Псалом 125
Возвращенные Господом из плена, жители Сиона преисполнились радостью.
Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119).
1–3. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко уте́шени. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся.
Псалмопевец припоминает пророчество великого пророка Иеремии, об избавлении народа Израильского из Вавилонского плена, видит точное исполнение его и, как современник-очевидец этого отраднейшего события в истории родного народа, свидетельствует о величайшей радости избавленных Господом из плена. – Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были яко утешени, точнее – ради так, как будто осуществилось отраднейшее сновидение...» Тогда уста наши были полны радости, и язык исполнился веселья: такая радость выражалась именно в пении священных песней. – Тогда рекут, правильнее – говорили между народами, кои видели это возвращение пленников Cиoнa: возвеличил есть Господь сотворити с ними: т. е. многое Господь творил с народом Израильским, и теперь еще «сотворил великое дело с ними», именно – возвратил из столь продолжительная и тяжкого плена и избавил от столь сильных и злых поработителей, какими были Вавилоняне. – Да, повторяет псалмопевец, – великое сотворил Господь над нами: мы радовались...»
Так исполнилось предсказание «великого пророка Божия Иеремии, который, в свое время утешая народ, отводимый в плен, говорил: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его, и будет охранять его, как пастырь стадо; ибо искусит Господь Иакова и избавит его от руки того, кто был сильнее его. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся ко благостыне Господа...» (Иер.31:10–12).
4–6. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом. Сеющии слезами, радостию пожнут. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя.
Пленники Сиона возвращались из Вавилона не все в одно время. Посему, псалмопевец, радуясь за первых возвратившихся, молит Господа, что бы Он возвратил и остальных. – «Возврати, Господи, пленников наших, яко потоки югом, правильнее – как потоки на юг... Псалмопевцу представляется самая картина возвращения пленных. Вот они на севере, в Ассиро-Вавилонии, расселены там по горам и рекам... Но вот, по действию слова царской милости Кира, этого царя-Солмона, они собираются, отдельными семействами спускаются с гор, как бы горные потоки, по действию лучей весеннего солнца, сливаются в больные сонмы-дружины, и длинными караванами по многим долинам и по ровным дорогам направляются на юг, в свою родную землю... Сеющии слезами, радостью пожнут, – слезы скорби будут семенем слез радости, иначе – кто, отходя в плен; проливал на Сионе слезы скорби, тот, по возвращении из плена, здесь же, на Сионе, будет пожинать плоды радости. – Ходящии, точнее – сеятели ходили и плакали, когда бросали семена свои: грядуще же,–а идя обратно, опи придут с радостью, взяв рукояти своя – неся собранное своими руками, т. е. снопы. Иначе: когда пленники Сиона уходили из отечества, то плакали, оставляя здесь свое имущество, даже детей и родных, – то убиенных, то больных; а когда возвратятся, то принесут на раменах своих новое поколение...
И это исполнилось по пророчеству Иеремии, который возвещал: «Так говорит Господь: радостно пойте об Иакове... Провозглашайте, славьте и говорите: спаси, Господи, народ Твой, остаток Израиля! – Вот Я приведу из страны северной и соберу их с краев земли: слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, – коим возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их близ потоков вод, дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я-отец Израилю...» (Иер. 1:7– 9).