Источник

Псалом 73

В крайней степени огорченный совершенным разрушением – сожжением храма Божия неприятелями – язычниками, псалмопевец молит Господа, чтобы Он, как царь – Творец моря, неба и земли, не отринул Своего народа, по завету с ним, и сокрушил гордых врагов его.

Разума Асафу.

Псалом содержит учение Асафа, точнее – думу, в виде молитвы к Богу, о спасении народа, по поводу нападения сильных неприятелей и разрушения ими храма Божия в Иерусалиме, что совершено было Халдеями, при их последнем нашествии на Иерусалим. Следовательно, псалом относится ко временам Вавилонского пленения; а потому должно признать, что писателем псалма не был Асаф, современник Давида, а был какой-либо его потомок, подражатель его.

1. Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея?

Как свидетель-очевидец того, как неприятели разгромили Иерусалим и даже храм, и в особенности храм, псалмопевец, в этом страшном бедствии, видит проявление сильнейшего гнева Божия на свой народ. Но, проникнутый глубочайшей скорбью, он выражает, однако, и недоумение свое... Вскую, Боже, отринул еси до конца? – Как истинный сын своего народа, псалмопевец недоумевает, почему Господь оставил Свой народ до конца или совершенно; думает так в виду окончательного разрушения даже самого жилища Божия на Сионе – храма, как будто Господь уже не желает более обитать здесь. – Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея? – Псалмопевец недоумевает, почему гнев Господа, в степени ярости, разразился над овцами собственной Его пажити: разумеется, если народ Израильский был как бы стадо, а Господь его пастырь, то почему же Он не щадит Своего стада и предает его столь гибельным бедствиям на самой пажити его, именно в Своей земле – в Ханаане. И – в таком недоумении – обращается к Господу с самой усердной молитвой – ходатайством за народ.

2. Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоею, гора Сион сия, в ней же вселился еси.

Народ, как всегда принадлежавшей Богу, не должен быть оставлен Им совершенно. – Вспомни сонм Твой, его же стяжал еси исперва, – вспомни то общество, которое Ты стяжал – приобрел еще исперва или издревле, разумеется, при Моисее, когда из рабов Египетских сделал свободным, своим избранным народом. – Избавим еси жезлом достояния Твоего, – вспомни, Господи, тот народ, который Ты избавил из рабства Египетского, из-под жезла Фараонова жезлом достояния своего или своей властью. Этим псалмопевец напоминает о тех чудесах – казнях, которые совершал Господь в Египте по мановению жезла Моисея, врученного Богом ему, как вождю своего достояния – народа (Исх.3:7–8;4:1–5,17;7:9–10 и др.). – Гора Сион сия, в ней же вселился еси, – вспомни, Господи, что гора Сион есть та, в которой Ты поселился навсегда, избрав эту гору для Своего храма и в нем – место для постоянного своего пребывания. Разумеется, если Господь будет помнить все это, то Он не даст неприятелям погубить этот свой народ и разорить эту свою гору окончательно (ст. 1).

3. Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем.

Побуждением к низложению врагов и отмщению им должны служить их гордость и безмерная жестокость. – Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, – подними, Господи,. Свои руки и сокруши гордость неприятелей – в конец, ибо и они, по крайней гордости своей, руками своими разрушили все в конец, оставив только пустынный развалины. – Елика лукавнова враг во святем Твоем, – «сколько злодействовал враг в Твоем святилище»! восклицает псалмопевец; разумеется, в своей неукротимой злобе он разрушил святилище Твое в конец, даже сжег его (ст.7). – Некогда Господь, посылая Моисея в Египет избавить народ Еврейский от Фараона, сказал: «Я знаю, что Фараон, царь Египетский, не позволить вам идти, если не принудить его рукою крепкою. Я простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; а после того он отпустит вас» (Исх.3:19–20). Припоминая это, псалмопевец молит Господа, чтобы Он и теперь простер руки Свои на врагов, которые в конец разрушили святилище Его.

4–5а. И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя знамения, и не познаша, яко во исходе превыше.

Гордость неприятелей перешла в крайнюю дерзость, когда они решили совершенно уничтожить храм Божий и служение в нем Богу истинному (ст. 8). – И восхвалишася ненавидящии Тя посреди праздника Твоею, – взявши Иерусалим и разрушив храм, неприятели – халдеи похвалялись своей победой и издевались над побежденными: они с ненавистью отнеслись к самому их богослужению, а чрез то и к Самому Богу; с варварскою жестокостью враги и во время праздника не давали побежденным совершать своего богослужения, хотя бы на развалинах храма, на пепелище (жертвенника... – Положиша знамения своя знамения, и не познаша, яко во исходе превыше, – неприятели, вместо бывших при храме священных знамений, "поставили свои знамена, и не признавали тех, которые стояли высоко пред выходом». Здесь имеется в виду уничтожение священных и великолепных знамений, находившихся при храме Соломоновом, собственно пред его входом или притвором. При построении храма, вместо скинии, Соломон повелел художнику Тирянину Хираму, между прочим, сделать два высоких медных столба с большими и изящными капителями и венцами. Хирам вылил такие столбы из меди и украсил их капители большими и изящными венцами и поставил эти столбы к притвору храма. Им даны были собственные имена: Хирам «поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне, и дал ему имя Воаз» (3Цар.7:15,23;2Пар.3:17). Эти столбы – «знамения» стояли во исходе превыше, или возвышались над выходом из храма, т. е. над притвором его (– ибо высота притвора была двадцать локтей, а высота каждого столба восемнадцать, с капителью и венцом – двадцать три, а с подставкой или базой тридцать пять, ср. 3Цар.7:15–16;2Пар.3:15;Иез.40:49). Имена этих столбов были знаменательные: они означают – утверждение и крепость (2Пар.3:17).10

Устройство этих столбов не имело для себя основания в законе Моисеевом о построении Скинии, при которой их и не было, но имело основание в истории Израиля. Напоминая народу о том, как некогда два чудесных столба, облачный и огненный, вели его праотцев по пустыне и привели к Обетованной земле, где народ окончательно утвердился, особенно се построением храма на Сионе, столбы Иахин и Воаз, в то же время, служили выражением – знамением и той мысли, что Господь есть утверждение и крепость своего народа, как Его постоянно исповедовал отец Соломона, Давид, давний ему и завещание построить храм. А неприятели – Халдеи, разрушая храм Соломонов, «изломали» эти столбы – «знамения», изящную резьбу и всякие изваяния, какими они были украшены, медь их взяли в Вавилоне (Иер.52:17), а на их месте, на развалинах храма, поставили своя знамения, т. е. воинские знамена, – в знак того, что силою их богов сокрушены могущество и крепость Иеговы, Бога Израилева. Враги – победители этим-то собственно и похвалялись (ст. 4); а для псалмопевца это было особенно глубоким огорчением, ибо поношение врагов над святым местом оскорбляло его ревность о славе Божией (ст. 10, 22‒23, ср.Ис.36:18–20;37:15–20; Дан.9:26–27; Мф.24:15).

56.–6. Яко в дубраве дре́вяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушима и́.

В самом разрушении храма неприятели проявили особенную ярость злости, потому что разрушали все беспощадно, грубо – варварски. – Яко в дубраве дре́вяне секирами разсекоша двери его вкупе, – они рубили двери его – прежде всего притвора храма, а потом и другие, все вместе, – так, как рубят дрова в дубраве дре́вяне или в дубовом лесу, именно секирами – топорами рассекали в куски; сечивом и оскордом разрушиша и, – рубали сечивом или секирой – топором, который имел закругленное лезвие, употреблялся и как боевое орудия; и разрушали оскордом или длинным и узким топором, каким вырубают камни или обтесывают, или разбивают их каменщики.

Двери храма были частью деревянные, частью металлические. «Для входа в давир (Святое Святых) Хирам сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинках дверей из масличного дерева он сделал резных Херувимов, пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом; покрыл золотом и Херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные. И вырезал на них Херувимов, и пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе» (3Цар.6:31–35). Эти двери, не смотря на их художественную отделку – резьбу, были беспощадно изломаны и изрублены секирами и оскордами.

7. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего.

Доводя свою ярость до последней крайности, неприятели не только разрушили храм, но и разрушенный подожгли. – Возжгоша огнем святило Твое, – подожгли святилище и оно выгорело все. – На земли оскверниша жилище имене Твоего, – низринув самые стены храма на землю, в виде развалине, халдеи осквернили их, ибо обагряли кровью и покрывали трупами избитых здесь последних защитников святого места, оставшихся непогребенными: «убиваемы были в святилище Господнем священнике и пророке» (Пл. Иер.2:20 и сл.).

Стены храма Соломонова все были сложены из больших и дорогих камней, тщательно обтесанных, и внутри и со вне были обложены деревянными досками, кедровыми, кипарисовыми, украшены всюду изящной резьбой. Такими же досками были покрыты полы и потолки и пр. (3Цар.5:17;6:7–9,10,15,18,20,23,36). Все это Халдеи и уничтожили огнем. – «В девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень, и дом царя; а все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское» (4Цар.25:8–10; 2Пар.36:19; Иер.52:13–14).

8. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли.

Разрушивши храм Божий, неприятели желали уничтожить и богослужение в праздники. – Реша в сердцы своем, или – задумали, решили в мысли своей южики их вкупе – соплеменники Халдеев: приидите, и отставит вся праздники Божия от земли, – давайте устраним все праздники, какие совершались на земле – в Иудее.

Халдеи признавали сделать это необходимым, чтобы народ не собирался в Иерусалим на праздники, как прежде, в многолюдные и шумные собрания, поскорее забыл бы окончательно свою прежнюю жизнь, в основе которой лежала праотеческая вера, с ее надеждами на славное будущее, а вместе с тем легче мог бы усвоить религию победителей – Халдееи и тверже оставаться в подданстве царю Вавилонскому. Решение свое Халдеи, по допущении Божию, привели в исполнение. Пророк Иеремия, оплакивая разорение Иерусалима, между прочим, восклицает: «народ пал от руки врага, и ни кто не помогает ему; неприятели смотрят на него, и смеются над его субботами... Господь стал как неприятель, истребил Израиля... разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника... Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день»... (Пл. Иер.1:7;2,6–7).

9. Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому.

Враги – победители, разоряя Иерусалим и храм, действовали тем более решительно и смело, что не видали и не ожидали себе ни в ком и ни откуда никакого препятствия. – Знамения их не видехом, говорили враги. – «Знамений», каких, может быть, ожидали от Бога осажденные жители Иерусалима и какими угрожали своим врагам, этих знамений невидали ни сами Иудеи, ни Халдеи. А это внушало врагам наибольшую дерзость. – Несть ктому пророка, – того пророка, который бы одних побежденных утешал и ободрял, а победителей устрашал и умерял в их злодейств». – И нас не познает ктому, – «нас, говорят враги, Бог не узнает», следовательно, мы можем делать все, что хотим.

При разрушении Иерусалима и сожжении храма был истинный и великий пророк Божий Иеремия. Он видел, переживал и оплакивал это страшное бедствие народа и святого города. Но и он, оплакивая, между прочим, говорил: «не стало закона, и пророки не сподобляются видений от Господа»... (Пл. Иер.2:9). Разумеется, нет таких богомудрых людей, которые предсказали бы гибель Халдеев и спасение разоренного Отечества (Иер.9:11–14).

10–11. Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец?

Ревнуя о славе имени Божия, псалмопевец молит Господа о прекращении бедствий и оскорблений святого места – Сиона и о скорейшем отмщении врагам. – Доколе, Боже, будет поносить враг? – разумеется, поношение врага достигло крайней степени... Неужели противник Твой всегда будет раздражать – оскорблять, хулить – имя Твое? Это должно быть прекращено немедленно. – Почему Ты отклоняешь руку Твою и десницу Твою из среды недра Твоего окончательно? – Разумеется, наоборот, Ты должен положить руку – десницу Твою в недро Твое, т. е. Ты должен воздать наказание врагам – разорителям Твоего храма, а народу Своему разоренному оказать милость, подобно тому, как это делают люди богатые, которые обыкновенно опускают руку в недро – к груди, за пазуху – и подают милостыню нищему, разоренному, погорельцу и пр..

12. Бог же царь наш прежде века содела спасение посреде земли.

Моля Бога о помощи своему народу, псалмопевец исповедует Его Царем и Спасителем. – Бог наш Царь, говорит псалмопевец, ибо Он Сам приобрел Свой народ, дал ему собственную землю, избрал гору Сион местом своего постоянного пребывания. – Прежде века или издревле Он устроил спасение посреди, земли, – избрав Сион и на нем Храм местом постоянного своего пребывания, Бог являлся здесь – посреди, земли – в средоточии своего народа Спасителем его. Особенно это было очевидно при нападении на Иерусалим полчищ Ассирийского царя Севнахирима, погибших здесь в одну ночь, когда «вышел ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые» (ср. Пс.75:1–4,9–10;Ис.37:36).

13–14. Ты утвердил ecu силою Твоею море, Ты стерл ecu главы змиев в воде, Ты сокрушил ecu главу змиеву, дал ecu того брашно людем Ефиопским.

Исповедуя Бога Спасителем народа Израильского издревле (ст. 12), псалмопевец вспоминает об избавлении его из Египта. – Речь приточная. – Ты, Господи, утвердил ecu силою Твоею море, точнее – разделив силою своею море, Ты утвердил его, т. е. его воды; так именно было при переходе Евреев чрез Красное море. «И сказал Господь Моисею... ты подними жезл твой и простри руку свою на море и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше... И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону (Исх.14:15–16,21–22). Ты стерл ecu главы змиев в воде. – Притча. То есть: Ты окончательно погубил Египтян, которые, преследуя Израильтян гнались за ними как змеи, и все погибли в водах моря. – Ты сокрушил главу змия, – сокрушил голову главного змея, именно Фараона, царя Египетского, который, как большой крокодил – левиафан, с лютостью преследовал Израильтян (Иезек.29:3–ср. Ис.27:1). – Дал ecu того брашно людям Ефиопским, – сокрушив голову змия – крокодила, Ты отдал его в брашно – в пищу – обитателям пустынь Ефиопии, которые употребляли мясо крокодилов в пищу (Иез.29:3–5). – Притча. Разумеется, Ты отдал Египтян как бы в добычу жителям Ефиопии, так как Египтяне, погибшие в Красном море, были затем выброшены на берег сильнейшими волнами, когда воды моря опять заполняли свое вместилище, и «увидели сыны Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря» (Исх.14:30).

Вероятно, псалмопевец имеет здесь в виду и завоевание Египта царями Ефиопии, которые, пользуясь всеми его благами, держали Египтяне в своей жестокой власти.

15. Ты расторгл еси источники и потоки, Ты изсушил еси реки Ифамския.

Многократно избавляя свой народ от злейших и сильных его врагов – притеснителей, Господь действовал как повелитель сил природы и как Творец ее. Таким исповедует Его псалмопевец и теперь. – Ты расторгл еси источники и потоки, точнее – «Ты иссек источник и поток». Это было совершено Господом при путешествии Израильтян по пустыне Аравийской, именно в Рафидиме. «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея... Моисей возопил ко Господу... И сказал Господь Моисею: пройди пред народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде (Красного моря), возьми в руку твою и пойди. Вот Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из ней вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей» (Исх.17:3–6). Тоже совершил Господь еще и в пустыне Сионе. «И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Чис.20:1–2,7–11). Так иссек Господь не только источник, но и поток. – Ты иссушил еси реки Ифамския, точнее – «Ты осушил до дна реки Ифамския», т. е. сильные, многоводные, не иссякающие. Это было совершено Господом при переходе Израильтяне чрез Иордан. «Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета Господин пред народом: то, лишь только несущие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана, Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы (когда именно и переходили Израильтяне), – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние... а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла... Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордане» (1Нав.3:14–17). – Так, воспоминая, как Господь в древнее время, при Моисее, спасал свой народ, псалмопевец молит, чтобы Господь и теперь избавил его своей чудодейственною силой.

16. Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце.

Как Творец, Господь может создать жизнь, разрушить ее и снова воссоздать. – Твой есть день, и Твоя есть нощь, – ибо из предвечного мрака Господь вызвал свет и так создал ночь и день; следовательно, Он же может даровать и счастие, как и несчастие, или – гибель и спасение. – Ты совершим еси зарю и солнце, – создал и все светила небесный в четвертый день творения мира одним всемогущим своим словом; следовательно, Господь есть Творец и тех богов, коих обожали Египтяне и Халдеи – язычники, поклонявшиеся светилам небесным.

17. Ты сотворил еси вся пределы земли, жатву и весну Ты создал еси я̀.

Как Владыка народов и Промыслитель о них, Господь целесообразно распределил их на пространстве поверхности земной и благодетельствует им, распределив времена года. – Ты сотворил еси вся пределы земли, – разделив поверхность земли морями, реками, горами и пустынями, Господь тем самым установил естественные пределы обитания разных народов; следовательно, каждый народ может быть Им помещен или перемещен из одного предела в другой. Так перевел Господь народ Израильский чрез море, пустыни и реки и водворил его в обетованной ему земле Ханаанской. Так Он может возвратить снова в пределы своей земли народ свой, побежденный и плененный Халдеями. Об этом и просит Господа псалмопевец. – Жатву и весну Ты создал еси,– и. лето, время жатвы, и весну Ты установил; следовательно, вся жизнь и порядок ее в природе зависят от Тебя, а не от светил небесных, коим покланялись Халдеи, как богам, и презирали Твою власть (ст. 18): и Ты всегда можешь спасти жизнь своего народа от врагов его.

Подобно сему, в свое время молился царь Езекия, когда страшные полчища Сеннахирима, царя Ассирийского, облегли Иерусалим. И Господь внял такой молитве праведного царя: ассирийское войско было уничтожено силой Божией в одну ночь (Ис.37:15–20;36–37).

18–19. Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумны раздражиша имя Твое. Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе, душ убогих Твоих не забуди до конца.

Представив гордость врага, бедствия народа и величие Господа, псалмопевец молит Его о спасении – Помяни сия, – вспомни все те чудеса древние Твоего промысла, какие совершены во времена древния, – при Моисее, когда Ты избавил народ от Египтян, – при Иисусе Навине, когда избавил его от Хананеев, – и при цари Езекии, когда избавил его от Ассириян. Так теперь – избавь от Халдеев, чтобы могущество и гордость этих врагов Израиля были сокрушены всемогуществом Твоим ко славе Твоей и ко спасению Твоего народа (ст. 2–12, 13–15). Враг поносит Господа, – не признавая над собой Его власти, отрицает в Нем всякую возможность противодействия своей воле, разрушает Его святилище, уничтожает богослужение. Видя cие, «Ты, Господи, воздвигни руки свои на гордость его и сокруши ее» (ст. 3). И людие безумны раздражиша имя Твое – враги, как люди безумные, т. е. не имеющие страха пред Богом, раздражили имя Его, оскорбили, ибо хулили, даже отрицали в Нем всякое достоинство, даже похвалялись этой ненавистью своей к Богу. Taкие люди, за такое безумие свое, требуют совершенного поражения – истребления (ст. 10–11). – Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе, или – этим безумным – нечестивым людям, кои злы, как звери, ибо они все разрушают, терзают и жгут, не предавай во власть душу, исповедующуюся Тебе – молящуюся Тебе с кротостью, терпящую с покорностью и прославляющую Тебя с любовью. Не предавай врагам эту душу, чтобы они не растерзали ее, как хищные орлы терзают кроткую горлицу. – Душ убогих Твоих не забуди до конца, – душ людей убогих – бедных, разоренных, но кротких, преданных Тебе – не забудь до конца – совершенно и навсегда, нет – вспомни их, в их бедности и тяжкой скорби, и защити от людей безумных и зверски злых (ст. 2–2).

20–21. Призри на завет Твой, яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен, нищь и убог восхвалита имя Твое.

Основанием своего ходатайства за народ псалмопевец ставит завет Бога с народом. Призри на завете Твой, или – «вспомни о завете своем, Господи:» разумеется, по завету с Авраамом Ты обещал размножить его потомство, как песок морской, как звезды небесные, а теперь, при нашествии Халдеев, народ истребляется, в бесчисленном количестве. Посему, вспоминая завет свой с Авраамом, Господь должен прекратить истребление его потомства, сохранить его, как целый народ. Яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий, точнее – ибо помраченные места в земле, т. е. мрачные ущелья в горах, наполнились жилищами беззакония, – т.е. в них множество пещер, где обитают беззаконные, творящие веяния насилия и злодейства. Таковых пещер в ущельях гористой Палестины всегда было, как и теперь есть, очень много. Обитатели этих «жилищ беззакония» и угрожают гибелью людям честным и кротким. – Да не возвратится смиренный посрамлен, или – человек униженный, угнетенный, но обращающейся к Богу с молитвой о заступлении (ст. 22), да не возвратится посрамленным, так, как бы ему совершенно было отказано в милости – защите; напротив, по силе завета Бога с праотцами народа, все их благочестивые потомки должны быть хранимы Господом, коему они преданы (ст. 20). – Нцщь и убог восхвалита имя Твое, – нищий и убогий, если они не пойдут посрамленными от Бога, то восхвалят имя Его, ибо их душа исповедует Господа своим Спасителем (ст. 12, 19).

22–23. Востани, Боже, суди прю Твою, помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди, гласа молитвенник Твоих, гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Памятуя завет свой с Авраамом, ревнуя о славе своего имени и слыша молитвенные вопли народа, Господь должен оказать ему свое спасение. –Востани, Боже, суди прю Твою, – как Царь своего народа от века (ст. 12), Господь должен восстать с своего престола и, среди тьмы тем своего воинства, явиться Спасителем его от сильного, гордого и злого врага (ср. Пс.67:2–4,6,12,15,18,21 и др.). Он должен рассудить прю свою – как бы свое спорное дело, именно оскорбление Его имени, разорение Его святой горы Сиона (ст. 2), осквернение и сожжение Его храма и уничтожение богослужения гордыми и злыми врагами – Халдеями. – Помяни поношение Твое, еже от безумного весь день, – вспомни повседневное поношение Твое от безумного, т. е. от врага – Халдейского войска, которое презирает Тебя и оскорбляет Твое святое Имя (ст. 18). – Не забуди гласа молитвенник Твоих, – не забудь вопля людей, молящихся Тебе с надеждой на Твою помощь – защиту (ст. 19). – Гордыня ненавидящих Тя взыде выну, – гордость восстающих против Тебя взыде выну – восходит постоянно или поднимается непрестанно выше и выше. Посему необходимо и неотложно сокрушить эту дерзкую гордыню (ст. 3. 18–21), ради славы единого истинного Бога и спасения Его избранного народа – Израиля.

* * *

10

Имена Иахин и Воаз переведены словами утверждение и крепость у LXX-ти Толковников; иные переводят ииаче, или – да станет он (храм) непоколебимо, или – Иeгoвa да утвердить своею силою, – что, в сущности, содержит одну и туже идею утверждения и крепости. Так Ed. Avg. Riehm. Handwörterbuch d. Biblischen Alterthums. IB. Biel, und Leipz. 1884. W. lachin und Boas. Ср. Проф. Ак. Ал. Олесницкий. Ветхозаветный храм в Иepycaлиме, CПБ. 1889. Стр. 283 и сл.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle