Источник

Псалом 121

Иерусалим – город правосудия, мира и благоденствия.

Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119).

1–2. Возвеслихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стоящя бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме.

Возрадовался я о рекших мне, иначе – когда сказали мне: «пойдем в дом Господень, во храм. – Радость эта всегда должна быть велика, и понятна: в доме Господа, благочестивый израильтянин! изливал всю свою душу пред! Богом, просил и получал от Него милости, нередко велики, а иногда и чрезвычайные. Такова особенная милость Божия – дарование детей: так, благочестивой Анне Господь дал сына, знаменитого пророка Самуила и пр. – Здесь же великая являлась радость и при созерцании торжественного богослужения в присутствии громадного множества посетителей – поклонников из числа всех колен народа Израильского (ст. 4). – И вот, говорит псалмопевец, наши ноги остановились во дворах твоих, Иерусалим! т. е. мы пришли, – достигли цели, мы полны чувством живейшей священной радости, ибо мы уже стоим в Иерусалиме, даже во дворах дома Божия – храма!..

3–5. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Изpauлeвo, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове.

Иерусалим зиждемый как град, – выстроен, как город, т. е. основан на вершине горы Сиона и обнесен крепкими стенами, который защищаются столбо-образными башнями (ст. 7). – Ему же причастие его вкупе, – в нем, Иерусалиме, как городе, причастье его – места жительства в нем вкупе, точнее – одно при другом, т. е. тесно сплочены, как бы слиты в одно. Город, со своими многочисленными зданиями, тесно примыкавшими одно к другому, замкнутый одной высокой стеной, переполненный жителями, представлял собою как бы один громадный дом с миогочисленным семейством. – Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, – и наши ноги пришли сюда, в Иерусалим, и остановились во вратах его (ст. 2), ибо сюда восходят все колена народа Израильского, ибо они суть колена Господни, т. е. составляют один, собственно Ему принадлежащие народ. – Свидение это Израилево, исповедатися имени Господню, это есть свидение – откровение, точнее – повеление в Законе, чтобы все колена народа от времени до времени приходили в дом Божий. По повелению Господа, «три раза в году должен являться весь мужеский пол народа пред лице Владыки, Господа своего» (Исх.23:17; 34:23). Здесь он должен исповедатися имени Господню, или – прославлять имя единого Господа Бога в торжественном богослужении, при многолюдном! стечении народа отовсюду – не только из своей родной земли, но в последствии, даже и из рассеяния в других странах. – Яко тамо седоша престола на суд, – в Иерусалиме все приходят, ибо там седоша престолы, правильнее – поставлены престолы для заседания, – чтобы производить суд; эти престолы в доме Давида. Так было при Давиде, а потом еще Соломон в Иерусалиме, при своем дворце, устроил «притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он, и покрыл все полы кедром» (3Цар.7:7) – Посему, народ, приходя в Иерусалим молиться, в тоже время предъявлял правительству здесь и судебный свои дела, которые и разбирались открыто, всенародно.

6–7. Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.

Спрашивайте же о том, что нужно, дабы Иерусалим был в мире: «да будете обилие во всем или благоденствие тем, кто любит тебя, Иерусалим!» – Разумеется, Иерусалим так устроен и укреплен, как город (ст. 3), что в нем все есть для обеспечения его мира: остается только желать, чтобы Господь не оставлял его и – чтобы этот мир продолжался в нем на веки (ср. Пс.47:12–15). – Да будет же мире в силе – в укреплениях около тебя, Иерусалим, и да будет обилие – благоденствие в столпостенах твоих, – в стенах, кои укреплены или скреплены по углам и на средине высокими, столбообразными башнями, кои и составляют!, силу – главный оплот города Иерусалима, а потому их мир – незыблемость, необоримость служат главным обеспечением мира и благоденствия для его граждан, да и для всей страны.

8–9. Ради братий моих и ближних моих глаглах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе.

Итак, ради моих братьев и ближних моих, разумеется – «сынов народа моего» (Лев.19:17–18), я, псалмопевец, сказал «мир» о тебе или пожелал: «да будет мир тебе, Иерусалим!» – ибо мир и благоденствие Иерусалима, как столицы, обусловливает собою благоденствие и всей родной земли. Итак, ради «дома Господа Бога нашего», т. е. храма, я, говорит ревностно благочестивый псалмопевец, пришел сюда, в Иерусалим, – ради храма Божия, как единственного дома молитвы; и взыскал, или – изыскивал благая тебе, т. е. здесь, во храме Божием, я старался в молитве испросить тебе у Бога там блага, какие нужны для тебя – для твоего мира и благоденствия, а вместе и для всего народа.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle