Псалом 90
Бог есть защитник в непредвиденной и неотразимой опасности.
Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.
Псалом сей представляет хвалебную песнь Богу и имеет глубокое учение о Его промысле, охраняющем человека.
1–2. Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Кто живет с надеждой на помощь Божию, и – в этом видит свой покров и охрану, тот говорит Господу: Ты мой заступник против врагов и гонителей моих, – Ты для меня Прибежище: как гонимый и преследуемый становится безопасным, когда приходить на место убежища – на крутую скалу, в глубокую пещеру и т. п., так безопасен и я, когда нахожусь под охраной промысла Божия. – Ты мой Бог, на которого я и уповаю, – а не идол бездушный и не человек-покровитель...
3–4. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна: плещми своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Псалмопевец продолжает. – Так как Бог твой заступник (ст. 2), то Он избавить тебя от сети ловца, – от хитрого и тайного заговора врага, как птичку от сетей охотника, разостланных в потаенном месте. – И от слова мятежника – от клеветы мятежного человека, которая заражает и губит всех, как моровая язва. – Так избавил Господь Давида от клеветы мятежника – сына, Авессалома. Плещма своими осенить тя – прикроет тебя как бы под крилами и ты будешь жить в безопасности; иначе: при опасности Господь оградит Тебя, подобно тому, как птица защищает своих птенцов, распростирая крылья и унося их на плечах или прикрывая их крилами.
Так некогда, при Моисее, Господь хранил свой народ и защищал его. И вот, когда «Израильтяне пришли в пустыню Синайскую и расположились там станом в пустыне, и расположился там Израиль станом против горы; то Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас, как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (т. е. через Красное море – к горе Синаю, где явился народу). – Оружием сбыдет тя истина Его, – против клеветы мятежника (ст. 3) обыдет – оградит со всех сторон и защитит тебя истина Божия или истинное свидетельство Господа, подобно тому, как воин защищает себя своим тяжелым вооружением: голову – шлемом, грудь – щитом, а вообще жизнь – мечом.
5–7. Не убоишися от страха нощнаго, и от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:
Призывая Бога своим заступником (ст. 3), ты не убоишься ужасов в ночи.
Так, некогда Ахитофел, предлагая Авессалому преследовать Давида, говорил: «пойду в погоню за Давидом в эту ночь, и нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками; и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя»... Но Давид был покоен и говорил: «ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (2Цар.17:1–3; 5–14;Пс.3:6).
И от стрелы, летящей днем, – если и днем будет пущена в тебя стрела, на войне ли то – неприятелем, или дома – злодеем-заговорщиком, ты не убоишься, ибо Господь будет твоим заступником.
Так некогда «напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида; потому что Господь был с ним, а от Саула отступил». – (1Цар.18:10–12).
От вещи во тме преходящие, – спасет тебя Господь от вещи, точнее – от всякого дела, происходящего во тьме, следовательно, тайно, т. е. от злодейства, которое с большим удобством и успехом совершается, обыкновенно, или в темную ночь или в темном месте. – От сряща, – от встречи случайной и несчастной, или от неожиданного нападения злодея на узком пути, где-либо в мрачном ущелье, Господь тебя избавит, как многократно избавлял он Давида при преследованиях его Саулом по пустынным скалам и диким пещерам Иудеи. – И беса полуденного, – избавит тебя Господь и от такой беды, которая может встретиться даже и в полдень по действию злой силы и демонской воле, – будет ли то солнечный удар, или смертоносная язва – проказа, или песчаный смерч – ураган, мгновенно превращающей населенные дома в холмы – могилы (Иов.1:12–13,18–19)... Когда настанет война или моровая язва или какое другое неотразимое бедствие, и оно будет поражать со всех сторон, так что и с одной стороны – с левой – будет падать – умирать тысяча, и одесную – с правой стороны тма – десять тысяч, в это время оно – такое бедствие не только не коснется тебя, а даже и не приблизится к тебе, следовательно, ты не только не испытаешь страдания, но даже не будешь иметь и чувства страха... (ст. 5 и 10).
8–9. Обаче очима твоими смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
Когда бедствие – война или моровая язва или что другое (ст. 5–7) – будет поражать других, и ты будешь это видеть своими глазами или сам непосредственно, то в этом бедствии ты увидишь или признаешь поражение грешников, как воздаяние им за их грехи по суду правды Божией. Ибо ты сказал: «Господь упование мое и Всевышнего ты избрал прибежищем своим», – с уверенностью, что Он избавить тебя от всякого бедствия (ст. 2–3); а те – разумеется – не признавали над собой власти и попечения Господа, не искали у Него защиты и покрова и потому погибли...
Твердую преданность воле Божией и покорность Промыслу Божию показал именно сам Давид: многократно угрожали ему и тайные и явные враги, и даже тысячи и десятки тысяч вооруженных, но он не боялся, уповал на Бога и оставался жив, когда враги его погибали именно тысячами. Так было при победе над Голиафом и Филистимлянами, когда о Давиде пели: «Сауле победил тысящи, а Давид – десятки тысяч» (1Цар.18:7). Так было особенно во дни восстания Авессалома, когда, наконец, и полчище его было разбито в лесу Ефремовом и сам он погиб, пронзенный стрелой... (2Цар.17:1–2,23;18:3,6–7;14–15; Ср. Пс.3:6–7).
10–11. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих.
«Не приидет к тебе зло» – никакое бедствие совне, ибо Господь его не допустит. – «И рана не приблизится к твоему телу», ибо никакое зло даже не приблизится и к твоему жилищу. – «Ибо Господь Ангелом своим заповедует о тебе, чтобы они охраняли тебя на всех путях твоих»: следовательно, ты будешь безопасен не только дома, но и всюду, где бы ни был, куда бы ни пошел. Так Ангелы Господни спасли Лота и его семейство при истреблении Содома серным огнем, Ангел спас Агарь и ее сына Измаила от смертельной жажды в пустыне, – Ангел, истреблял первенцев Египетских, спас Израильских при выходе народа Израильского из Египта, и пр.
12–13. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Так как Господь заповедует о тебе Ангелам своим – хранить тебя, то они и будут хранителями твоими на всех твоих путях (ст. 11). А потому, когда ты пойдешь по пути, на котором много камней – обломков и щебня (что обыкновенно на горных дорогах в Палестине), то не споткнешься ногой своей на эти камни, ибо Ангел-хранитель твой избавит тебя от этого, так, как мать хранить свое дитя, когда берет его на свои руки, или как слуги носят знатных лиц в палатках на своих плечах (– что доселе еще в обычае на востоке). – Кроме камней, в пути нередко попадаются и гады и дикие звери (– обыкновенно в Палестине); Ангел-хранитель обезопасит тебя и от них: ты наступишь на аспида – на змию, переползающую по дороге, и на василиска – более ядовитую змию (или, точнее – ящерицу), и раздавишь их; ты будешь попирать льва, самого сильного и страшного зверя, особенно на пути в пустыне, и даже – змия, собственно дракона, большого и крылатого змия (или – крокодила).
В собственном смысле такая безопасность возможна вполне только в благословенном и благодатном царстве Мессии – Спасителя, как оное изображали пророки (ср.Ис.11:1–5,6–9;65:2–25).
14–16. Яко на мя упова и избавлю ѝ: покрыю ѝ, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение мое.
О преданном рабе своем Господь говорит: «так как он надеялся на Меня, потому что любил Меня, то Я и избавлю его – и от сети ловца, и от гибельного слова мятежника, и от страха ночного, и от стрелы, летящей днем, и тому подобных зол (ст. 3, 5–7, 10, 12–13). – Я покрою – защищу его – как бы орел, защищающей птенцов своими сильными крылами (ст. 4), – «потому что он познал имя Мое», т. е. знал и исповедал свойства и совершенства, соединяемые с именем Бога, Промыслителя и Спасителя, именно – Его всеведение, премудрость, благость и пр., и на них надеялся. – «Он воззовет ко Мне – в молитве о помощи – и Я услышу его молитву и – пошлю ему свою помощь, даже Ангела-Хранителя на всех путях его (ст. 11–12 и сл.). – «С ним Я в скорби», как помощник его, ибо он взывает ко Мне в молитве о помощи. – «Избавлю его» – от этой скорби, ибо он уповает на меня, как на избавителя своего. – «И прославлю его», если он подвергается позору и терпит даже уничижение в своей скорби. – «Долготою дней исполню – насыщу его», – за то время, в которое он переносил страдания. – И явлю ему спасение Мое, – так что для всех очевидно будет, что именно Я его спас от всех зол, угрожавших ему гибелью.
Таким преданнейшим рабом Божиим был знаменитейший патриарх Иов, которому Господь и явил свое спасение чрезвычайным образом. Иов неожиданно, по наветам диавола, – подвергся тяжким бедствиям: то ловцы – пленители расхитили его стада волов, ослиц и верблюдов, то стрела – молния сожгла его стала овец, то бес полуденный – ураган разрушил его дом и погубил всех детей, то рана – язва смертоносной проказы поразила его, то, наконец, слова клеветы его друзей поражали его невинного и преследовали как злодея... Так действовала против него диавол, как лев и дракон. Но Иов не потерял надежды на Бога, постоянно взывал к Нему в молитве, и Господь избавил его от всех тех зол и тем прославил его – явил его победителем диавола, как льва и змия возвратил ему всю полноту богатства, даровал детей, продлил его жизнь до последнего предела: «и умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов.1,2,42:7–9,10–11,12–13,16–17).