Источник

Псалом 88

Воспевая милости великого Бога при воспоминании о великих и непреложных обетованиях Его вернейшему своему рабу – Давиду, вдохновенный псалмопевец молит, чтобы Господь оказал и ему, вместе с народом, милость – помощь против многочисленных врагов – гордых победителей, осквернивших Его «святыню», разоривших твердыню крепости города Давидова и совершенно унизивших израильский народ пред всеми соседними народами.

1. Разума Ефама Израильтянина.

Составитель и певец этого учительного псалма левит Ефам был израильтянин, собственно эзрахит, как и Еман, ср. Пс.87:1.

2–3. Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл ecu: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя.

Воспоминание о милостях Божиих возбуждает в псалмопевце чувство глубокой благодарности, которую он и выражает в псалме: и если милость Божия простирается на все времена, то и псалом предназначается также на-век. Псалмопевец говорит: «милости Твои, Господи, я буду воспевать во веке, – в род и род, или – из рода в род буду возвещать истину Твою устами моими. Так как милость Божия состоит в обетованиях Божиих Давиду, а эти обетования непреложно истинны и простираются на все времена, то псалмопевец и дает обещание воспевать эту милость и вместе истину из поколения в поколение, – вечно, разумеется – в псалме, который содержит это обетование, величайшее из всех обетований и отраднейшее для всех поколений народа, а потому и составляющее для них предмет всегдашнего славословие. – Зане рекл ecu, – обетование это истинно, потому что Ты, Господи, Сам сказал: в веке милость созиждется, или – обетованная Тобою милость утвердится на век, ибо утвердит ее сила и власть Господа, содержащего весь мир. Ты утвердил эту милость – истину на небесах, следовательно, она ни для кого недоступна, ни кем ненарушима и будет существовать вечно, доколе стоит небо... – Разумеется, милость – истина, о которых говорит Господь, это есть истинный и вечный завет Божий с народом Израильским и, в частности, с Давидом, основанный на вере в грядущего Мессию – Спасителя мира, из племени Давидова. И этот завет не временный и подлежащий переменам, как у земных царей их договоры, а непреложный и вечный (ср. ст. 4–5).

4–5. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой.

Господь явил свою милость в том, что завещал завете или поставил договор с избранными своими, т. е. с народом Израильским, в лице его патриархов, Авраама, Исаака, Иакова, а потом Давида. Господь явил истину свою в том, что клялся Давиду – подтвердил ему завет свой клятвой, – ему, как вернейшему рабу своему. При этом Господь сказал Давиду: до века уютоваю семя твое, иначе – потомство твое будет существовать из века в век; и созижду в род и род престол твой, – твой царский престол будет переходить в твоем потомстве из рода в род и останется в оном навсегда. – Такое обетование Давиду действительно было дано Господом. – «Когда царь Давид жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: «вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром», и выразил желание построить Господу храм. Но Господь, чрез того же пророка Нафана, сказал Давиду: «когда исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами своими; то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки.. (2Цар.7:1–4,8,12–16).

6–8. Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в церкви святых. Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? Бог прославляемь в совете святых, Велий и Страшен есть над всеми окрестными Его.

Милости Божии, являемые народу Израильскому, прославляются на небе и на земле. – «Небеса возвещают всем о чудных делах Божиих», ибо эти и такие дела Промысла Божия совершались в жизни народа при посредстве всех поднебесных сил природы. – А на земле истина Божия возвещается в церкви святых, – в собрании избранного народа в святом храме, особенно более достойными чтителями имени Божия, они с наибольшею ревностью возвещают истину откровения Божия и подтверждают ее святость своей непорочной жизнью. Таков был особенно царь Давид, таков и преемник его песнопения псалмопевец Еоам, составитель сего псалма. – Все святые прославляют Господа: ибо – «кто в облаках сравнится с Господом»? – разумеется, никто и ничто, – ни сила звезд, ни сила ветра... Также и «кто между сынами Божиими уподобится Господу»? – разумеется, никто – ни между ангелами на небе, ни между святыми людьми на земле... Иначе: и светила небесные, эти мнимые боги, и святые люди, какие-бы они ни совершали знамения и чудеса, совершают их по силе и воле Творца Вседержителя. – Посему-то Господа и прославляют все святые Его, как великого и страшного над всеми окрестными – над всем, что окружает Его, т. е. на небе и на земле, – великого по обнаружению силы и власти, – страшного, как судию, неизменного в своей правде.

9–11. Господи Боже сил, кто подобен Тебе? Силен ecu, Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Ты владычествуеши державою морскою: возмущение же волн его Ты укрочаеши. Ты смирил ecu, яко язвена, гордаго: мышцею силы Твоея расточил ecu враги Твоя.

В твердой надежде на помощь Божию и на справедливое заступление, псалмопевец и сам с особенным усилием исповедует силу, истину и власть Господа Вседержителя. – «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? Истина Твоя окрест Тебя». Разумеется, так как Господь есть Бог сил, т. е. создал их и владеет ими, то никто и ничто не может быть сильнее Его и – противиться Ему. – «Ты владычествуешь над державою моря, когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их». Таким образом, держава моря, т. е. его сила и власть подчиняются державе Господа, Бога всех сил. – «Ты смирил гордого, как язвенного», или – точнее – Ты смирил Раава, как пораженного, т. е. Ты поразил и унизил Египет, в лице его войска, во главе с гордым Фараоном (ср. Пс.86:4). В этом именно и обнаружились сила и владычество Господа над морем, ибо в водах Красного моря Он потопил гордого Фараона со всем его воинством. – «Крепкою мышцею Своею Ты рассеял врагов своих», – как это было много раз: при завоевании Земли Обетованной, во времена Судей, при Давиде и – особенно – при поражении страшного Ассирийского войска под стенами Иерусалима при царе Езекии.

12–15. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал ecu. Север и море Ты создал ecu, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Правда и судьба уготование престола Твоего: милость и истина предъидет пред лицом Твоим.

Бог всемогущ, ибо Он не только управляет всеми силами – стихиями неба, моря и земли, но и Творец их. – «Твои суть небеса, и Твоя земля», – они принадлежат Тебе, как Творцу: .вселенная и исполнение ее, или – все, что ее наполняет – Ты основал», т. е. весь мир, объемлющий небо и землю, со всеми предметами, находящимися в них; Господь их основал – положил всему первоначало, так что дотоле ничто не существовало, – Он все сотворил из ничего... – «Север и море Ты создал, – и север, т. е. и величайшие светила на северной части небесного свода и высочайшие горы, находящиеся к северу от Иерусалима – Ливанские и Кавказские, – и море, обширное Средиземное море, распростирающееся на Запад от Иерусалима, как и южное, и всякое другое... (ср. Иов.26). – Горы: Фавор, находящиеся на севере от Иерусалима, и Ермон – еще севернее, о имени Твоем радуются, или – по действию свойств Твоего имени, как-то: премудрости, благости, всемогущества, на этих горах отображается радость, т. е. они покрываются лесами, цветоносной травой, населяются животными и птицами, каждый год снова и снова (ср.Ис.35). – «Твоя мышца сильна», – ибо ею утверждены небо и земля. – «Да укрепится рука Твоя», или – пусть проявляется крепость руки Твоей, создавшей все, что наполняет небо и землю. «Да вознесется и десница Твоя», или – пусть десница, действуя по справедливости, побеждает всякое сопротивление действиям Твоего промышления и за эту победу превозносится в славословии святых Божиих (ст. 6 и 8). – «Правда и судьба уготование престола Твоего», иначе – правда или действие по закону, и судьба, или определение суда по правде, вот то, что лежит в основании Твоего престола, т. е. Твоей царской деятельности в мире. – «Милость и истина предходят пред лицом Твоим», или – во всяком деле Твоем вперед выступает Твоя милость, а чтобы не нарушалось правосудие – милость сопровождается истиной – точным знанием дела, со всеми его обстоятельствами, и верным определением Твоей благой воли по всякому делу.

16–19. Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Яко похвала силы их Ты ecu, и во благоволении Твоем вознесется рог наш, яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева, Царя нашего.

Представляя величие силы и власти Божией в творении и промышлении, и восторженно воспевая это, псалмопевец ублажает тех, кто так знает и прославляет Господа. – «Блаженны люди, знающие воскликновение», – люди, посещающее храм, слушающие богослужение в нем, совершаемое с торжественным пением псалмов, которое сопровождается воскликновением – трубным звуком и восклицаниями народа. Эти люди суть именно народ израильский. – «Господи, во свете лица Твоего пойдут», – они, эти люди пойдут или будут жить во свете Твоею лица, т. е. Ты не будешь отвращать от них взора своего или смотреть мрачно – грозно, наоборот, Ты обратиши, на них светлый взор, т. е. будешь относиться к ним милостиво, как бы с отеческою ласкою... «И Твоим именем они будут радоваться всякий день», или – испытывая на себе постоянно действие свойств Твоего имени, особенно премудрости, благости и всемогущества, эти люди постоянно будут жить в радости. – «И правдою Твоею вознесутся», – люди, преданные Тебе и воспевающие Твое всемогущество и Твою правду, этой самой правдой вознесутся – прославятся Тобой, как победители над побеждёнными... – «Ибо похвала силы их Ты», или – они вознесутся и прославятся только потому, что Ты поможешь им – дашь силе, т. е. войску их победу, а следовательно, и похвалу... «И благоволением Твоим возвышается рог наш», т. е. только при благоволении Твоем к нам – к народу Израильскому, который знает и прославляет Тебя в воскликновениях своих, возвышается наш рог – наше оружие поражает, наша сила побеждает и наша победа нас прославляет. – И все это происходит так потому, что – «от Господа мы имеем заступление и от святого Израилева, Царя нашего» – от Бога, который и есть собственно царь наш, и Он свят – неизменно верен в завете с народом Израильским (ст. 2–5).

20–21. Тогда глаголал ecu в видении сыновом Твоим, и рекл ecu: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людий моих, обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах его.

Сказав, что Господь оказывает помощь и заступление своему святому народу (ст. 16–19), псалмопевец говорит далее определенно, чрез кого именно Господь оказывал эту милость свою. – Тогда, или – некогда прежде – говорил Ты, Господи, в видении сынам Твоим», разумеется, говорил пророкам в видении, т. е. в особом, глубоком духовном сосредоточении их, когда они, находясь под воздействием Духа Божия, созерцали будущее так, как бы видели его в настоящем. Разумеются именно Самуил, Нафан и особенно Исаия – «И Ты сказал», – чрез пророков: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа моего. Я обрел Давида, раба Моего; святым елеем Моим помазал его».

Давид, действительно, был сильным – мужественным с юности своей; он был избран из числа всех своих братьев царем; он был и помазан на царство пророком Самуилом.

Когда первый царь Израильский Саул был осужден и отвергнут Богом; то помазавший его пророк Самуил печалился о Сауле. «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтобы он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем, и пойди; Я пошлю тебя ко Иессею, Вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Когда, потом, Самуил пришел в Вифлеем, в дом Иессея, и когда подводил Иecceя к Самуилу семерых сыновей своих, то Самуил сказал Иессею: «никого из этих не избрал Господь». А когда потом привели самого меньшего, который пас стадо овец – Давида; то сказал Господь Самуилу: «встань, помажь его: ибо это – он». И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Давид был белокур с красивыми глазами и приятным лицом, но – не только: он был и весьма мужествен, как об этом засвидетельствовал он сам же пред Саулом, когда выступал на единоборство с Голиафом. И сказал Давид Саулу: «раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь, и уносил овцу из стада; то я гнался за ним, и нападал на него, и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его и умерщвлял его. И льва и медведя убивал раб твой»... И сказал Давид: «Господь, который избавил меня от льва и медведя, избавить меня и от руки этого Филистимлянина»... На него-то и возложил Господь помощь свою. Выступив, затем против Филистимлянина, Давид сказал ему: «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских... Ныне предаст тебя Господь в руку мою»... И действительно, только с помощью Господа Давид поразил и умертвил Голиафа (1Цар.15:35;10:1,10–13;17:32–37,45–46 и сл.).

22–24. Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его: ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. И ссеку от лица его враги его, и ненавидящия его побежду.

Оказав помощь Давиду, вскоре после избрания и помазания его в цари над народом, Господь не отступал от него, – продолжал помогать ему и во всю его жизнь. – Так как рука Моя, говорит Господь, заступается за него – Давида и мышца Моя укрепляет его: то враг не будет иметь успеха при нападении на него, и никакой беззаконник не приложит озлобити его, или – раз причини в ему бедствие, понесет строгое наказание и уже не приложит не повторит своего злодеяния. И это потому, что за Давида отмстит врагам его Сам Господь мышцею руки своей или – всемогуществом. «Я, говорит Господь, иссеку или – изрублю мечем всех врагов его и побежду или – поражу на смерть всех ненавидящих его.

Это свое обетование многократно оправдал Господь над самим Давидом и над преданным ему народом против их врагов, что и засвидетельствовал также многократно сам Давид в своих благодарственных – хвалебных псалмах (ср. Пс.4,9,17,20,22,26,29,51 и мн. др.).

25–26. И истина Моя и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его, и положу на мори руку его, и на реках десницу его.

Как царь, избранный Богом и состоящий под Его непосредственной защитой, Давид не только сохранит свой народ от врагов, но и распространит свое мощное владычество на другие народы, и не только близкие, но и отдаленные. – Господь сказал о Давиде: «и истина и милость Моя с ним», – истинное, непреложное обетование при заключении завета и милость – если бы он уклонился от него до некоторой степени (ст. 29–36). – «И Моим именем возвысится рог его», – по действию свойств, содержащихся в Моем имени – премудрости, благости, всемогущества и других – возвысится его рог – оружие и вместе сила его над врагами его – самого царя и народа (ст. 16–19). – «И положу на мори руку его», разумеется – на берегах и островах Средиземного моря, на западе: «и на реках десницу его», – на берегах двух великих рек, Тигра и Евфрата, на востоке.

Так Господь подтверждаем Давиду то свое обетование, которое дал еще Моисею и повторил преемнику его, Иисусу Навину. Господь говорил: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев: и до великого моря к западу солнца (Средиземного) будут пределы ваши» (Нав.1:2–4; Пс.71:8–11; ср. 3Цар.4:21).

27–28. Той призовет Мя: Отец мой ecu Ты, Бог мой и Заступник спасения моего. И Аз первенца положу его, высока паче царей земных.

Воспоминая обетование Божие Давиду и его потомству, псалмопевец передает оное точно и во всем величии его мессианского значения, как оно било неоднократно передано и пророками (ст. 20), именно самим Давидом и потом другими пророками. – Господь сказал о Давиде: он будет звать Меня: Ты Отец мой, Бог мой и заступник спасения моего, или – заступник ради спасения моего. – А за такую преданность Давида Господь усыновляет его Себе. – «И Я, говорит Господь, сделаю его – Давида – первенцем, и, как первенца, по праву самого этого первенства, я соделаю его «высоким» – превыше всех царей земли.

Это обетование Господь действительно высказал Давиду в пророческом видении, и боговдохновенный Давид передел оное в одном из своих пророческих псалмов. Возвещая это определение Божие, Давид говорит: «Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе...» (Пс.2:7–8). Пророчество это в полной мере и точном смысле относится, очевидно, к потомку Давида и наследнику его вечного престола, к Мессии – Спасителю.

29–30. В век сохраню ему милость Мою, и завет Мой верен ему, и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба.

Как своему сыну и первенцу, и Господь дал Давиду обетование –сохранить милость к нему и его потомству на веки. – Господь сказал о Давиде: «во век сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен,» – милость Божия будет не только к самому Давиду лично и во всю его жизнь, но и к потомству его, – по силе самого завета с ним Господа, в котором Господь останется верен, т. е. не изменит этого завета. – «И продолжу во век семя его, и престол его – как дни неба», – для того, чтобы остаться верным своему завету с Давидом, Господь продолжить семя или потомство его, размножая и сохраняя его из века в век; а чтобы и милость свою сохранить к Давиду, Господь утвердить в его потомства царский престол его как небо, которое есть престол Божий (Ис.66:1), и который существует и пребудет вечно (ср. ст. 37–38).

31–35. Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей, ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся.

Оставаясь неизменно твердым в завете своем с Давидом, но предусматривая возможное, если не в нем, то в его потомках непостоянство и отступление от завета, Господь обещает быть милостивым к нему даже и при этом. – «Если сыновья его – Давида – оставят закон Мой, говорит Господь, и в судьбах Моих не пойдут или не будут ходить, т. е. жить по заповедям Моим, если оправдания или уставы об оправданиях осквернят, т. е. нарушать, и заповедей Моих не сохранять или вообще повелений Моих не исполнять: то посещу жезлом беззаконие их, и ударами сего жезла нанесу раны им за неправду их», или – накажу их, как наказывает господин неверных рабов – приставников у своего стада или виноградника; милости же Моей не разорю – не отниму – от них, и не преврежду во истине Моей, или не нарушу, сохраню в целости истину Мою, – не оскверню завета Моего какой либо изменой верности его. И исходящих от уст Моих не отвергуся, т. е. от обетований, высказанных чрез пророков, кои служили устами Божиими, не откажусь, подобно тому, как иногда, вероломно изменяя словам своей священной клятвы, люди отказываются от нее так, как будто и не давали оной никогда.

36–38. Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу? Семя его в век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и Свидетель на небеси верен.

Еще решительнее утверждая истинность своих обетований Давиду, Господь свидетельствует, что не только в них лжи нет, но и не уместно никакое сомнение в их истинности. – Единою или однажды Я поклялся о святом Моем или – святостью Моею: солгу ли Давиду? – Разумеется, святость Божества совершенно исключает всякую мысль о лжи в обетованиях, данных Давиду, этому особенному избраннику и помазаннику Божию (ст. 20–21 и сл. 27–28 и сл.). А потому – «семя его в век пребудет, и престол его – как солнце предо Мною, во век будет, как луна совершена – твердо поставлена на небе... И Свидетель на небеси верен, т. е. Господь Бог, вечный обитатель на небе, верен в своем свидетельстве о своем завете.

Столь важное по существу и торжественное по выражению обетование Давиду вполне осуществилось только с пришествием на землю и с рождением по плоти от Давида Христа Спасителя. Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от Неё Мессии Иисуса, сказал: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца» (Лк.1:30–33).

39–41. Ты же отринул ecu и уничижил, негодовал ecu помазаннаго Твоего, разорил ecu завет раба Твоего, осквернил ecu на земли святыню его: разорил ecu вся оплоты его, положил ecu твердая его страх.

От воспоминания обе утешительных обетованиях Божиих в прошедшем псалмопевце быстро переходить к настоящим, крайне бедственным, обстоятельствам и предается чувству глубокой грусти, однако не доходящей до ропота, ибо он выражает свою скорбь в молитве, которую заканчивает благословением Господа (ст. 53).

«Но ныне Ты отринул и уничижил – презрел с негодованием – помазанника своего, т. е. Давида; разорил – нарушил завет с рабом Твоим; осквернил на земли святыню его, – подверг разрушению святой храм на Сионе и развалины его обагрил кровию его защитников; разорил все оплоты – ограды и положил твердыни – самые сильные укрепления в страх, т. е. так, что стало опасно и страшно оставаться и в этих, прежде неприступных, а теперь разрушенных укреплениях. – Разумеется, все это совершил Господь силою и оружием врагов, коих допустил взять Иерусалим, разрушить Сионскую крепость, а в ней и святыню – храм, превратившийся в развалины. Так именно все это сделали Халдеи.

42‒43. Расхищаху его вcu мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил ecu десницу стужающих ему, возвеселил ecu вся враги его.

Взятый и разрушенный город Иерусалим оставался беззащитным; а потому его продолжали грабить не только враги, по праву победителей; но и всякий, кто случайно проходил, брал все, что попадалось на глаза, и – совершенно безнаказанно. Такая беспомощность с полнейшим обнищанием стали предметом поношения или открытого посещения со стороны окрестных соседей. – «Ты возвысил десницу или силу руки стужающих ему», т. е. города и народы позорящих его, – разумеется, возвысил тем, что даровал им такой успех-победу и одоление над своим народом. Возвеселил ecu вся враги его, – этим самым успехом оружие их и особенно – получением богатой добычи посредством военного грабежа побежденных.

44–46. Отвратил ecu помощь меча его и не заступил ecu его во брани: разорил ecu от очищения его, престол его на землю повергл ecu, умалил ecu дни времене его, облиял ecu его студом.

Радость врагов – победителей и скорбь побежденных тем более оттого, что Господь этих совершенно оставил без своей помощи. – «Ты Господи, отвратил от нас помощь меча» – не помог в битве, не благословил нашего меча; между тем, некогда Ты обещал народу своему: «иссеку мечем врагов твоих» (ст. 24). – «И не заступился за него, между тем, прежде обещал: «рука Моя за тупится за него» (ст. 22). – Разорил ecu его от очищения его, или – лишил его очищения, т. е. сделал нечистым, оскверненным, ибо подверг разорению и обагрил кровию убитых даже самую святыню (ст. 40). – «Престол его на землю поверг», – когда был взят Иерусалим, разрушен храм, пленен царь и народ, то, конечно, был ниспровергнут и престол царства Давида: между тем Господь обещал, что «престол его будет вечно тверд, как солнце и луна... (ст. 37–38). «Умалил дни времени его,» – число дней времени существования этого престола сократилось: между тем Господь обещал, что «престол его будет пребывать как дни неба»... (ст. 30). – «Облил его стыдом», или – со всех сторон покрыл позором, ибо теперь он сделался посмешищем у всех соседей (ст. 42), между тем, как Господь обещал: «именем Моим возвысится рог его... Я сделаю его первенцем, превыше царей земли»... (ст. 25 и 28). – Так, по-видимому, Господь пренебрег завет с рабом своим Давидом (ст. 39–40).

47–49. Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал ecu вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?

Изливая свою глубокую скорбь, в виду разрушения и опустошения святого города, но, и при торжестве победителей – врагов, еще не теряя надежды на спасение, псалмопевец обращается с дерзновенной и настоятельной молитвой к Богу Спасителю.

«Доколе Ты, Господи, отвращаешься – как бы скрываешься от нас совершенно»? – разумеется, необходимо, чтобы Ты обратил на нас свой взор. – «Доколе разжигается гнев Твой, как пламя огня»? необходимо, чтобы гнев Твой обратился на милость. – «Вспомни, Господи, какой мой состав»? – разумеется, мой состав или моя природа и ее силы слабы, тленны, временны и скоропреходящи; следовательно, они не могут вытерпеть всей силы Твоего пламенного гнева, всей тяжести бедствий: а потому, вспоминая эту слабость человеческой природы, пощади меня, помилуй... Еда убо всуе создал вся сыны человеческие? – нет, разумеется, Ты создал людей не всуе – на прославление имени Твоего святого и, в частности, милости Твоей к грешным, слабым, смертным... (ст. 2, 6, 16–19) – «Кто тот человек, который поживет и не увидит смерти и – не умирая – тем самым избавится от руки ада или от власти его, – не будет заключен во аде, как вечной темнице? – конечно, такого человека нет, – все люди смертны и все сходят во ад. А потому, разумеется, все «сыны человеческие» требуют милосердия Божия..

50–53. Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду в истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык, имже поносиша врази Твои, Господи, им же поносиша изменение Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди. буди.

Желал преклонить гнев Господа на милость, псалмопевец обращается снова к обетованиям Господним Давиду. – «Где милости Твои, Господи, древние, – именно те, кои Ты обещал Давиду и клятвою подтверждать истинность своих обетований? (ст. 21–22, 29, 31–36) – разумеется, теперь нет этих милостей, не видно и исполнении обетовании!... «Вспомни, Господи, поношение, какое переживают рабы Твои, которое и я, говорит псалмопевец, ношу в недре моем – в груди, – поругание многих язык, или со стороны многих окрестных народов (ст. 42 и 46). – Эго поношение – то, которым поносят нас враги, и не наши только, а и Твои, ибо они поносят изменению Христа Твоего, или – поносят, имея в виду изменение, какое совершилось с помазанником Твоим, т. е. горестную судьбу царя и города, – тогда как царь – потомок Давида, и город его также, собственно «Давидов город»: между тем, от этого славного ropoда и святыни его даже и следов не остается... (ст. 40–44).

Перенося все бедствия отечества и сердцем переживая весь позор, которому подвергся Израильский народ, псалмопевец обнаруживает твердое терпение и еще не теряет ни страха перед Богом, ни надежды на милость Божию, и из глубины страждущего, но благоговейного сердца восклицает: «Благословен Господь во век! Буди, буди, или – да будет так.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle