, иначе – быть свидетелями суда и исполнителями казни над осужденными. Так явится Господь теперь грозным Судией, как прежде – на Синае – Он, собрав весь народ к подошве этой горы, как бы к подножию Своего престола, являлся равно грозным Законодателем. Теперь по этому самому закону Он и будет судить свой народ (ст. 16–20, 21).
5–6. Соберите Ему преподобныя Его, завещающыя завет Его о жертвах. И возвестят небеса правду Его: яко Бог Судия есть.
Как Судия, Бог повелит собрать к Нему или пред Его престолом преподобных Его, людей благочестивых, завещающих завет Его о жертвах, иначе-стремящихся утвердиться в завете с Богом при принесении Ему разного рода жертв (ст. 8–9). Подобные собрания, обыкновенно, устраивались во дни великих праздников, когда народ собирался во храм к известному времени молитвы по звуку труб. – И возвестят небеса правду Его: действием небесных стихийных сил Господь возвестит правду свою народу своему, подобно тому, как Он возвещал свой закон и карал за преступление оного прежде, – действием стихий. Так Он возвестит свою правду, именно действием сил неба, потому что Он есть Бог, которому покорно послушны все силы неба и земли.
7–8. Услышите, людие Мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь Аз. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо мною суть выну.
Призвав всю землю на суд пред Собою, Господь будет говорить и скажет так: слушай, народ Мой, и Я скажу вам; слушай, Израиль, и я засвидетельствую тебе ли против тебя, ибо Я Бог и твой Бог по преимуществу. – Но, свидетельствуя против тебя, т. е. о твоих беззакониях, Я не буду обличать или укорять тебя за твои жертвы, – что ты их не приносишь или не те приносишь, какие надлежит; нет, твои жертвы, даже всесожжения, постоянно приносятся предо Мной, но они приносятся не с тем сознанием (ст. 12–13) и не с тем чувством (ст. 14–15, 23), с какими должны быть приносимы, и – не от чистого, богобоязненного сердца (ст. 16–22).
9–11. Не прииму от дому твоего телцев, ниже от стад твоих козлов. Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове: познах вся птицы небесные, и красота селная со Мною есть.
Не смотря на то, что Израиль постоянно приносит жертвы всякого рода – от животных четвероногих, от птиц и от растений, Господь, обличая его, говорить: «не приму из дома твоего тельцов», – хотя телец самая ценная жертва сама по себе; «не приму из стад твоих козлов», – хотя такие жертвы очень обыкновенны и многочисленны: «ибо, говорит Господь, не только волы и козлы Мои, но Мои даже все звери дубравные или лесные, коих несравненно больше, нежели волов и козлов домашних, и «Мой весь скот, пасущейся на всех горах Ханаана». – «Я знаю, говорит Господь, всех птиц небесных», которые посему принадлежат Богу все, а не те немногие только, какие по закону приносятся в жертву – И красота селная со Мною есть, разумеется – все растения, украшающие поля, долины и склоны гор, также все принадлежат Богу, как Его собственность, – по Его слову они появляются и по Его велению исчезают. Следовательно, Господь не имеет нужды принимать жертвы волов, козлов, птиц и растений, ибо все это у Него есть в неисчислимом множестве: независимо от сего Он вседоволен (ст. 12).
12–13. Аще взалчу, не реку тебе: Моя бо есть вселенная и исполнение ея. Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?
Израиль приносит жертвы, но не с надлежащим сознанием: он не понимает, что в них Господь не имеет нужды, как бы в средствах пропитания. – «Если бы Я взалкал, говорит Господь, то не сказал бы тебя,» т. е. что Я именно испытываю голод, а ты должен утолить этот мой голод, и потому должен представить тельцов, или козлов и т. д., как это представлял народ своим царям, – Соломону и др. Нет, не скажу этого, – ибо моя вселенная и исполнение ее или все, что ее наполняет, именно звери лесные, скот в горах, птицы небесные и растения; а потому Мне нет нужды просить тебя о помощи в средствах пропитания. И не потому только. – «Ем ли Я, говорит Господь, мясо волов? и пью ли кровь козлов?» – Нет, и разумеется – потому, что Бог есть дух и не питается мясом и кровью, как человек; и сам человек стал питаться мясом только после грехопадения, да и то спустя долгое время, точнее – после потопа, когда он стал плотским по преимуществу. Вот почему мысль, что Богу необходимы жертвы для питания, свойственна не Израилю, а язычникам, и потому справедливо подлежит обличению.
14–15. Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя.
В сознании, что Бог не питается мясом тельцов и кровью козлов (ст. 13), – Ему надлежит приносить иные жертвы, вполне достойные Его духовного существа. «Принеси Богу жертву хвалы», или – хвалу, как жертву; воздай Вышнему молитвы твои», точнее – молитвенные обеты. То и другое суть выражения искренних, возвышенных чувств человеческого сердца; это и есть истинно достойного жертва Всевышнему, коему принадлежит вся вселенная, но нередко бывает не покорно сердце человеческое. – «И призови Меня, говорит Господь, в день скорби твоей, и Я изму тя – избавлю тебя от этой скорби», – от голода, болезни и т. п. И ты прославишь Меня» – за это избавление от скорби: так, разумеется, опять твоя жертва хвалы прославить Меня.
Так учит об истинном характер жертвы боговдохновенный псалмопевец Асаф, который сам поставлен был в храме именно для славословия.
16–17. Греинику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты Твоими? Ты же возненавидел ecu наказание и отвергл ecu словеса Моя вспять.
Человека богобоязненного, который воздает Господу «жертву хвалы», Он обещает избавить в день скорби. Наоборот, грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь оправдания Мои – постановления о средствах и способах оправдания предо Мной? и зачем воспринимаешь Завет Мой только устами, а не сердцем, иначе – не хранит завета со Мной в своем сердце? – Ты возненавидел Мои наказания – наставления, точнее – заповеди; ты отверг Мои слова назад, – закон, высказанный Самим Богом на Синае, ты как-бы отбросил за спину, чтобы не видеть его вовсе, забыть про него. Разумеется, такое отношение твое к закону и Завету преступно, заслуживает обвинения и решительной кары. И вот почему Господь не принимает от такого грешника ни тельцов, ни козлов, приносимых им в жертву (ст. 9; ср. Ис.1:11–18).
18–20. Аще видел ecu татя, текл ecu с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал ecu: уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения: седя на брата твоего клеветал ecu, и на сына матере твоея полагал ecu соблазн.
Обнаружением действительного влечения сердца к пороку или добродетели служат дела человека. Посему, обличая грешника – лицемера, Господь указывает ему его преступления. – «Когда ты видел вора, то бежал с ним», – чтобы помочь ему в совершении им дерзкого хищения или даже грабежа с насилием; так, разумеется, нарушалась восьмая заповедь Закона, начертанного перстом Божиим на скрижалях Завета – –И с прелюбодеем участие твое полагал ecu, – принимал участие в совершении прелюбодеяния, или – давая гнусный совет, или – оказывая содействие подкупом и обманом жертвы гнуснейшего преступления: так, очевидно, нарушалась седьмая заповедь Закона – Завета. – «Уста твои умножают злобу», – говорят много злого, в особенности, разумеется, клеветы; и «язык твой сплетает льщения», – произносит хитро – коварно составленные речи, которыми, как сетами, опутываются невинные люди, в особенности юные, обольщаемые приманчивым – привлекательным изображением удовольствии, доставляемых пороком, преимущественно сладострастием. Седя, на брата твоею клеветал ecu, разумеется – находясь в заседании совета старейшин – судей у ворот городских; и на сына матери твоея полагал ecu соблазн, – даже на родного своего брата клеветал, ложно возлагая на него вину в том, что он будто бы тебя или другого кого соблазнял или на хищение, или на прелюбодеяние и пр. Так нарушалась девятая заповедь Десятисловия. – Из всего этого очевидно, что ты не любишь слова Мои, отверг Закон и Завет Мой, а следовательно, не достоин, чтобы Я принимал от тебя жертвы козлов или даже тельцов (ст. 17. 9).
21. Сия сотворил ecu, и умолчах, вознепщевал ecu беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя.
Причиною пренебрежительного отношения к закону Божию бывает забвение о всеведении Божием. Этот порок и обличает Господь устами псалмопевца – Ты, говорит Господь грешнику – лицемеру, это делал, – совершал эти преступления против заповедей Десятисловия, «а Я молчал,» – до времени не обличал их, предоставляя твоей воле свободу действий, чтобы тем справедливее была ответственность твоя пред законом. – Вознепщевал ecu беззаконие, яко буду тебе, подобен, – ты совершал свои беззакония, думая, что Я тебе подобен, разумеется, – ты думал, что Я также не буду обращать внимания на эти беззакония: но нет, «Я изобличу тебя и представлю пред твоими глазами грехи твои», – чтобы ты знал, что все они от Меня не скрыты и подлежат возмездию по всей строгой справедливости (ст. 3–4, 6).
22–23. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое.
Обличив преступность, Господь ведет грешных к оправданию строгим прещением и предостережением от беззаконий. – «Итак, уразумейте это, забывающие Бога», именно – что Бог знает ваши преступления и не забывает их, ибо Он не подобен вам в вашей ограниченности и злой воле (ст. 21): помните, «дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющая», – чтобы Я, ваш Пастырь добрый, не стал для вас лютым львом, который когда похищает, то у него никто уже не решается отнять похищенной им добычи. – Так угрожая, псалмопевец Асаф пророчески предупреждает и прикровенно возвещает грядущее нападение Вавилонского льва – царя Навуходоносора и плен, какой он имел совершить.
Вместе с прещением и предупреждением псалмопевец еще раз напоминает, в чем состоит истинная жертва, вполне достойная Бога. – Жертва хвалы прославить Мя, или – «кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» но, разумеется, кто возносит хвалу, от чистого сердца, тот не пренебрегает исполнением заповедей Закона Божия. И тамо путь, им же явлю ему спасение Мое, – таков путь жизни, на котором Я покажу спасение ему этому человеку, приносящему жертву хвалы, именно: он призовет Меня в день скорби своей, и Я избавлю его (ст. 14–15). Этот путь, а не принесет жертв человеком, который в душе не только забывает Закон Божий, но даже презирает его (ст. 17, 21–22).