Источник

Псалом 74

Исповедуя чудеса Божии, псалмопевец учит грешных не превозноситься, ибо Господь – Судия смиряет грешных, а праведных возносит.

1. В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. Ср. Пс.56, 57 и 58.

Настоящий псалом вдохновенного певца Асафа написан, вероятно, по поводу нашествия Ассириян и поражения их (ср. Пс.75:1). Изложение сего псалма отчасти драмматическое.

2. Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое, повем вся чудеса Твоя.

Проникнутый благоговением к сильной власти Бога, Судии народов, псалмопевец прославляет Его чудеса в своем псалме. – Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, – торжественно в псалмах мы – сам Асаф и с ним другие певцы – левиты – во храме воспеваем свои чувства пред Тобой, славим Тебя. И призовем имя Твое, – в торжественном исповеданы – славословии молитвенно призываем Имя Твое, – прославляем Твои свойства и совершенства, возлагая на Тебя упование свое. – Повем вся чудеса Твоя, – все чудеса, в которых проявлялись все свойства и совершенства Бога Судии, будут воспеваемы в псалмах, составленных именно Асафом.

3–4. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея.

На молитвенное славословие имени Божия Асафом Господь отвечает: – Егда прииму время, Аз правоты воссужду, или – когда Я усмотрю-изберу время, то воссужду – произведу свой суд в правоте – совершенной, всесторонней правде. Разумеется, это будет суд между народом Израильским и гордыми врагами, поборниками его. – Растаяся земля и еси живущии на ней, точнее – колеблется земля, трепещут все ее обитатели, как бы во время землетрясения... Аз утвердих столпы ея, – но Я, говорит Господь, утвержу ее столбы, как бы здания, чтобы оно не упало, даже не поколебалось. Разумеется, вероятно, волнение народа, точнее – жителей Иерусалима во время нападения Ассириян. Когда Рабсак, полководец Сеннахирима, обложил войсками Иерусалим, то не только жители его взволновались страхом, но поколебались и столпы земли, т. е. царь Езекия, его советники и старшие священники; но Господь укрепил их мужество откровением своей воли чрез пророка Исаии и совершил страшный суд над полками Ассирийскими, – истребил их (Пс.36;37:1–3,6–7 и сл.).

5–6. Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду.

В виду чрезвычайного и чудодейственного суда Божия псалмопевец призывает грешных и гордых к смирению и покорности воле Божией (ст. 3–4). – Рех беззаконнующым, не беззаконнуйте, – тем, кто насмешливо и по тщеславию презирает закон Божий, я говорю – не безумствуйте. И согрешающим, не возносите рога, – тем, кто по гордости, при сознании своей силы, преступает закон, говорю – не возносите рога, т. е. не полагайтесь на собственную силу для самообороны. Такое упорство свойственно только скотам, а не человеку, сознающему над собой власть Божию. – Не воздвизайте на высоту рога вашего, – не поднимайте высоко своей головы, в коей гнездится гордая мысль о противлении Богу, ибо Господь сокрушить гордую голову, ибо Он Судия земли (ст. 8, 11. Ср. Пс.73:13–14). – И не глаголите на Бога неправду, – не говорите против Бога неправду, точнее – гордо, непокорливо.

Так именно тщеславился своей силой и унижал Бога Израилева пред своими богами Рабсак, полководец Сеннахирима, когда обложив Иерусалим своим войском, вел переговоры с послами царя Езекии (Ис.36:2–9,15,18–20; 37:10–13).

7–8. Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит.

Никакое земное могущество не может противостать всемогуществу Божию и никакая земная власть не может возвыситься над владычеством Бога Судии. – Яко ниже от исход, т. е. ни от восхода солнца, ниже от запад, или – ни с запада, ниже от пустых гор – ни от гор пустыни, т. е. ни с юга... Яко Бог Судия есть – и на востоке, и на западе и на юге: сего смиряет, и сею возносит – только Он и везде одного смиряет, другого возвышает. Как единый всемирный Судия, Господь действует – судит совершенно независимо, всюду и всегда полновластно (ст. 3–4), так что превозноситься пред Ним никто не смеет (ст. 5–6).

При этом псалмопевец имел в виду страшное могущество монархий древнего мира – Ассирийской на востоке, Финикийской на западе, по берегам Средиземного моря, и Египетской на юге, в соседстве с пустыней Аравийской и с Идумеей, на скалистых горах Сеира. Так, в свое время, Иудейский царь Езекия страшился Ассирийского царя, готов был заключить союз с сильным царем Египетским и пр. (Ис.36:6). Но псалмопевец с благоговением исповедует, что только единый истинный Бог судит царей и народы – «одного унижает, другого возвышает». Так именно Господь унизил гордого Сеннахирима и возвысил кроткого Езекию.

9. Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли.

Речь приточная. Совершение гнева Божия над народами представляется подобно упоению их вином. – Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, – Господь, как хозяин дома, взял и держит в руки своей чашу, наполненную вином нерастворенным, цельным, несмешанным, а потому крепким. Исполнь растворения, иначе – вино в этой чаше потом растворяется или разбавляется водой (как это обычно делалось у древних при употреблении вина). – И уклони от сея в сию, – держа в руке эту чашу, переполненную вином, Господь наклоняет ее и отливает вино от сея в сию – из своей чаши или в ту и другую, или тому и другому. – Обаче дрождие его не истощися, – хотя Он и отбавляет вино – отливает в другие чаши, однако дрождие его – отстой этого вина, осадок на дне чаши не истощается, так что и еще можно будет его растворять – разбавлять водой и отливать и напоять. – Испиют оси грешнии земли, – вина в чаши Господней образуется так много, что его достанет для напоения всех грешных – нечестивых на земле.

Разумеется, гнев Божий велик, он изольется на всех грешных на земли – и на самих Израильтян, даже не однократно, и на востоке – на Ассириян, и на западе – на Финикиян, Филистимлян и других, и на юге – на Идумеян, Египтян и проч. (ст. 7–8. ср. Иер.25:15–28).

10–11. Аз же возрадуюсь в век, воспою Богу Иаковлю: и вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго.

В то время, когда, по суду Божию, есть грешные – гордые испытают на себе страшный гнев Божий, в полной его мере (ст. 3 и 9), я, говорит псалмопевец, буду радоваться о своем оправдании на этом суде и о спасении, и – радоваться в век – во всю свою жизнь. И эту свою великую радость о спасении жизни буду воспевать во всю жизнь – в псалмах, для поучения потомства, и укрепления в нем людей богобоязненных. – И все роги грешных сломлю, иначе – уничтожу их гордость, по которой они говорили дерзко даже против Бога. И вознесется рог праведного, – сила благочестивого человека, со смирением ищущего помощи и защиты у Бога, восторжествует над нечестивым и гордым; ибо Господь, когда открывает свой суд, то судит по совершенной правде, – гордого низлагает, а смиренного возвышает (ст. 3. 8–9). Так некогда Господь возвысил рог «смиренной» Анны, матери Самуила; так возвысил Давида над Голиафом, Езекию над Сеннахиримом и пр.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle