Источник

Псалом 104

Народ Израильский должен прославлять Бога, который избрал и облагодетельствовал его – чтобы он хранил завет и соблюдал закон Божий.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». Это надписание вполне соответствуете содержанию псалма: ст. 1–3 и сл.

1–3. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его, возвестите во языцех дела Его: воспойте Ему и пойте Ему, поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о имени святем Его: да возвеселится сердце ищущих Господа.

Псалмопевец, обращаясь мыслью к истории, припоминает все чрезвычайные дела милости Божией к потомству Авраама – народу Израильскому, особенно в Египте, при путешествии в Ханаане и по занятии городов оного, и – призывает всех восхвалять Господа. – Исповедайтеся Господеви – открыто возвещайте и прославляйте Господа. – И призывайте имя Его – имя единого истинного Бога призывайте в молитвах, обетах и клятвах. – Возвещайте в народах дела Его – пред другими народами, дабы и они узнали и прославили имя единого истинного Бога. – Воспойте Ему – священную песнь, хвалебный псалом, и пойте Ему – всегда. – Поведайте о всех чудесах Его, – как детям своего народа, так и инородным и иноверным, для убеждения их в истине своей веры и привлечения их в недра церкви Божией. – Хвалитесь именем святым Его, – а не именем своих вождей или царей, как победителей или завоевателей, ибо вся слава принадлежит Богу. Да возвеселится сердце ищущих Господа, – когда они услышат о Его чудесах, то порадуются за своих праотцев и утвердятся в надежде на милость и помощь Божию к ним и их потомству, чего именно они ищут или ожидают получить от Господа.

4–7. Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судбы уст Его, семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избрании Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы Его.

Взыщите Господа, – приходите в Его храм с молитвенным расположением с жертвами и дарами; и утвердитеся, – будьте непоколебимо уверены в Его силе и помощи; ищите лица Его или присутствия Его выну – всегда. – Воспоминайте чудеса Его, которые Он сотворил, – дабы в них видеть силу Божию и непоколебимо надеяться на нее. Поминайте чудеса Его, точнее – знамения, в которых особенно сильно проявляются могущество и власть Господа – в тех областях природы, кои совершенно не доступны силе и воле человека (высоты звездного неба, глубины моря, бездна преисподней). Поминайте и судьбы уст Его, – определения. Его суда, высказанные Его устами, разумеется, или непосредственно Самим, или пророками Его. – Так должны воспоминать это все, кто принадлежит к семени или потомкам Авраама, ибо они рабы Господа, и – к сынам Иакова, ибо они избраны Богом именно для памятования Его чудес и хранения Его законов (ст. 43–45). – Той Господь Бог наш, – Он, сотворивший все те чудеса, и только Он есть единый истинный Бог. По всей земли судьбы Его, – определения Его воли, как решения суда Его, становятся законом на всей земле, т. е. для всех народов (ст. 8–10; ср. 1 и 44).

8–11. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящи родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и поставли ю̀ Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, у́же достояния вашего.

Народ Израильский должен исповедовать Господа, призывать Его имя, воспевать Его, искать Его, памятовать Его чудеса – потому, что и Он помнит завет свой с народом. – Господь из века в век, помнит завет Свой, – слово, которое заповедал в тысячи родов, то слово, которое завещал Аврааму, и клятву или обетование, данное с клятвой сыну его Исааку, и поставил то обетование Иакову в закон и Израилю в завет вечный. При этом Господь сказал Аврааму: «тебе Я дам землю Ханаанскую», – уже достояния вашего, т. е. как бы отмеренную ужем – землемерной веревкой – в достояние или собственность вашу, и которую, разумеется, потомство ваше также будет делить на участки – наделы в собственность, наследственную из рода в род.

12–15. Внегда быти им малым числом, малейшим и пришелцем в ней, и преидоша от языка в язык и от царствия в люди ины: не остави человека обидети их и обличи о них цари: не прикасайтеся помазанным моим, и во пророцех моих не лукавнуйте.

Господь промышлял о потомках благословенного Авраама с самого начала. – Внегда быти им малым числом, – когда потомки Авраама были в земле Ханаанской еще в малом числе; когда они были еще малейшими, ибо составляли еще только одно семейство; и когда были пришельцами в нем – как бы только временно пребывали в земле Обетованной; и преидоша из языка в язык, – когда они, странствуя по сей земле, переходили от одного туземного народа к другому; и от царствия в люди ины, – когда они переходили из одного царства к иным людям к иному племени, именно – из Ханаана в Египет, в Филистимскую землю и пр.: тогда Господь не остави человека обидеши их, – не позволял никакому человеку обижать их; и обличи о них цари, – и обличал за них царей, если эти цари решались притеснять их, как пришельцев в своей земле. Таким царям Господь говорил: «не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла».

Так и было: когда Авраам, по причине голода, пришел в Египет, то «Египтяне увидели, что жена его Сара женщина прекрасная, увидели ее и вельможи фараона и похвалили ее фараону, и взята она была в дом фараонов... Но Господь поразил тяжкими ударами и дом его за Сару, жену Авраамову»... (Быт.12:14–17 и сл.). Подобным же образом, когда Авимелех, царь Герарский, взял Сару, то «пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот ты умрешь за женщину, которую Ты взял, ибо она имеет мужа... И Я знаю, что Ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною... Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе и ты будешь жив» (Быт.20:1–4,6–7 и сл.).

16–19. И призва глад нa землю: всяко утверждение, хлебное сотры. Посла пред ними человека: в раба продан бысть Иосиф. Смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его, Дóндеже прииде слово его: слово Господне разжже его.

Бог, промышляя о своих избранных, дивно устроял судьбу их. – Он призвал голод на землю или послал голод на землю Ханаанскую и всякое утверждение хлебное сотры, – всякий стебель – пшеницы и ячменя – истребил: посему голод был такой, что обитатели той земли вынуждены были оставить ее или покупать хлеб в соседней стране. Так именно должны были переселиться из Ханаана в Египет и дети патриарха Иакова. – Но Бог послал пред ними человека, – предварительно, из Ханаана был переселен в Египет избранный Богом особый человек, именно Иосиф. – В рабы продан был Иосиф: еще прежде, чем настал голод в Ханаане, братья продали Иосифа купцам Мадиамским как раба – за двадцать сребреников. Мадианитяне же, придя в Египет, продали его там Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей, в качестве раба, как он там и назывался (Быт.37:27–28,36, ср.39:17; 41:12). – Смириша во оковах нозе его, – когда он, Иосиф, был в Египте, то Египтяне стеснили его ноги оковами или заковали их. Железо пройде душа его, – Иосифа заковали так, что даже и душа его прошла сквозь железо, т. е. и дыхание его было стеснено оковами... По обычаю древности, оковы налагались не только на ноги, но и на руки и даже на шею, чем стеснилось даже и дыхание. – Дондеже прииде слово его, – Иосиф был в оковах и – в темнице – дотоле, доколе пришло его слово, т. е. осуществилось его предсказание. Слово Господне разжже его, – откровение Господне, как бы воспламенило Иосифа; он озарит своим словом будущее; а вместе с тем с него спали и оковы, они как бы расплавились и распались от его пламенного слова... Разумеется – истолкование Иосифом вещих сновидений как виночерпия и хлебодара, так и самого фараона. Так это назвал Иосиф и даже сам фараон. – По истолковании сновидений Фараона Иосиф сказал: «сие истинно Слово Божие, и вскоре; Бог исполнит сие» – Сие понравилось фараону и всем слугам его. И сказал царь слугам своим: «найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт.41:32,37–38).

20–22. Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему: наказати князи его яко себе и старцы его умудрити.

Когда Иосиф истолковал вещие сны виночерпия и хлебодара, и толкование это исполнилось – оправдалось; то послал царь-фараон слуг своих в темницу, где был заключен узником Иосиф, и повелел разрешить его – снять с него оковы; послал этот князь людей или владетель народов за Иосифом в темницу и остави, точнее – освободил его из темницы. А когда Иосиф истолковал сны самому фараону, то царь поставил его господином над домом своим и князем – правителем над всем стяжанием или владением своим. Поставил Иосифа фараон так – наказати, – чтобы научить князи его или вельмож фараона, – яко себе, точнее – «по своей душе», т. е. по своему произволению, мудрому и благому. И старцы его умудрити, – поставил фараон Иосифа так, что бы он и старейшин царских учил мудрости, хоти, разумеется, старейшины, уже и по возрасту своему, были мудрыми – опытными в делах государственных, почему и были ближайшими сотрудниками фараона.

Действительно, когда Иосиф предложил Фараону боговдохновенное толкование его сновидения, то «сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой, только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу: вот я поставляю тебя над всею землею Египетскою... Я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской» (Быт.41:39–41,44).

23–25. И вниде Израиль во Египет, и Иаков пришелствова в землю Хамову. И возрасти люди свои зело, и укрепи я̀ паче врагов их. Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотвори в рабех Его.

Когда Иосиф, из низкого положения раба и страдальца – узника, по милости Божией и волею фараона, был возвышен на место первого царедворца и в звание верховного правители в Египте; то, устроением промысла Божия, переселен был в Египет и отец его, патриарх Иаков. – И пришел тогда Израиль в Египет, и пришелствова или переселился на постоянное жительство в землю Хамову. Так назывался Египет потому, что населен был потомками второго сына Ноя, патриарха Хама, чрез сына его Мицраима (почему Египет по-Еврейски и называется Мицраном (Быт.10:6). – И возрастил Бог или размножил народ свой весьма и укрепил – сделал сильным больше врагов его, т. е. Египтян. – Когда же народ так размножился, то Бог преврати сердце их возненавидети люди Его, т. е. Бог, в целях своего промышления, попустил, что сердце Египтян, прежде обращенное с расположением к Израильтянам теперь отвратилось от них, – Египтяне стали питать вражду к Евреям, так, что они – Египтяне – решили сотворить лесть, точнее – коварство, ухищрение против рабов Его, т. е. Израильтян, именно – хитрым образом убивать их...

Действительно: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочислен!, и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался... И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами... Но, чем более изнуряли его, теме более он умножался и тем более возрастал, так что Египтяне опасались сынов Израилевых. Тогда царь Египетский повелел повивальным бабкам и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его... Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так... Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у Евреев сына бросайте в реку (Исх.1:6–12,15–17,22, ср. 5:4–14 и сл ).

26–30. Посла Моисеа раба Своего, Аарона, его же избра Себе. Положи в них словеса знамений Своих, и чудес Своих в земли Хамове. Посла тму и помрачи, яко преогорчиша словеса Его. Преложи воды их в кровь и измори рыбы их. Воскипе земля их жабами в сокровищницах царей их.

Когда Египтяне, по повелению фараона, стали угнетать сынов Израилевых тяжкими работами, а затем коварно умерщвлять, то, для спасение своего народа, Господь избрал и послал Моисея, раба своего – верно Ему преданного, и Аарона, старшего брата его, которого также избрал и дал ему помощником (Исх.3:7,10,14; 4:12–16; 7:1–2,6–7). – Посылая к народу своих избранников, Моисея и Аарона, Господь положил в них словеса знамений своих, т. е. даровал им силу своими словами творить знамения – великие чудеса, – чтобы ими побудить Фараона и Египтян отпустить сынов Израилевых из Египта (4:17,21; 6:14; 7:1 и сл.). – И Господь, действительно, творил знамения свои по слову Моисея и Аарона. – Так, Господь послал тьму и помрачи – соделал мрак: яко преогорчиша словеса Его, – зато, что Фараон и Египтяне воспротивились, но и для того, чтобы не смогли противиться словам – повелениям Божиим.

Действительно, по слову Божию – «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их» (Исх.10:21–23).

Затем, Господь преложил или претворил воду Египтян в кровь и вместо с тем уморил рыбу их, жившую в той воде. – Так именно, по повелению Господа – «поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в рек (Нил!) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могла пить воды из реки; и была кровь (вместо воды) во всей земле Египетской» (Исх.7:20–21).

Потом, чрез Аарона, послал Господь на Египет такое множество жаб, что ими закипела вся земля, т. е. земля произвела их такое множество, что они двигались и прыгали всюду длинными и густыми рядами, представляя вид сильно взволнованной, как бы кипящей массы... Этих жаб было такое множество, что они проникали всюду, даже в сокровищницы царей или в самые внутренние и потайные места, царских дворцов – спальни и кладовые (Исх.8:5–6; ср. ст. 12–14).

31–33. Рече, и приидоша пессия мухи, и скнипы во вся пределы их. Положи дожди их грады, огнь попаляющь в земли их: и порази винограды их и смоквы их, и сотри всякое древо предел их.

Когда Фараон продолжал упорствовать и не отпускать Израильтян из Египта, то Господь продолжал посылать на него новые и новые казни, при посредстве; Моисея и Аарона. – Сказал Господь и пришли песии мухи, – насекомые, особенно назойливые и кусающие с нетерпимою болью. И пришли также скнипы – очень мелкие мухи (москиты), всюду проникающая и кусающая особенно ночью. Те и другие наполнили все пределы их, – были ее в окрестностях! какого-либо города, по берегам какого-либо озера, болота, реки, канала, а всюду. – Это было именно так: «Аарон простер руку свою с жезлом своим (чудодейственным!»), ударил в персть земную, и яви шее мошки на людях и на скот. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской» (Исх.8:17; ср. Ис.77:45).

«Вместо дождя, послал Господь на Египтян град, – и палящий огонь», т. е. молнию на всю землю их: ибо как от дождя все возрастает, зеленеет, цветет, так от града все гибнет, особенно когда он, сопровождается сильной молнией. И действительно, погибли виноград и смоквы или виноградники и смоковницы, что составляло самую лучшую часть хозяйства. И сокрушил этот град всякое дерево, собственно плодоносное, во всех пределах Египта. – Это было так. – «Простер, Моисей жезл свой (чудодейственный) к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле (т. е. молнию, которая там низвергалась целыми потоками огня); и послал Господь град на всю землю Египетскую; и был град и огонь (молнии) между градом весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал» (Исх.9:23–25; ср. Пс.77:47–48 и сл.).

34–36. Рече, и приидоша прузи и гусеницы, им же не бе числа, и снедоша всяку траву в земли их, п поядоша всяк плод земли их. И порази всякаго первенца на земли их, начаток всякаго труда их.

Сказал Господь, и пришли прузи – старая саранча и гусеницы – также саранча, но молодая, в виде мошек: те и другие – в бесчисленном количестве, и съели всю траву на земле Египтян, и поели все плоды на полях их. – Это было так.

«Простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи... Она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Исх.10:13–15; ср. Пс.77:46).

Не смотря на столь многие и такие жесткие казни, Фараон все еще оставался непреклонен в своем упорстве... Тогда Господь поразил всякою первенца в земле Египетской, – которые составляли начатки всего труда их, т. е. были лучшими плодами их силы деторождения. – И это было так. – «В полночь (пред самым выходом Израильтян из Египта) Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» (Исх.12:29; ср. Пс.77:51).

37–38. И изведе я̀ с сребром и златом: и не бе в коленах их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня.

Страшная казнь – избиение первенцев – была решительным ударом: после этого Фараон немедленно отпустил Израильтян; того же настоятельно требовал и народ Египетский. – И вывел Господь Израильтян с серебром и золотом. – Действительно: «по слову Моисея, сыны Израилевы просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. Господь же дал милость народу своему в глазах Египтян: и они давали ему...» (Исх.12:35–36; ср. Быт.15:13–14). – И не было в коленах их болящего, – при выходе из Египта все Израильтяне были здоровы во всех двенадцати коленах, на которые делился весь народ по числу двенадцати сыновей Иакова. И в этом была очевидно особая милость: ибо Израильтянам предстояло долгое путешествие, сопряженное со многими трудностями. – И возвеселился Египет по выходе Израильтяне ибо из за них напал страх на Египтян. – Испытавши на себе столько грозных и тяжких бедствий – казней, особенно после избиения первенцев, «Египтяне понуждали народ, чтобы скорее выслать его из земли своей; ибо говорит они: мы все помрем» (Исх.12:29–33).

39–41. Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я̀: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки.

Поражая Египтян многими и жестокими казнями, в то же время Израильтянам Господь оказывал дивно и постоянно свои милости, – как во время пребывания их в Египте, так и по выходе из него. – Так, Господь распростер облако над народом, как бы покров – палатку над путешественником: и «огнь предносился им. Чтобы светить ночью». –

Так, когда пошли сыны Израилевы из Египта, то «Господь шел пред ними днем в столпе облачном, который показывая им путь (отчасти и осенял их от зноя солнечного), а ночью – в столпе огненном, светя им, чтобы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа» (Исх.13:20–22; 14:19–20). – Когда народ, идя по бесплодной пустыне, томился голодом и просил пищи, то Господь послал крастелей – перепелов, а затем – питал его даже хлебом небесным, то-есть манной, которая падала с неба. Когда парод, проходя безводные места, смертельно изнемогал от жажды; то Господь разверз камень-скалу, и потекли воды, потекли рекою по местам безводным – сухим.

Когда Господь услышал ропот сынов Израилевых, то сказал Моисею: «скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом – и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу... И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна (= что это?). Она была, как кариандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исх.16:12–15, 31). – Потом «пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц... И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея... И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аароне, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа. И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Чис.20:1–3,7–8,9,11; ср. Исх.17:6).

42–43. Яко помяну слово святое Свое, еже ко Аврааму рабу Своему. И изведе люди Своя в радости, и избранныя Своя в веселии.

Так милостив был Господь к своему народу, при стольких знамениях – чудесах он извел его из Египта и вел чрез пустыню – потому, что помнил свое святое слово, сказанное Им Аврааму, рабу своему, – разумеется, обетование Аврааму о наследии его потомками земли Ханаанской.

При заключении завета своего с Авраамом Господь сказал ему: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей и поработят их и будут угнетать их четыреста лет; но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом!» (Быт.15:13–14).

И вот, памятуя – свято, непреложно храня это обетование, Господь избавил потомство Авраама из Египта. И вывел Господь народ свой в радости, и избранных своих в веселии: эта радость особенно торжественно выразилась по переходе Израильтян чрез Красное море и после потопления в нем Фараона со всем его воинством. «Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь», – радостную – победную, – торжественно. «И взяла Маркиам, пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпань, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними»... (Исх.14:31; 15:19–21).

44–45. И даде им страны́ язык, и труды людий наследоваша: яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут.

Также во исполнение своего святого обетования, данного Аврааму, Господь не только вывел народ свой из Египта и провел чрез пустыню к пределам земли Обетованной, но и ввел его в эту землю. И дал Господь сынам Израилевым земли народов. Разумеются земли тех народов, о которых сказал Господь Аврааму, при заключении с ним завета. «Потомству твоему, сказал Господь, даю я землю сию, от реки Египетской (р. Нила) до великой реки, реки Евфрата: Кеплев, Кеневеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Евеев, Гергесеев и Иевусеев» (Быт.15:18–21; ср. 22:16–17). – Заняв их земли, Израильтяне наследовали как бы военную добычу, и труды этих народов, т. е. обработанные ими поля, виноградники и вообще богатства. И все это даровать Господь своему народу с тем, чтобы и он, по силе завета, заключенного им с Богом, хранил оправдания – соблюдал все данные ему уставы для оправдания своего пред Богом, и чтобы искал Его закон – старался, при всех условиях и обстоятельствах жизни, твердо и точно хранить закон, дарованный ему непосредственно Самим. Богом.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle