Источник

Псалом 126

Только Божиим благословением созидается благополучие деятельности и жизни человека (ср. Пс. 127).

Песнь степеней или восхождений (см. Пс. 119).

1–2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон.

Псалмопевец учит о Промышлении Божием. – «Если Господь не созиждет дома, то напрасно трудятся зодчие – строители его, – напрасно, потому что, оставленный Господом, погибает не только самый дом. но и всякий живущей в нем. Так, некогда «сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» (Иов.1:18–19). – Также: «если Господь не сохранить и города, всуе бде cmpeгиuнапрасно бодрствует страж на городских стенах, – он своевременно увидит неприятеля, но город, без помощи Божией, не спасется. Так, даже Иерусалим, хотя и был окружен горами, огражден сильными стенами, охраняем стражами, и защищаем войсками, но, когда Господь уже «не был около народа своего»; то и этот, столь крепкий, город погиб (Пс.121 и 124): он был осажден и взят Халдеями и разорен до основания, при чем погиб и его главный страж, сам царь... – Всуе вам есть утреневати, – напрасно вы встаете рано утром: встанете по седении ядущии хлебе болезни, – вы, ядущие хлеб, добываемый с тяжким трудом и презрительным, даже до болезни, вы должны вставать рано по седении – после того, как вы долго с вечера просидели за работой, т. е. вы почти не спите, страдаете за трудом, – егда даст возлюбленым Своим сон, – тогда как Господь возлюбленным Своим дает сон, и они, укрепив себя сном – отдыхом, с обновленными силами принимаются за новый труд и совершают его с наибольшим успехом.

3–5. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чре́вняго. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясеных. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.

Благословение Божие очевидно в семействе. – Вот, говорит псалмопевец, достояние Господне сынове, – лучшее достояние и самое дорогое наследие, какое человек получает от Господа, это – сыновья: это – мзда плода чре́вняго, – т. е. эти сыны суть награда от Господа родителям в виде плода чрева их. Ибо – как стрелы в руке сильного ратоборца, так сыны оттрясенных или отторгнутых, униженных: дети – сыновья служат им, как бы стрелами, лучшими помощниками для защиты – обороны. – Блажен, иже исполнить желание свое от них, – блажен человек, который будет иметь их, сыновей, столько, сколько желал (Пс.127:7; ср. Иов.21:8; 42:13,16), – также как счастлив и тот сильный ратоборец, у которого колчан его полон стрел. – Не постыдятся егда глаголют врагом своим во вратех, – те люди отверженные и униженные, когда будут говорить за себя во вратах, т. е. на суд старейшин (– обыкновенно заседавших у ворот города); то не постыдятся – будут оправданы, ибо здесь дети защитят их, своими честными, твердыми, прямыми и разумными словами, как острыми стрелами, они поразят всех своих врагов – хитрых, но лживых обвинителей.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle