Источник

Псалом 75

Господь, как могущественный и страшный Судия, совершал чрезвычайный суд Свой с неба над врагами Сиона.

1. В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину.

Надписание показывает, что сей псалом, по своему содержанию, относится ко Ассирианину, точнее – к Ассирийскому войску, т. е. псалом написан во славу Господа и в благодарение Ему за истребление под стенами Иерусалима в одну ночь всего Ассирийского войска, осадившего город под начальством гордого полководца Рабсака, посланного царем Сеннахиримом.

2–3. Ве́дом во Иyдеи Бог: во Израили велие имя Его.

Единый истинный Бог во Иудее ве́дом, ибо Он не только открыл Себя народу Израильскому некогда на Синае, в Законе, данном чрез Моисея, но и явил Себя в самой Иудее, и даже на Сионе в чрезвычайном суде Своем над врагами Стона (ст. 4 и сл.). – Во Израили велие имя Его, – имя Божие, т. е. свойства и совершенства, соединяемые с именем Господа, велики в народе Израильском; ибо открывается народу и понимается им это величие во многих чудодейственных делах промысла Божия о народе, в особенности в защите его от сильнейших врагов его – Ассириян, причем особенно ясно открылись всемогущество и благость Господа (ст. 9–10 и др.).

3–4. И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань.

Бог, как Царь, проявил свое могущество особенно близ места своего обитания на земле. – И бысть в мире место Его, – не смотря на то, что громадные полчища врагов подступили к месту, где обитает Господь, и требовали войны, оно осталось в мире. И жилище Его в Сионе, – место постоянного присутствия Бога, как жилище Его, это – храм Божий на Сионе: и это святое жилище осталось в мире, хотя оружие врагов угрожало нему разрушением. – Почему же осталось это место в мире? – Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань, – там, на месте жилища Божия, осажденного врагами, Господь сокрушил всякое оружие врагов, и крепкие луки, – с коих пускались крылатые стрелы, и оружие, собственно – тяжелое вооружение, – копья и щиты, большие и широкие мечи; а вместе с тем уничтожил и самую брань-битву (Ср.Ис.37:33,36).

5. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.

Как Царь неба и земли, Господь открывает свой страшный суд с неба. – Ты просвещаешь или являешь свой свет дивно – чудесным образом от гор вечных – с вершин вечных гор, составляющих как бы опору Твоего небесного трона. Разумеется, это – свет правды и милости Божией к народу, открывающийся в суде, который совершает Бог с неба над его врагами (ст. 9).

6–7. Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони.

В виду страшного гнева и вместе суда Божия, открывающегося с неба над врагами (ст. 9), пришли в смятение все неразумные сердцем, именно эти враги, ибо они не знали, Кто истинный Бог, ибо «Он ведом только во Иудее и только у Израиля велико Имя Его» (ст. 2). Уснуша сном своим, – заснули они, в сознании своей силы, уверенные в победе. И ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих, – враги ожидали на утро богатой добычи; но после страшной ночи они не только не получили такой добычи, а и все свое, что было у них для продовольствия, оставили в добычу осажденным. – От прещения Твоего, Боже Иакова, задремали вседшии на кони, – даже и всадники неприятельского войска задремали... Так все войско было усыплено и – уже не проснулось, ибо все оно истреблено было по воле Божией в ту же ночь чудодейственно (ст. 9. Ср.Ис.37:36).

8–10. Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой. С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся и умолча, внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли.

Как судия, Бог страшен, ибо Он и закон Свой дает и по нему совершает свой суд при грозной обстановке. И кто противостанет Тебе? разумеется – никто, ни из царей земных, ни из богов языческих; ибо, при совершении своего суда, Господь не редко употребляет грозные действия стихий воды, огня, ветра и пр. – Оттоле гнев Твой, разумеется – гнев Твой с того времени, как если кто противостанет Тебе: и, разумеется, никто восставший, возбуждая Твой гнев, не устоит против Тебя. – С небес Ты возвестил свой суд – над врагами Сиона, места Твоего обитания, т. е. над Ассириянами. Земля убоялась, и умолчала, когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех кротких земли, – утихла земля, видя суде Божий, которому никто сопротивляться и противодействовать не может, когда Господь восстал, чтобы спасти всех кротких земли – угнетенных на Его земле, но надеющихся на Его защиту.

Псалмопевец имеет в виду чрезвычайный суд Божий с неба над Ассириянами – при царе Езекии. – «Во дни царя Езекии сделал нашествие Сеннахирим, царь Ассирийский, и послал к нему полководца своего Рапсака, который поднял руку свою на Сионе, и много величался в гордости своей. Тогда затрепетали сердца и руки жителей Иерусалима, и они мучились... И воззвали они к Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба... Он поразил войско Ассирияне, и ангел Его истребил их» (I. с. Сир.48:20–24; Ис.37:36).

11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти.

В виду того, как во гневе своём Господь открывает свой суд над всеми, кто противиляется Ему, помышление человеческое откроется Ему или – Он, как Судия, откроет всякое помышление к славе своей. И останок помышления или – то, что остается в мысли еще не высказанным, и это празднует Ти – потом высказывается торжественно и также ради прославления имени Господа, ибо «у Израиля велико имя Его» (ст. 2).

12–13. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары Страшному и Отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных.

Проникнутый глубоким чувством благоговения к промыслу Господа, открывающемуся в чудодейственном суде Его над врагами, псалмопевец призывает свой народ и другие народы к благоговейному служению Ему. – «Помолитесь и молитвы свои, как обеты, воздавайте Богу нашему,» – как Спасителю своего кроткого народа (ст. 10). – Все, которые вокруг Него – сопредельные с местом Его обитания, землей Ханаанской – да принесут свои дары Страшному, как Царю и Судии такому, которому никто противостать не может (ст. 8–9), и Отъемлющему духи князей или умерщвляющему начальпиков – вождей и Страшному больше царей земных, ибо Он сокрушает всякое оружие, прекращает войну, уничтожает войска, открывает свой суд с неба, так что пред Ним трепещет вся земля (ст. 4–9 и сл.).

Суд над Ассириянами – уничтожение Ассирийского войска под стенами Иерусалима в одну ночь – чудодейственно Господь совершил пред взорами не только своего народа, но и всех окрестных народов. А потому, не только Израильский народ, но и другие, прежде трепетавшие пред силой оружия Ассириян, искавшие милости царя Ассирийского, приносившие ему дары и платившие дани, теперь – в благодарность Господу Богу, который ведом в Иудее (ст. 2) и здесь совершил свой суд над страшным царем Ассирийским – все должны поклониться молитвенно и принести дары в храме Его на Сионе. – Так, очевидно, мысль псалмопевца, в священном восторге, восходит ко временам мессианским (ср. Пс.71:9–11,15,17; Ис.60:2,5–9,16).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle