Источник

Псалом 51

Злобный н коварный Саул погиб со всем родом своим, а преследуемый им невинный Давид унаследовал благословение Божие со своим многочисленным потомством во век.

1–2. В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и восвестити Саулу, и реши ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

Гонимый Саулом, Давид пришел в город Номву, где пребывала скиния, в Ахимелеху, иначе Авимелеху, священнику, и, безоружный, томимый голодом, между прочим, сказал ему: «что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять или что найдется». «И священник, не имея под рукою простого хлеба, дал ему священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа (т. е. с трапезы), чтобы, по снятии их, положить теплые хлебы. И сказал Давиде Авимелеху: нет ли здесь у тебя под рукою копья или меча? ибо я не взял с собою ни меча, ни другого оружия... И сказал священник: вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода: если хочешь, возьми его; другого, кроме этого, нет здесь. И сказал Давид: нет ему подобного; дай мне его; и дал ему. И встал Давид, и убежал в тот же день от Саула».

Там же, в Номве, находился в тот день пред Господом один из слуг Сауловых, по имени Доик, Идумеянин (родом из Идумеи, лежавшей на юге от Мертвого моря), начальник пастухов Сауловых. И вот, когда Саул, находившейся тогда в городе Гиве, собрав слуге своих и, подозревая их в измене своей власти, обратился к ним с упреком, что никто из них не открыл ему о дружбе его сына Ионафана с Давидом и будто бы об их коварстве против него – царя, тогда отвечал Доик Идумеянин, стоявппй с слугами Сауловыми, и сказал: «я видел, как сын Иессея (т. е. Давид) приходил в Номву, к Авимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа (что делали первосвященники посредством урима и туммима), и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему».

«И послал царь Саул призвать Авимелеха, сына Ахитувова, священника, и весь дом отца его, священников, что в Номве, и пришли они все к царю. И сказал Саул: для чего вы сговорились против меня, ты и сын Иессея, что ты дал ему хлебы и меч, и вопросил о нем Бога, чтоб он восстал против меня и строил мне ковы, как это ныне видно»? – Авимелех, защищаясь, оправдывал и Давида, но Саул не желал верить и сказал: «ты должен умереть, Авимелех, ты и весь дом отца твоего» (1Цар.21:1,3–4,6–10; 22:6–16).

3–4. Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

Признавая Давида мятежником, Саул неоднократно похвалялся превосходством своей силы над ним. Так, когда Давид ушел из Номвы в Филистимскую землю, в город Геф, к царю Анхусу, а отсюда перешел в город Кеиль и донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, то Саул сказал: «Бог предал его в руки мои; ибо он запер себя, вошедши в город с воротами и запорами». – «И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его». Давид снова должен был спасаться бегством (1Цар.22:7–8,13 и сл.). – Так похвалялся Саул своим злодейством и творил беззаконие весь день – постоянно. – Неправду измышлял язык его, или – язык Саула высказывал измышленную им неправду, – то, чего в действительности не было. И лесть, точнее – коварство ты соделал своим орудием, которое так убийственно, как изощренная или хорошо отточенная бритва, не только очищающая бороду, но и срезающая голову одним взмахом. – Как несправедлив был коварный Саул в отношении к Давиду, это засвидетельствовал пред ним первосвященник Авимелех. На допросе царя, почему он оказал помощь Давиду, который будто бы враг царя, Авимелех заявил решительно: «кто из всех рабов твоих так веренее, как Давид? Он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем». И это свидетельство свое Авимелех запечатлел мученическою смертью (1Цар.21:14,16,18). – И вот, Давид с изумлением и огорчением спрашивает, почему Саул так похваляется злобой, силой и коварством: он предвидит, что Саулу предстоит страшная гибель, – он соделается жертвой гнева и проклятия Божия (ст. 7–9).

5–6. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

С негодованием и огорчением Давид говорит о Сауле: «ты возлюбил злобу более, нежели благость», – любишь злое настроение питать злодеяниями больше, нежели добродушие, питающееся добрыми делами милости и справедливости; возлюбил неправду, неже глаголати правду, – любишь говорить неправду больше, нежели правду, разумеется – в обвинении неповинного Давида. Ты возлюбил глаголы потопные, – такие слова, а с ними и дела, которые гибельны и губительны для других, – они высказываются языком льстивым коварным. Возбужденный гневом, Саул высказывал коварные и клеветливые обвинении на Давида с страшными угрозами; они волновали народ и разрушали мирное течение жизни, подобно тому, как потоп – бурное наводнение все потрясает, разрушает и увлекает в безвестную даль.

Так именно и в особенности волновало народ злодейство Саула над священническим домом Авимелеха. – Подозревая Авимелеха в преданности Давиду и в измене своей власти, Саул приказал призвать к себе его и весь дом его; и они все пришли к нему. И, не смотря на свидетельство Авимелеха о своей невиновности, Саул сказал ему: «ты должен умереть и весь дом отца твоего!» – «Исказал царь телохранителям стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних; ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних. И сказал царь Дойку: ступай ты, и умертви священников, и пошел Доик, идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняный ефод. И Номву, город священников, поразил мечем; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечем. Спасся один только сын Авимелеха, по имени Авиафаре, и убежал к Давиду. И сказал Давид Авиафару: я знал в тот день, когда там (в Номве) был Доик, идумеянин, что он непременно донесет Саулу; я виновен во всех душах дома отца твоего. Останься у меня, не бойся; ибо кто будет искать моей души, будет искать и твоей души; ты будешь у меня под охранением» (1Цар.21:11–23).

7–9. Сего ради Бог разрушит тя до конца,: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых. Узрят праведнии, и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут: се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

Сего ради, именно за то, что Саул хвалился во злобе своей, изощрял свое коварство, любил ложь более, нежели правду, за все это, говорит Давид, Боге разрушить его – царя и весь род его – до конца, совершенно: Господь исторгнет его, как дурное дерево из его почвы, и переселить с его места поселения или постоянного пребывания, и даже совсем с корнем, из земли живых, иначе – умертвить его и уничтожить род его в корне, так что совершенно никого не останется из его потомства нигде на поверхности земли. – Увидят этот суд Божий над беззаконным царем Саулом и над всем его родом люди праведные и убоятся столь великого гнева Божия, в благоговении пред карающей правдой Божией размыслят о погибшем: и возсмеются о нем, точнее – порадуются, что ложь, злоба и коварство, стремившиеся погубить невинного, погубили сами себя. В таком сознании праведники скажут: «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, и превозмогал других суетою своею, – теми средствами, кои оказались гибельны для него же самого, т. е. ложью и коварством. Вот каким оказался этот человек, – таким несчастным, погибшим в корне со всем родом своим! –

Приговор суда Божия над Саулом и его родом, произнесенный Давидом в виде пророчества, исполнился во всей точности: сам он с сыновьями своими погиб в войне с Филистимлянами ужасною и позорною смертью; а затем постепенно погиб, частью был истреблен, и весь род его (1Цар.31; 2Цар.1:1–10 и др. – 3:1,10;4:7–8;6:21,23).

10–11. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе во век, яко сотворил ecu, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Злой и коварный Саул предосужден был на гибель и действительно был исторгнут как дурное дерево (ст. 7), – погиб со всем родом своим. «А я, говорит Давид, в противоположность Саулу, как зеленеющая маслина в доме Божием», – как масличное дерево, в высшей степени плодоносное, буду в доме или народе Божием, т. е. долголетен, многочаден и совершенно благополучен, ибо я, как человек богобоязненный, всегда уповаю на милость Божию, а не на множество богатства своего, или власть, или коварство, как Саул, который превозмогал этою суетою и не полагался па помощь Божию (ст. 9). – Возлагая надежду на милость Божию и затем видя эту милость, я, говорит Давид, буду исповедывать ее пред Тобой во век, именно – то, что Ты сотворил, т. е. низложил гордого, злого и коварного царя со всем родом его, а меня поставил на царстве, утвердил, умножил род мой и благословил его. И терплю имя Твое, – с терпением и доверием надеюсь на имя Твое, говорит Давид, – на свойства и совершенства Твои, в особенности на благость, которую всегда видят преподобные – святые Твои, призывающие имя Твое и живущие во славу имени Твоего.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle