Источник

Псалом 42

Оправдав Давида, Бог спасет его.

Псалом Давиду, не надписан у Еврей.

Сей псалом, принадлежащей Давиду, как и некоторые другие, не надписан у еврей, т. е. в еврейском тексте нет слов: Псалом Давида, потому что этот псалом составляет, очевидно, продолжение предыдущего псалма: ср. ст. 2 и 5 = Пс.41:6,10,12.

1–2. Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты ecu, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя ecu? И Вскую сетуя хожду, внегда скорбляет враг?

Гонимый Саулом и его единомышленниками, Давидг обращается к Богу, как нелицеприятному судии всех и просит Его:

Суди ми, Боже – яви мне суде Твой; и рассуди прю мою – рассуди мою тяжбу, покажи, кто виноват и кто прав пред Тобою: от языка непреподобна – от толпы народной нечестивой, от человека неправедна и льстива – несправедливого и льстивого – избавь меня, так как, при своей несправедливости и лести, увлекая за собой и нечестивую толпу народную, этот человек угрожает погибелью. Так обращается Давид к Богу в неизменной преданности Ему: ибо, говорит он, Ты, Господи, крепость моя, или Ты даруешь мне крепость, зачем же Ты отринул меня, как бы неверная Тебе, не нуждающаяся в помощи Твоей и потому достойная погибели? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? – для чего я, сетуя, хожу, когда оскорбляет меня враг? разумеется, при неизменной преданности Тебе, этого не должно быть. При всех своих бедствиях, Давид сетовал – облекался во вретище, постился, вообще – погружался в чувство скорби, иногда глубочайшей, приходил в состояние крайнего смирения, но никогда не доходил до отчаяния. Так и теперь.

3–4. Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.

Представляя свою прю – тяжбу – на суд Божий, Давид молит Бога: посли свет Твой и истину Твою, т. е. свет Твоей правды и тем открой мою невинность; та мя настависта, они эти свет и истина, наставят меня или укажут мне путь, и введоста мя – приведут и введут – в гору святую Твою, – ту именно, гору, которая освящена присутствием Твоим, и селения Твоя – на место, где находится Твоя обитель, видимый храм – скиния. – Стремясь на место селения Божия, Давид имеет намерение ближе стать с своей молитвой к Богу. «И подойду я, говорит Давид, к жертвеннику Божию» – где обычно приносятся жертвы, – предстану к Богу, веселящему юность мою, т. е. радующему меня со дней моей юности: и там, вместе с жертвоприношением, буду исповедывать Тебя в гуслях, Боже мой, – прославлять Твою милость в молитве – псалме, в пении и музыкальных звуках гуслей, что послужит наиболее сильным выражением чувства благодарности.

5. Вскую прискорбна ecu, душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой.

Мысль о посещении храма Божия, о приближении к Богу, о принесении Ему жертвы с многозвучным славословием снова утешает и укрепляет Давида в месте его невольного странствования, и он снова и еще сильнее выражает свою надежду на Бога Спасителя.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle