Источник

Псалом 103

Да будет Господу слава во веки за Его премудрое мироздание и промышление о всех тварях.

Псалом Давиду, о мирстем бытии, точнее – не только о творении, но и о промышлении.

1–2. Благослови душе моя Господа. Господи Боже мой, возвеличился ecu зело: во исповедание и в велелепоту облеклся ecu: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу.

При созерцании необъятного мироздания, дивного в нем порядка и промышления Божия о всем творении, псалмопевец приходит в восторг и в торжественной песни восхваляет величие Божие (ср.ст.33–34). – «Благословляй, душа моя, Господа! – Господи Боже мой, возвеличился ecu зело, – Ты открыл свои свойства и совершенства весьма дивно – и в творении и в промышлении о нем. – Во исповедание и велелепоту облеклся ecu, – величие мироздания возбуждает восторг и хвалу псалмопевца. Великолепие всего сущего представляется ему как бы одеянием – покровом, – как бы великолепной палаткой Царя Вседержителя. – «Ты одеваешься светом, как ризою» – на всем мироздании, как верхняя одежда – свет: он покрывает все и является как бы ризой – плащом. Простираяй небо яко кожу, – Ты распростер небо как кожу – как палатку, покрытую кожей. Все это так легко, и вместе так величественно и великолепно, что все обитатели под покровом этой палатки прославляют Владыку Вседержителя.

3–4. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Превыспренняя – поднебесные пространства, самые возвышенные над землей – Ты, Господи, покрываешь водами, т. е. облаками, подобно тому, как в палатке вверху подвешиваются мехи с водою. – Полагаяй облаки на восхождение свое, – облака, именно – грозовые тучи, Ты делаешь своим восхождением или восходишь на них, как царь на колесницу, и шествуешь... Ходяй на крилу ветреню, – Ты шествуешь на крылах ветра, которые как кони несут Твою колесницу – грозовое облако. – Ты творишь Ангелами своими духов, слугами Твоими – огонь пламенеющий, «иначе – пред Твоей грозной колесницей быстро мчатся духи – ветры, вестники Твоего шествия, и летят молнии, как слуги, подобно тому, как обыкновенно пред царской боевой колесницей бегут слуги – вестники и возвещают о грозном шествии царя на поле битвы...

Богу Вседержителю покорно послушны как стихии во внешней природе, так и небесные силы, Ангелы – в духовном мире.

5. Основаяй землю на тверди ея: не прекло́нится в век века.

Представляя устройство мироздания применительно к тому, как устраивается палатка или дом, псалмопевец восхищается незыблемостью здания вселенной. – Ты, Господи, говорит он, основал землю на тверди, иначе – поставил ее на твердом основании, так что она не преклонится – не пошатнется на бок, никогда, во век века. Между тем, палатка, поставленная человеком, легко срывается ветром, и дом, построенный им, легко разрушается ураганом.

Сказанное псалмопевцем о земле не то значит, что она вовсе недвижима, а то, что она служит непоколебимым основанием для человека – для него самого и жилищ его.

6–7. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся.

Земля непоколебима. Между тем, она отовсюду окружена водами. Бездна, т. е. море служит как бы одеянием земли, ибо прикрывает ее со всех сторон. На горах стоят воды, – и сверху над горами воды, именно – дождевые облака покрывают вершины гор. И эти воды в изобилии стекают по склонам гор. От запрещения Твоего, Господи, они побегнут, т. е. при крепком дуновении ветра дождевая вода сильными и быстрыми потоками сбегает с гор. И от гласа грома Твоего они убоятся, или – при сильных ударах грома, потрясающих скалы гор, и горные потоки, бурными волнами, как бы с трепетом и глухим и затаенным ропотом, но послушно и стремительно сбрасываются с гор в долины...

8–9. Восходят горы, и нисходят поля, в место еже основал ecu им. Предел положил ecu, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.

Так, по указанию Божию, воды восходят на горы, а с гор нисходят на поля – в долины, в то место, которое Ты, Господи, основал им, или – где Ты положил водам предел – в берегах, и этого предела они не перейдут, и потому не возвратятся, чтобы покрыть – потопить землю, если на это не будет воли Божией, как то и было во дни потопа, при Ное.

10–12. Посылаяй источники в дебрех, посреди гор пройдут воды. Напаяют вся звери селные, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесные привитают: от среды камения дадят глас.

Охраняя жизнь тварей промыслом своим, Господь посылает источники в дебрех – в долинах, так что воды протекают и среди гор, именно – в узких долинах. Воды эти напаяют всех зверей сельных – полевых, кои обитают на горах и в долинах между гор. – Ждут онагри в жажду свою, – томимые сильной жаждой в летний зной, онагри – полевые или дикие ослы с нетерпением ожидают напиться воды и, ожидая, стремятся к этим горным, чистым и свежим источникам (Пс.41:1–2). – На тых или при них, при этих источниках, обитают и птицы небесные – живущие не при жилище человека, а на свободе летающие под небом. – От среды камения дадят глас, – птицы эти, обитая при источниках, текущих между гор (ст. 10), гнездятся в расселинах скал, откуда раздается их радостный крик и приятное пение.

13–15. Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит.

Ты, Господи, напояешь горы от превыспренних своих, или – с высот, т. е. из облаков, находящихся высоко в небе, далеко выше и самых вершин гор (ст. 3). – От плода дел Твоих насытится земля, – плодами, которые являются делом Твоих рук, Твоей промыслительной деятельности, насыщается земля или все, что живет на земле, и скоты и люди. – Ты, Господи, прозябаешь – произращаешь траву для скота пастбищного и злаки – всякую питательную зелень – на службу или на пользу человеку, – производишь хлебе из земли, именно – пшеницу, ячмень и разные овощи: и – вино, которое веселит сердце человека, и елей – масло, которым он намащает свое лицо, и оно радостно блистает, и хлеб, который укрепляет сердце, как средоточие и совокупность сил человека, т. е. питает его, и он, чувствуя достаточно сил, твердо ходить, крепко берет все руками, не утомляется в работе.

16–18. Насытятся древа польская, кедри Ливaнcmиu, их же ecu насадил: тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими.

Древа польская – полевые деревья насыщаются обильной дождевой влагой, а также и кедры, растущие на горах Ливанских, которые насадил сам Господь, а не человек: тамо – на этих кедрах вогнездятся – вьют свои гнезда и живут в этих гнездах различные птицы; а жилище еродия т. е. гнездо аиста (лаг. herodium) предводительствуешь ими, – как бы начальствует над ними, ибо оно находится выше всех прочих, большею частью – если не на кедрах, то на высоких елях.

19–21. Сотворил есть луну во времена: солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в ней же пройдут ecu зверие дубравнии, скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе.

Господь сотворил лупу во времена – для определения и указания времен, именно – она начинает собою ночь, определяет часы и смену ночной стражи; а новолуний, полнолуние и ущерб луны определяют время праздников и пр. –

Солнце знает свой запад, т. е. время, когда оно заходит на западе и этим оканчивает время продолжения дня. – Ты, Господи, положил тму, – определил время тьмы, когда бывает ночь, именно – по заходе солнца до восхода его. В ней – в этой тьме ночной – пройдут или бродят все это время ночи все – всякие звери дубравные, лесные, т. е. дикие, а не стада домашних животных, пасущиеся по долинам и на склонах открытых гор: так ночью бродят скимны – молодые львы, дабы восхитить – поймать и унести добычу; так и все другие дикие звери ищут – просят от Бога пищу себе, когда рыкают – громко кричат и поют, подняв голову кверху и как бы умолял Творца своего о поддержании своей жизни...

22–23. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера.

Когда минет время ночи, и солнце, зашедшее на западе, опять возсияет на востоке, то все звери из разных мест, где они бродили за добычей, собираются снова в свои лесные чащи и здесь, утолив свой голод добычей, найденной во время ночи, ложатся в своих ложах – логовищах и покойно спят... А когда всякие звери, уходя с открытых мест, скрываются в своих потаенных логовищах, то человек выходит из своего жилища на свое дело – на работу, также для того, чтобы добыть пищу себе своим трудом, и совершает он свое делание в продолжении всего дня, именно, с того часа, как воссияет солнце и до того, когда оно склонится к западу, а изойдет луна и наступить ночь (ст. 19 и 22), – так человек трудится над возделанием виноградника, над обработкой нивы и проч. А когда наступит вечер, то и человек, приняв пищи, отходит на отдых в тиши и прохладе ночной.

24. Яко возвеличишася дела Твоя, Гocnoдu: вся премудростию сотворил ecu: исполнися земля твари Твоея.

Созерцая все мироздание и размышлял о промышлении Божием, псалмопевец приходить в восторг. – «Господи, восклицает псалмопевец, как возвеличились – в каком величии открылись дела Твои! – разумеется, они неизмеримы по объему, не исчислимы по количеству, невыразимы по превосходству своего великолепия. – Господь все сотворил премудростью своею, так что во всем видны Его разум и воля, во всех созданиях очевидны законы и цели: так сотворены свет, небесная твердь, облака, ветры. молния и проч. (ст. 2–4 и сл.). – Вся земли полна твари Его, точнее – произведений, возникших по воле Божией; таковы травы, хлебные злаки, виноград, масличные деревья, кедры, а вместе с ними обитают на всей земле всякие птицы и различные звери (ст. 10–12, 14–17).

25–26. Cие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими: тамо корабли преплавают, змий сей, его же создал ecu ругатися ему.

Как земля преисполнена всяческих создании Божиих, так и море. – Cие море великое и пространное, именно – Средиземное море: там, в этом обширном море – гады или животные пресмыкающиеся, которым нет числа; там-же находятся и животные вел имя и малые, преимущественно рыбы; там корабли преплавают или переплывают всю поверхность моря, от одного берега до другого, с востока до запада, и обратно; там и этот змий, которого Ты, Господи, сотворил так, что он может ругатися над ним – над морем, т. е. не страшась ярых и грозных волн моря, он плавает по ним, и попирает их, как царь побежденных врагов, как бы забавляется ими, посмеивается над самым морем. Таким именно является змий – левиафан или крокодил, когда он выходит из устья реки Нил в открытое море и играет в нём (Иов.41:23–24).

27–30. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же Тебе лиие, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся. По́слеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

Вся – все бесчисленные твари, обитающие на земле и в море, – к Тебе чают или ожидают от Тебя, что Ты дашь им пищу во благо время – когда им необходимо утолить свой голод. – Когда же Ты им даешь пищу, они ее собирают – принимают: когда Ты отверзаешь или открываешь свою руку, чтобы дать им пищу, подобно хозяину, то все эти твари исполняются благости, или – вполне насыщаются теми дарами Твоей благости, какие Ты даешь Своей отверстой рукой, т. е. щедро. – Когда же Ты отвращаешь Свое лицо, или – скрываешься, во гневе своем как бы не смотришь на них, не хочешь знать их нужд и питать их; то все они мятутся – возмущаются, трепещут, в отчаянии и беспомощности своей гибнут. – Отнимет дух их – лишишь их дыхания и они исчезают – больше не существуют, ибо умирают, – возвращаются опять в свой прах, из которого первоначально возникли. – Когда же пошлешь снова Дух свой, – опять оживотворишь их действием своего всесозидающего Духа, то они снова созидаются из праха. Так Ты обновляешь лице земли, – снова и снова покрываешь поверхность земли разнообразными растениями и населяешь ее бесчисленными животными.

31–32. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю̀ трястися: прикасаяйся горам, и дымятся.

При созерцании величия, премудрости и благости Божией в мире и жизни псалмопевец проникается благоговением к Богу и прославляет Его. – Да будет Господу слава во веки – т. е. пусть премудрость и власть Господа царствуют в мире вечно. – Да веселится Господь о делах своих, – пусть все действия Его могущества и власти достигают своих целей и будут вечно так совершенны, как в первозданном мире, когда было все прекрасно (Быт. гл. 1, ст. 31). – Господь призирает на землю и она трясется, – что бывает при землетрясении и чем выражается как бы страх земли и внушается человеку чувство благоговения к Богу. Господь прикасается к горам, и они дымятся, – так было, когда Господь сошел на гору Синай для дарования закона своему народу: этим чрезвычайным; явлением так же внушается чувство страха пред Богом, как грозным законодателем, и совершенная покорность Его воле (Исх.19:16–19; 20:18–20).

33–34. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь: да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.

Вечная слава Божия в мироздании должна быть источником, и вечной хвалы Богу (ст. 31). Посему псалмопевец и говорит: воспою Господу в животе моем, – буду петь хвалебные песни – молитвы Господу в течении всей моей жизни; буду петь и тем прославлять Господа, дондеже есмь – доколе живу на земле. – Да усладится Ему беседа моя, – да будет Ему приятна такая моя песнь, в которой душа моя молитвенно беседует с Ним – молится Ему. – Аз же возвеселюся о Господе, – буду радоваться и выражать эту радость о делах Божиих в мире – посредством пения.

35. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, яко же не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Так как Слава Божия оскорбляется противлением воле Божией, то – да не будет этого! – А потому: да исчезнут грешники с земли, и – беззаконники, так чтобы их вовсе не было!

Наконец, чувство святой своей ревности к правде и славе Божией псалмопевец выражает, как и в начале, вдохновенным восклицанием: «Благослови, душе моя, Господа!»


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle