Псалом 89
Моисей молится, чтобы Бог вечный не отвратился от людей своих, жизнь которых столь кратковременна, – а отвратил бы свой гнев от рабов своих и послал им свою малость.
1. Молитва Моисеа человека Божия.
Псалом сей, по содержанию своему молитвенный, принадлежит Моисею – вождю и законодателю Еврейского народа. Он называется человеком Божиим, как обыкновенно назывались пророки, а именно: Самуил, Илия, Елисей и др.12 Такое название принадлежит Моисею преимущественно пред другими, ибо он был величайшим из пророков, так как Господь не только вообще открывал ему свою волю, но и беседовал с ним лицом к лицу, почему он и называется боговидцем. Священный писатель, описывая кончину Моисея, говорит: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, но всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над Фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его, и но руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор.34:10–12; ср. Исх.19:19; Прем.45:1–6).
2. Господи, прибежище был еси нам в род и род.
Обращаясь с молитвой к Богу, как Создателю мира и человека, Моисей исповедует вечное бытие Божие и ничтожество жизни смертного человека. – «Господи, восклицает Моисей, Ты был для нас прибежищем из рода в род»! – Так, и для праотцев – патриархов народа Еврейского, странствовавших то в Месопотамию, то в Ханаан, то в Египет, и для их потомков, вышедших из Египетского рабства и сорок лет блуждавших по песчаным и каменистым степям Аравийским до пределов Обетованной земли, когда ни патриархи, ни их потомки действительно не имели для себя удобного и безопасного убежища, только Господь был их прибежищем – хранил их и при нападении врагов, и во время голода, и в тяжком гибельном рабстве, и при изнурительном скитании по бесприютной Аравийской пустыне... И так Он хранил их из рода в род – в течении жизни многих поколений.
3. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси.
Люди скоро оканчивают!, свою бедственную жизнь, – одно поколение быстро сменяется другим (ст. 2): а Господь Создатель их пребывает из века в век. – «Прежде, нежели били горы», – как бы родились из недр первозданного хаоса и появились, – «прежде, нежели создана – образовалась в виде твердой площади земля, – прежде, нежели создана вселенная, т. е. пространство земной поверхности, заселенной живыми существами и человеком, «и от века и до века», или в течение всех веков, с того времени, как существует видимый мир – Ты, Господи, пребываешь. Разумеется, если для бесприютных людей и горы могут служить местом более или менее удобного убежища, как и служили многим, то тем более – Сам Господь, создавший горы и возвысивший их над поверхностью земной. Посему-то к Господу и обращается псалмопевец с молитвой, чтобы Он не оставил свой парод бесприютным – беззащитным.
4–5. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоими Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная.
Так как Господь создал мир и пребывает вечно, то Он может продлить и бытие человека: об этом и молит Его псалмопевец. – Господи, не отврати человека во смирение, или – не возвращай его в уничижение, т. е. тление. И Ты сказал: обратитесь сынове человечестии, – возвратитесь в тление вы, сыны человеческие, т. е. грешные люди за свои грехи. – И вот, по такому Твоему определению, жизнь человека стала кратковременна: «ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, который прошел, и как стража в ночи». То есть: день вчерашний скоро минул, – его сменила ночь; но и ночь проходить быстро, – одна стража или время одной стражи немедленно сменяется временем другой, и так все время ночи отлетает в вечность быстро и безвозвратно...
6–7. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет: яко изчезахом гневом Твоим, и яростью Твоею смутихомся.
По определению правды суда Божия, жизнь человека кратковременна. Лета их уничижены будут, или – лета жизни людей будут проходить и уничижении – в ничтожестве, т. е. крайне скоро, как все ничтожное... Утро яко трава мимо-идет: люди скоро отживают, как зеленая трава, – утром появляется, утром процветает и – пройдет, т. е. быстро пропадет: к вечеру отпадет – отделяется от корня, делается жесткою, засыхает и обращается в пыль... Так и мы, говорит псалмопевец, исчезаем от гнева Твоего и яростью Твоею смутихомся, или от ярости Твоего гнева мы в смятении, разумеется – в виду смерти, при которой человек падет на землю, как подкошенная трава, члены тела его быстро лишаются своей гибкости и оно превращается в прах... Так скоро проходит жизнь человека, так быстро разрушается и самое его существо!
8–9. Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим изчезохом.
Ты, Господи, положил наши беззакония пред Собою, разумеется – для того, чтобы их видеть и судить: веке наш в просвещение лица Твоего, т. е. и весь наш век – всю жизнь – Ты положил в просвещение лица своего, т. е. Ты и всю жизнь нашу видишь, и, разумеется, судишь нас за беззакония, соделанные в течение всей жизни, а по суду – сокращаешь нашу жизнь. Посему-то дни наши оскудели, – дней жизни нашей очень мало, она так скоро проходит, как вчерашний день, как стража в нощи (ст. 5); оттого и мы, по гневу Твоему, исчезаем, – быстро отживаем и умираем, как трава утром вырастает, отцветает и, палимая зноем солнца, к вечеру засыхает ... (ст. 6).
10. Лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, в них же седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.
Человек на суде Божием заслуживает пощады, потому что жизнь его кратковременна. – Лета наша, говорит псалмопевец, яко паучина поучахуся, или – о летах нашей жизни можно размышлять как о паутине, – жизнь человека слагается из нескольких лет, но она так не устойчива, как ткань паука: как паутина разрушается от легкого ветерка и отлетает безвозвратно, так и жизнь человека прекращается безвозвратно от какого-нибудь и незначительного, но бедственного обстоятельства. Таковы дни наших лет: в них – во всех наших летах – семьдесят лет, это – полный возраст жизни человеческой; а если человек одарен большими силами, то – восемьдесят лет. И множае их труд и болезнь: если же человек живет и больше сих лет, то в жизни его – труд и болезнь, т. е. страдание душевное и болезнь тела. Яко прииде кротость на ны, и покажемся: с течением времени силы человека умаляются и слабеют, он невольно приходит в состояние кротости и наказания, – он сознает своё бессилие и вполне покоряется промыслу Божию.
Семьдесят или восемьдесят лет жизни человеческой, о которых упоминает Моисей в этой своей молитве, могли быть и в его время пределом жизни, если не для всех, то для большей части людей – И о самом Моисее повествователь о его кончине говорит: «Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась». А в обыкновенных людях его возраста, следовательно, и зрение притуплялось и силы истощались (Втор.34:7; ср. Быт.47:28; 48:1–2). – Так определялся возраст при Моисее, – при Аврааме оп, по-видимому, определяется числом ста лет. Бог говорить Аврааму: «знай, что потомки твои будут в порабощении и в угнетении четыреста лет; после сего они выйдут сюда с великим богатством: в четвертом роде возвратятся они сюда (Быт.15:13–14,16). Если четыре рода – возраста составляют 400-та лет, то следует, что при Аврааме возраст считался в сто лет13).
11–12. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости.
Сознавая свою немощь и кратковременность жизни, которая прекращается по гневу Божию (ст. 7–8), псалмопевец молит Господа о помощи. – Кто весть державу гнева Твоего? – разумеется, люди возбуждают гнев Божий и держава гнева, т. е. власть Бога, обнаруживающая Его гнев в тяжких наказаниях, так велика, что люди не могут ее постигнуть. И от страха Твоего ярость Твою исчести? – разумеется, никто не может исчести – исчислить и пересказать все то, в чем обнаруживалась страшная ярость гнева Божия. – Первого человека, за преступление данной ему заповеди, Господь наказал смертью, а в последствии подверг бесчисленным бедствиям – наказаниям как все человечество, так в частности, и народ Еврейский. – Желая избежать неисповедимо сильного гнева Божия, псалмопевец молит Господа – открыть ему свою волю. – Десницу Твою тако скажи ми, или – скажи мне то, что Ты намерен совершить своей десницей – своим грозным могуществом. – И окованных сердцем в мудрости, и – чтобы мы, окованные сердцем, или рабы сердцем – поработивши свое сердце греху и за то наказанные, – были в мудрости, т. е. знали Твою волю, знали степень и меру Твоего гнева и благоговели пред Тобой.
13–14. Обратися Господи, доколе? и умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся.
В сознании своей беспомощности псалмопевец молит Господа о милосердии. – Обратись, Господи! – не отвращай от нас взора своего, во гневе своем!.. – Доколе? разумеется, настоит время необходимо нам стать под защиту всемогущей десницы Твоей (ст. 12 и 14). – И умолен буди на рабы Твоя, т. е. по молитве моей помилуй рабов своих. Так молит Господа псалмопевец за свой народ, как представитель и вождь его и как ходатай за него, знающий, что Господь внемлет его молитве... И, как скоро Ты будешь умолен, мы, говорит псалмопевец, исполнимся заутра милости Твоей, – Ты как бы насытишь нас всеми дарами милости Твоей, Господи. И мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Так говорит Моисей, знавший по многократным опытам своей жизни, как Господь дивным образом посылал народу Еврейскому, по молитве его – Моисея – разнообразные дары своей милости, при путешествии его по Аравийской пустыне, и – даже именно утром, и в изобилии. Так, когда «все общество сынов Израилевых пришло в пустыню Синь и возроптало на Моисея и Аарона в пустыне; то сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом, и узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Вечером налетели перепелы, и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот, что повелел Господь: «собирайте его каждый по стольку, сколько ему съест»... И сделали так сыны Израилевы, и собрали, кто много, кто мало. И у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка» (Исх.16:1–2,11–18).
15. Во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видихом злая.
Моисей молит Господа о даровании народу милости – мира и радости – в возмездие за многие годы лишений и скорбей. – «Во все дни жизни нашей мы, говорит псалмопевец, будем веселиться за дни, в которые Ты поражал и тем смирял нас, за те лета, в которые мы видели злая – бедствия от злых людей. Время смирения и бедствия народа, это – время пребывания его в земле Египетской, в унизительном рабстве и тяжкой работе.
Когда народ Еврейский, живя в Египте, размножался, то Египтяне, боясь их, по приказанию Фараона, поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли народ тяжкими работами. – «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам. И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью... И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы возшел к Богу»... (Исх.1:7,11,13–14;2:23).
16–17. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дела рук наших исправи.
Псалмопевец молит Господа, чтобы Он не отвращал своего взора от народа во гневе своем, а обратился к нему с милостью. – Призри, Господи, па рабов Твоих, – окажи им милость (ст. 13–14); призри на дела Твои чтобы совершились дела Твоей благости (ст. 17); и настави сыны их – научи и сыновей их, этих рабов. т. е. так, чтобы они стояли твердо в соблюдении закона Твоей воли (ст. 13). – И да будет светлость Господа Бога нашего на нас – именно светлость, т. е. благовоние, отражающееся в светлом взоре, любвеобильном, а не в мрачном, т е. грозном – гневном. И дела рук наших исправи на нас или споспешествуй нам в делах наших: и дела рук наших исправи – каждое дело, совершаемое нашими руками, увенчай успехом и в том яви нам Свою милость
* * *
Втор.33:1;Нав.14:6–1;Пар.23:14;2Пар.30:16. ср. Втор.34:5;Нав.1:1;Дан.9:11. – 1Цар.9:6–10;4Цар.1:9–10;4,7, 9,22;5,20 и мн. др.
В древности мудрый грек Солон, в ответ Лидикийскому царю Крезу, назвал самым счастливейшим того человека, который «имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех их дети родились и благополучно выросли» – того, кто имел взрослых внуков, следовательно, был 70-ти или 80-ти лет. Геродот. История. Кн.I-я, гл.30.