Источник

Псалом 92

Господь есть Царь, вечный, всемогущий, святый.

В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду.

Сен псалом есть хвалебная песнь, составленная Давидом, в которой он прославляет Господа, как Царя мира. – Псалом назначен был к употреблению при богослужении при скинии и во храме в день предсубботный или в шестой день недели, – когда населена земля, т. е. когда закончено творение всех существ и создан был человек, и, следовательно, когда вся вселенная явилась в ее превосходном и дивном великолепии, как единое царство единого Царя Господа.

1–2. Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Создав весь мир в шесть дней, Господь явил Себя потом Царем сего мира. И все украшение мира, особенно неба, есть великолепное облачение – убранство Его, т. е. как-бы великолепный покров Его царской палатки. – Облечен Господь могуществом и препоясан, – подобно Царю, – ибо все Ему покорно во всем создании Его: Он препоясан, т.е. укреплен в своей деятельности, – в промышлении о созданных Им тварях и о человеке. Об этом свидетельствует вся вселенная, ибо «Он утвердил вселенную так, что она не подвижется», – она неизменно и несокрушимо пребывает, охраняемая Его силой и властью.

2. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси.

Создав мир, как единое свое царство, Господь поставил в нем престол свой: и как мир пребывает неизменно – нерушимо, так и престол Божий в нем остается непоколебимо всегда. – Готов престол Твой оттоле, говорит псалмопевец, иначе – Ты, Господи, уготовал – устроил, установил на определенном месте свой престол в мире, оттоле – с того времени, как создал самый мир или одновременно с ним, чтобы управлять им, – От века Ты еси, – как мир, так и Ты, Господи, в нем Царем от века или с начала веков.

3–5. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя: возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь.

Реки воздвигают свои волны, а вместе с волнами воздвигают – возвышают они и гласи или шум. Возмут реки сотрения своя, – реки возвышают или поднимают сотрения своя, т. е. особенно большие и сильные волны, коими все стирается и разрушается, даже высокий прибрежные скалы сглаживаются, подмываются, опрокидываются в недра моря... Так это бывает при гласе вод многих – при громовых ударах волн во время сильной бури на море. – Так дивны, – потому что величественны, грозны и сильны, – высоты морские т. е. высокими волны на море: и так дивен Господь в высоких – в небесах, где Его вечный трон, откуда Он управляет и стихиями неба и моря...

5. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Как неизменны законы бытия вселенной, так верны и откровения воли Божией людям в их жизни. – Свидения, т. е. откровения Твои, непосредственно, как бы при личном свидании, данный Тобой, уверишася зело – весьма верны или совершенно неизменны, и столь верными они были всегда, в течение всей исторической жизни, – всегда исполняясь, они тем более становились достойными веры народа. – Дому своему, Господи, подобает – принадлежит – святыня в долготу дней, т. е. Твой дом или храм есть святилище, где верующие многоразличными способами получают освящение. И да пребудет это святилище в долготу дней или до скончания дней, доколе стоит и видимый мир.

Приточная речь псалма представляет величие Бога, как Царя, не только в мире внешнем, но и в человечестве. Подобно тому, как поднимаются грозные волны на море, так бывают сильные волнения – восстания и среди народов одних, угрожающая гибелью другим; но как бурная и грозная стихия моря покорна власти Вседержителя, так и мятущиеся враждебно народы совершенно покорны власти Господа – Царя царей (ср. Пс.45,46,47:1–9;Пс.77:12–16 и сл.).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle