Источник

Псалом 91

Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава.

1. Псалом песни в день субботный.

Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.1:31;2:2–3). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни.

2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех.

– Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом.

Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», (Пс.1:2), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах (Пс.62:7). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс.118:55,62).

5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

При созерцании творения Божия псалмопевец всецело отдается священному восторгу и выражает его пением псалма в созвучии псалтири. – «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим, говорит Давид, и я радуюсь – восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» – т. е. те цели и законы, по которым все сотворено и продолжает существовать. Разумеется, чем более углубляется человек мыслью – основания и цели явлений мировой жизни, как и своего существования, тем глубже открывается ему беспредельная премудрость Божия. Наоборот, безумный – человек, взирающий на мироздание без благоговения и не размышляющий о своем существовании, как животное, вовсе лишенное разума, остается без всякого понимания дел Божиих и без всякого чувства радости при рассмотрении их.

8–9. Внегда прозябóша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века: Ты же Вышний во век, Господи.

Псалмопевец представляет величие Божие, которого грешные люди не понимают (ст. 5–7). – Грешницы или нечестивые (ст. 7) прозябают – вырастают и размножаются, как трава, но и слабы – ничтожны в бытии своем как трава; делающие беззаконие, – сознательно, намеренно, – проникоша, т. е. возникают или, вырастая, процветают, но – так, что вскоре исчезают и – уже на веки. – «А Ты, Господи, высок на веки»! – Твое бытие и власть беспредельны...

10–12. Яко се, врази Твои, Господи, яко се, врази Твои погибнут, и разыдутся вси делающии беззаконие. И вознесется яко единорога рог мой, и старость моя в елеи мастите. И воззре око мое на враги моя, и востающыя на мя лукавнующыя услышит ухо мое.

Исповедуя беспредельное и неодолимое могущество Господа над Его врагами, псалмопевец говорит: «Ибо вот враги Твои погибнут и разойдутся все совершающее беззаконные дела», чрез что они и делаются Твоими врагами: И – когда это произойдет, то мой рог вознесется так, как рог единорога или носорога: то есть, моя сила, образом которой служит рог, возвысится над врагами так, как сила единорога над зверями. Иначе – когда Господь поможет своей силой одолеть врагов, то тем самым даст славу оружию преданного ему псалмопевца, который надеется на эту помощь и открыто исповедует ее. – И старость моя в елеи мастите. Обыкновенно, под старость, тело человека слабеет, дряхлеет, и это печалит его; а псалмопевец, надеется, что его старость будете в елей мастит, т. е. будет отрадна, ибо он будет чувствовать себя бодро, внешним знаком чего и служил елей маститый, т. е. елей помазания, который состоял из оливкового масла с прибавлением благовонных веществ (смолы, трав и т. п.) и употреблялся во дни праздничных, семейных и других торжеств, а потому и служил образом радости и пр., – «И око мое будет смотреть на врагов моих и ухо мое будет слушать о восстающих на меня злодеях», разумеется – спокойно, ибо они будут уже не грозны, не страшны, не опасны...

13–14. Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Насаждена в дому Господни во дворех Бога нашего процветут.

При благословении Божием, праведник растет и цветет как финикс – финиковая пальма: если корень ее соприкасается с влагой, то она может расти и приносить обильные плоды в течении нескольких веков; так и праведник, – если на нем почивает благословение Божие, – может жить, размножаться и пребывать на одном месте со своим многочисленным потомством также в течении нескольких столетий. – Праведник размножается или разрастается как кедр на Ливане: орошаемый обильными дождями и освежаемый влажными ветрами на склонах Ливанских гор, кедр крепнет и дает многочисленные и сильные ветви; так и праведник, – если его осеняет благодать Божия, – крепнет в своей вере, умножает свои добродетели и, вместе с тем, возрастает в своем благополучии и не только сам, но и потомство его, разделяясь на роды, возрастает в целый народ. Таковы были патриархи Авраам, Исаак, Иаков и др. – Таковые праведники живут в своей стране, – в Обетованной земле – как бы «насажденные в доме или во дворах Господа Бога», – составляют?, как бы Его винограднику – Его святое семейство.

15–16. Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Да возвестят, яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем.

Пользуясь благословением Божиим, праведники доживают до старости: и старость их бывает мастита, т. е. тучная, крепкая, а потому и отрадная: сохраняя крепость телесных сил, они размножаются даже и при старости. И благоприемлюще будут, – имея сами много благоприобретенных имений и сокровищ, они передадут все это в изобилии и своему потомству. Так они, праведники, живут – чтобы – возвещать во всю долгую жизнь свою другим людям это: «праведен Господь Бог наш и нет в Нем неправды», – праведнику Он воздает справедливую награду даже еще и в земной жизни. Особенно примечателен?, и достопамятен в этом отношении праведный Иов. коего Господь благословил громадным богатством, великим семейством, и чрезвычайным долголетием.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle