Источник

Псалом 105

Вспоминая о прегрешениях, заблуждениях и неблагодарности праотцов народа Израильского, при многочисленных, делах благости Божией к нему, псалмопевец молит Господа о спасении народа, – о возвращении его из плена и рассеяния.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога».

1–3. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Кто возлаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его? Блажени хранящии суд и творящии правду во всякое время.

Воспоминая прошедшую жизнь народа со всеми обстоятельствами, на расстоянии всех ее веков, псалмопевец приходить в священный восторг и призывает исповедовать благость и милость Бога Промыслителя к своему народу. – Исповедайтеся – славьте Господа, ибо Он благ, ибо из века в век милость Его, – начиная со времени изведения Евреев из Египта и заключения с ними завета при Синае и до последних лет пленения Вавилонского Господь проявлял то благость – в даровании обильных средств к жизни, то милость – в прощении преступлений народа по молитвам его праведных вождей. – Кто возглаголет силы Господни? – разумеется, проявлений сил Господа в чудесах Его было в истории Израиля так много, что всех их никто не перескажет. – Кто слышаны сотворит вся хвалы Его? – разумеется, никто не можете в хвалебных песнях (псалмах) передать в слух народа и торжественно воспеть все чудеса благости и милости Господа к праотцам оного. – Блаженны все, кто хранит – сохраняет в душе и творит в жизни суд и правду, – исполняет волю Божию и наблюдает справедливость к ближним во всякое время. К таким людям и Бог благ и милостив во век!

4–5. Помяни нас, Господи, во благоволении людий Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим.

Желал привлечь милость Божию к народу, псалмопевец приносить за него Богу глубоко-покаянную молитву. – Вспомни о нас, Господи, во благоволении людей Твоих или – при благоволении к народу Твоему, а не во гневе на него. – Посети нас спасением Твоим? – яви Сам и даруй нам спасение Твое: дабы мы могли возвеселиться в веселии языка Твоего – видя веселие народа Твоего, спасенного и благоустроенного Тобой, – дабы могли хвалитися – восхвалять Тебя с достоянием Твоим, т. е. со всем населением земли Обетованной, которую Ты избрал достояние Себе, отделил как свою собственность (Пс.46; 5; 67; 10; 73; 2; 77; 62; 71; 78; 1 и мн. др.).

6–7. Согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом: отцы наши во Египте не разумеша чудес Твоих, не помянута множества милости Твоея: и преогорчиша восходяще в Чермное море.

Псалмопевец представляет себя и своих современников вместе с праотцами как одно семейство и приносить за всех одну покаянную молитву. – Согрешили мы с отцами нашими, – ибо, по духу закона, грехи отцов преемственно переходили на детей, а от них – на потомков их. – Мы совершили беззаконие, ибо не оставались верны воле Божией, выраженной в законе. – Мы соделали неправду, ибо не были благодарны Богу за Его бесчисленные милости. – Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, – не поняли их цели, не признали их делами Твоей благости, и не помнили о них. И преогорчили Тебя – ропотом и возмущением, когда восходили – поднимались с долины Гесем, где жили, на возвышенные, скалистые берега Чермного или Красного моря, чрез которое должны были переходить.

Отпустив Израильтян, фараон, однако, решил их преследовать и – погнался за ними с войском. Когда сыны Израилевы увидали, что Египтяне уже близко настигают их, то «весьма устрашились и возопили к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта?.. Оставь нас, пусть мы работаем Египтянам; ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умерить в пустыне» (Исх.14:10–12).

8–9. И спасе их имене Своего ради, сказати силу Свою: и запрети Чермному морю, и изся́че: и настави я̀ во бездне яко в пустыни.

И, не смотря на ропот Израильтян, Господь спас их – имене Своего ради, или – ради прославления Своего имени, – сказати силу свою, или – ради того, чтобы показать свою силу: пред фараоном, его войском и всеми богами Египетскими.

Когда народ, угрожаемый фараоном и его войском, пришел в отчаяние и возмутился, то Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтяне, которых видите вы ныне, более не увидите во веки... И сказал Господь Моисею: «скажи сынам Израилевым, чтоб они шли; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его. И узнают все Египтяне, что И Господь»... (Исх.14:13–18).

И запрети Чермному морю, и изся́че, – грозно рек Господь Чермному морю и оно иссякло, иссохло. И настави я – указал им путь в бездне – по дну морскому, как по пустыни, так что они прошли по сухому песчаному дну, как бы по песчаной дороге в пустыне...

По повелению Божию – «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И прошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх.14:21–22).

10–12. И спасе я̀ из руки ненавидящих и избави я̀ из руки врагов. Покры вода стужающыя им: ни един от них избысть. И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его.

Проведя народ свой по дну морскому, как по суше, Господь спас его от руки от силы и власти Египтян, его врагов, ненавидевших его. И напротив, воды Чермного моря покрыли стужающих им или угнетателей их – Египтян, так что ни един из них не избыл – не избег этой гибели при потоплении, все погибли... И поверили они словам Его, – убедились в истине, слов Господа, который устами Моисея обещает им спасение и – при его посредстве даровал оное. И, видя явное и величайшее чудо милости Божией, спасенные воспели хвалу Богу.

Но переход Евреев чрез Чермное море – «погнались Египтяне, и вошли за ними в средину мори все кони фараона, колесницы его и всадники его. Тогда сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море.. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. – И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь и говорили: Господь крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его»... (Исх.14:23; 15:2).

13–15. Ускорища, забыша дела Его, не стерпеиа совета Его: и похотеша желанию в пустыни и искусиша Бога в безводней. И даде им прошение их, посла сытость в душы их.

Но, вскоре забыли сыны Израилевы о великих делах милости Божией. – Не дожидались с терпением приведения в исполнение совета Божия – всех благих предопределений о них, промысла Божия. – И похотиша желанию в пустыни, – увлеклись своей похотью в пустыне, вместо того, чтобы ожидать исполнения определений о них, воли Божией: так это было, когда они возроптали на Моисея, что он морит их голодом, – И искушали они Бога в безводной, – в пустыне, где не было воды для народа и для стад его, снова подняв ропот на Моисея за то, что он морит их жаждой. – Тогда Бог, по ходатайству Моисея, давал им то, что они просили – и воду, и хлеба и мяса. – Посла сытость в души их, посылал им Господь всего и далее мяса в сытость, так, что они ели даже до пресыщения.

Так, находясь в пустыне, «сыны Израилевы сидели и плакали и говорит: кто накормит нас мясом? мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук и репчатый лук и чеснок, а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших... Тогда Господь, по усердной молитве Моисея, послал ветер, и принес он от моря перепелов, и набросал их около стана. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь и весь следующий день собирали перепелов (Числ.11).

16–18. И прогневаша Moиcea в стану́, Аарона святаго Господня. Отверзеся земля и пожре Дафана и покры на сонмищи Авирона: и разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники.

Народ Израильский, руководимый Моисеем и Аароном, не остался послушен своим вождям: неоднократно возмущался против них, оскорблял и огорчал их. – Таково было восстание Корея, Дафана и Авирона – открытое, особенно дерзкое. Они восстали на Моисея и Аарона и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрание, люди именитые. И сказали Моисею и Аарону полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? – Моисеи, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе... Моисей весьма огорчился .. И сказал Моисей обществу: из сего узнаете, что Господь послал меня: если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их – этих возмутителей – и домы их, и шатры их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрли Господа. – Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их, и всех людей Кореовых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества. И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал грешников – тех двести пятьдесят мужей, которые, вместе с Кореем, восстали против Моисея и Аарона». (Чис.16:1–35 и сл.).

19–23. И сотвориша телца в Хориве, и поклонишася истуканному: и измениша славу Его в подобие телца ядущаго траву. И забыша Бога спасающаго их, сотворшаго велия в Египте, чудеса в земли Хамове, страшная в море Чермном. И рече потребити их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их.

Не смотря на многочисленные и разительные проявления могущества и благости Бога истинного, Израильтяне, однако, явно и решительно отступали от Него. – Так, однажды, находясь при подошве горы Хорива (которая иначе называлась Синаем), народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, и, собравшись к Аарону, сказал ему: «встань и сделай нам бога, который бы шел пред нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось... И сказал нм Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!..» (Исх.32:1–4). – Так и променяли они славу свою, т. е. истинного Бога, на подобие – изображение вола, ядущего траву». – И, поклоняясь этому истукану, забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, именно – чудеса в земле Хамовой, т. е. населенной потомками Хама, проклятого своим отцом Ноем, – позабыли и все то страшное, что совершил Господь в море Чермном, т. е. потопление фараона со всем его воинством. – Посему и рече – приговорил Господь истребить их – Израильтян, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в сокрушении – с молитвой от сокрушенного сердца, чтобы отвратить ярость – столь сильный гнев Господа от народа, чтоб Он не погубил их.

Когда Израильтяне поклонились золотому тельцу, как богу, то Господь сказал Моисею: «развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! – Я вижу народ сей, и вот народ он жестоковыйный. И так, оставь Меня, да воспламенится гневе мой на них, и истреблю их... Но Моисей стал умолять Господа Бога своего и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли: отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего... И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой» (Исх.32:1–14).

24–27. И уничижиша землю желанную, не яша веры словеси Его: и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня. И воздвиже руку Свою на ня, низложити я̀ в пустыне, и низложиши семя их во языцех, и расточити я̀ в страны.

Моисей вывел народ Израильский из Египта с тем, чтобы привести его в землю Обетованную, – что обещал Господь еще праотцу народа – Аврааму и подтвердил теперь чрез Моисея. Но народ уничижил – презрел землю желанную – Ханаанскую, обетованную Богом и потому желанную для всех потомков Авраама: презрел, потому что не верил слову – обетованию Бога и свидетельству Моисея. Народ даже поднял ропот в селениях, точнее – в палатках своих, и не слушался даже непосредственного гласа Господня. – Тогда Господь поднял руку свою на Израильтян, чтобы низложить – бросить их в пустыне и низложить семя их, или – разбросать их племя в разных народах и рассеять по разным странам, так что бы они никогда уже снова не составили цельного народа и не получили бы своей вожделенной – Обетованной земли.

Когда Израильтяне, приближаясь к пределам земли Обетованной, остановились в пустыне Фаран, то «сказал Господь Моисею: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. И послал их Моисей из пустыни Фаран. Они пошли и высмотрели землю. И, высмотревши землю, возвратились они чрез сорок дней. И рассказывали Моисею и народу: мы ходили в землю, в которую ты послал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее: но народ, живущий в земле той, силен и города укрепленные, весьма большие. Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распустили худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми. И подняло все общество вопль, и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!.. – И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы в слух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши»... (Чис.13–14).

28–31. И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. И ста Финеес. и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века.

Самое глубокое оскорбление Богу Израильтяне наносили тем, что неоднократно обнаруживали склонность к грубому идолослужению. – И причастишася Веелфегору, – Израильтяне принимали участие в священнодействии или в приношении жертв Ваал-Фегору, т. е. идолу бога Ваала, стоящему на горе Фегор. – И ели жертвы мертвым, точнее – бездушным, т. е. идолам. – Так они раздражали своего, истинного Бога в начинаниях – в правах и действиях своих; а за это умножилось в них падение – увеличилась смертность, именно, вторглась к ним моровая язва, опустошившая их стан. – И восстал Финеес, и умилостивил Бога, и преста сеч, точнее – прекратилось сокрушение или поражение народа язвой, как бы мечом, – И это «умилостивление» Бога и спасение народа вменено Финеесу в правду – в праведность – в род и род до века, т. е. и потомству его на веки.

Когда Израильтяне подошли уже к устью реки Иордана, жили в Ситтиме и начали вступать в преступные связи с дочерьми Моавитян, а эти приглашали народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их; и прилепился Израиль к Ваал-Фегору: то воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников! народа и повесь их Господу пред солнцем, (– как бы в жертву) и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. В это время Финеес, сын Елиазара и внук Аарона первосвященника, показал особую ревность в истреблении идолопоклонства и преступных связей с иноплеменниками. Тогда сказал Господь Моисею: «Финеес, сын Елиазара, отвратил ярость мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей: посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Чис.25:1–13).

32–33. И прогневаша Его на воде пререкания, и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его и разнствова устнама своима.

Иногда непокорность Израильтяне Богу привлекала гнев Его на их вождя, Моисея. – Так, Израильтяне прогневали Бога на воде пререкания, точнее – у вод Меривы, где именно произошла распря народа с Богом и Моисеем. И озлоблен был Моисей их ради, или – Моисеи из-за них подвергся осуждению и наказанию от Бога: ибо Израильтяне преогорчили дух его – Моисея; и разнствова – погрешил он устами своими...

Когда пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син и остановился народ в Кадесе, и не было воды для общества: то собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братьи наши пред Господом! Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтоб умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели бы нас из Египта?... Тогда сказал Господь Моисею: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале и она дает из себя воду. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве; нам из этой скалы известь дли вас воду? И поднял Моисей руку и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его». – Но таким образом Моисей и Аароне показали явное непослушание Богу: Моисей не сказал скале, а ударил в нее и при том еще два раза, как бы не доверяя повелению Божию. «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою (верность своему слову) пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Это и была вода Меривы, у которой вошли в пререкание или в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою (Чис.20:1‒13).

34–36. Не потребиша языки, яже рече Господь им. И смесишася во языцех, и навыкоша делом их: и поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн.

Из всякого рода ослушаний, какие Израильтяне оказывали Богу и Моисею, кажется, самые гибельные последствия имело то, что они, вопреки прямому требованию Господа, не истребили туземных жителей Ханаана, когда вошли и поселились в нем. – «Они не истребили народов, о которых сказал им Господь – чтоб истребить их», как самых грубых язычников. – И смесишася во языцех, – поселившись среди этих язычников, Израильтяне смешались с ними. И навыкоша делом их, – привыкали к их образу жизни и мысли: вступали в браки, усвояли обычаи и нравы, наконец, перенимали у них и идолослужение... И поработаша истуканным их, – рабски служили их истуканам. – И были они, эти язычники, таким образом, в соблазне, – соблазняли Израильтян торжественными обрядами идолопоклонства, даже сладострастием в угоду богам, и тем увлекали их души в погибель, как бы сетью птиц.

Предварительно вшествия Израильтян в Ханаан Господь дал им, между прочим!, такую заповедь: «Когда введет!, тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразит их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратил сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребить тебя. Но поступайте с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите и рощи их вырубите и истуканы богов их сожгите огнем; ибо ты народ! святой у Господа, Бога твоего»... (Втор.7:1–6). Но народ не исполнил в точности этого, столь важного, повеления Господня, и – многократно и сильно увлекался язычеством...

37–39. И пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми, и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих.

Увлечение Евреев идолопоклонством, в последствии, доходило до крайней степени: они приносили идолам даже человеческие жертвы... И пожроша, т. е. приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесовом – идолам, кои олицетворяли собою не богов, а бесов, т. е. представляли образ лжи и зла, и были как-бы воплощением самих злых духов. – Проливали кровь невинную, – именно, кровь детей, принося их в жертву, – кровь сыновей и дочерей своих, принося их в жертву истуканам Ханаанским, именно – Ваалу, под именем Молоха, и др. – И убиена бысть земля их кровми, или – весь народ был не чист, как труп убитого, обагренный кровью... Так осквернена была земля, обетованная и дарованная Богом. Так соблудил народ, т. е. изменил завету своему с Богом!

40–43. И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое: и предаде я̀ в руки врагов, и обладаша ими ненавидящии их. И стужиша им врази их: и смиришася под руками их. Множицею избави я̀: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих.

Когда Обетованная и святая земля была занята Израильтянами, а потом и осквернена их идолослужением: то Господь разгневался на свой народ с яростью, – как бы воспылал гнев Его. – И омерзи достояние свое, – признал мерзким эту землю, которую избрал в достояние, или как бы в собственность и наследие свое, – мерзким, как и всякую землю, где было язычество – идолопоклонство. – И предал Господь их – Израильтяне в руки или во власть язычников: и ненавидящие их, эти самые язычники стали обладать ими как рабами и распоряжаться как своею полною собственностью. – И стужиша им врази их, – враги, язычники, притеснили, оскорбляли и позорили их... И смирились они, Израильтяне, под руками – под крепкой и гнетущей властью этих своих врагов. – Мною раз Господь избавлял их от тяжкого рабского гнета (особенно во времена Судей: Гофониила, Аода, Деворы и Варака, Гедеона и др.): но они преогорчевали – снова и снова раздражали Господа – в советех своих или образом своих мыслей и действий своих, беззаконных; а за такие беззакония они и смиришася – были унижены в постыдном рабстве у язычников.

44–46. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услишаше моление их: и помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея: и даде я̀ в щедроты пред всеми пленившими я̀.

Но Господь видел, когда Израильтяне, находясь под гневом рабства, скорбели слышал вопль их молитвы и милостиво призирал их. Вспоминал Господь завет свой с ними и раскаивался по множеству милости своей, т. е. отменял – прекращал свои наказания, облегчал их страдания, освобождал от рабства. – И даде я в щедроты пред всеми пленившими я, – Господь возбуждал к ним милостивое расположение во всех пленителях их. Многими милостями и даже царскими щедротами пользовались лучшие люди народа Еврейского, особенно в плену Вавилонском, именно Даниил и друзья его, Анания, Азария и Мисаил.

Такт, когда Даниил изъяснил царю Навуходоносору его знаменательный сон, то «царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения, и сказал царь Даниилу: «истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны»... Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими. Но Даниил просил, царя, и он поставил Ананию, Азарию и Мисаила над всеми делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя» (Дан.1:4–6,9; 2:47–49 и др.).

47–48. Спаси ны, Господи, Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди.

Воспоминание о прошедших временах и совершившихся судьбах над народом Божиим псалмопевец заканчивает усердной молитвой о спасении народа, ему современного. «Спаси нас, Господи Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою». – Очевидно, это было время плена Вавилонского или конца его, когда Евреи еще били в рассеянии по разным областям Востока и находились в опасности стать под влияние идолопоклонства, а вследствие сего, и совершенно погибнуть. – Посему и молит псалмопевец: «собери нас, Господи, от народов – на место Твоей хвалы, т.е. в Палестину, где на Сионе и был храм постоянной хвалы Богу от всего народа.

Благословен Господь Бог Израилев от века и до века.

И да воскликнешь весь народ: да будет так! да будет!

Так восклицал народ, предстоящий во храме, в определенное время, при жертвоприношении и пении псалмов под звуки музыки хора левитов.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle