Псалом 30
Господь хранит верных Ему, а поступающих гордо строго карает.
В конец, псалом Давиду, изступления. Ср. Пс. 33-й.
Когда царь Саул окончательно решил убить Давида, то Давид, узнав об этом чрез сына Саулова, а своего друга, Ионафана, поспешно удалился сначала в городе Номву, а затем убежал к Анхусу, царю Гефскому (Филистимскому): но, боясь Анхуса, он притворился исступленным или безумным, почему не был принят этим царем и удалился оттуда – убежал в пещеру Адолламскую (1Цар.20:31,33–43;21:1,10,12;22:1). В таком состоянии исступления Давид чувствовал глубокую скорбь и переживал крайнюю нужду; однако, он не оставлял надежды на Бога: и Господь избавил его от скорби, нужды и стыда.
1–4. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя.
Гонимый Саулом, Давид подвергался постыждению – порицанию и позору со стороны многих – соседей, знакомых и многих других (ст. 12) – в своей родной земле, а еще более в земле Филистимской, где имел случайный и опасный приют. Но, уповая на Бога, Давид знал, что Господь не оставить его в таком постыждении во веке, – вскоре спасет: следуя требованиям своей святой правды, Господь избавит его от преследования Саула и измет от его грозной власти, как бы из когтей льва. А в виду крайней опасности от такого гонителя, Давид молит Бога о скорейшем избавлении от него. И так как Давиду необходимо было спасаться бегством и из Филистимской земли, то он просит, чтобы Господь был его прибежищем – указал ему место, где-бы он нашел безопасный приют и пропитание на все время гонений.
Таковое место убежища Господь действительно указал Давиду. Когда вышел Давид из земли Филистимской, то «убежал в пещеру Адолламскую; и услышали братья его и весь дом отца его, и пришли к нему туда. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую, и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид жил в оном убежище. Но пророк Гаде сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет». Здесь он был уже безопасен от Саула (1Цар.22:1,3,5; ср. 23:13–17).
5–7. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты ecu Защититель мой, Господи. В руце Твои предложу дух мой: избавил мя ecu, Господи, Боже истины. Возненавидел ecu хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.
Давид, зная тайныя намерения и усилия своих врагов, кои желают поймать его, как бы птицу в сеть, просить Господа извести его из этой сети – защитить от их нападений. «В Твои руки я предаю дух мой», говорит Давид, – полагаюсь всецело на Твою волю, ибо Ты, как «Бог истины», прежде всегда избавлял меня, а потому и теперь избавишь – ради обнаружения Своей святой правды. Как «Бог истины», Ты всегда ненавидишь всех, хранящих суету вотще – всех гордых, тщетно ищущих только своей славы. Таков был именно Саул, преследовавши совершенно невинного Давида – только по зависти к его высокой славе в народе. Но за такую ненависть Господь возненавидел Саула – отверг его от Себя: лишил помазания и Духа Святого, а затем послал ему преждевременную, лютую и позорную смерть. А Давид, уповавший на милость Божию, был спасен, помазан на царство и благословен Богом со всем потомством своим.
8–9. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел ecu на смирение мое, спасл ecu от нужд душу мою и неси мене затворил в руках вражиих, поставил ecu на пространне нозе мои.
Как скоро Господь окажет Свою милость Давиду, то он не только возрадуется, но и возвеселится – выразить свою радость открыто, и, как обыкновенно, в пении псалмов: так будет потому, что Господь милостиво призрел на смирение его – на его униженное положение и соединенные с тем бедствия, и спас его от нужд – от голода и жажды, от скитальчества по пустыням и др. Но главный предмет радости Давида – то, что Господь не затворил его в руках вражих – допустил, чтобы враги схватили его и задушили своими руками; напротив, Господь поставил на пространне нозе, его – на просторном месте, так что Давид мог идти, куда ему было угодно.
10–11. Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. Яко изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиях: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.
Желая скорей получить милость Божию, Давид молится: «помилуй меня, Господи, ибо я скорблю» – о разлуке с отечеством; смятеся яростью око мое – помутились глаза мои от слез при волнении в скорби; душа моя и утроба или внутренность моя, одержимые чувством скорби, также омрачились; ибо «жизнь исчезает в болезни, лета проходят в воздыханиях» – о потере здоровья и средств к продлению жизни; от нищеты – скудости ослабела телесная сила, и – даже кости смятошася – трясутся, так что трудно уже стоять на ногах, приходится лечь на смертный одр...
12. От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от Мене.
К болезням и бедности Давида присоединилось глубокое огорчение его души, вследствие незаслуженного порицания. Он говорит: от всех враг моих бых поношение – стал предметом поношения или посмешищем; и соседом моим зело – даже и соседи обращались к нему с весьма дерзкими насмешками; и страх знаемым моим стал предметом страха для знакомых; видящии мя прочь бежаша от Мене... Так все относились к Давиду не по его вине, а по причине страшного гнева на него царя Саула, – все опасались мести Саула за близость к его мнимому врагу, Давиду; и опасались не без основания, потому что Саул копьем и мечем избивал людей, расположенных к Давиду. Так, он, мстя за Давида, повелел убить священника Ахимелеха и весь дом его, всего «восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечем; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечем» (1Цар.22:16,18–19).
13–14. Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен Яко слышах гаждение (укорение) многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.
Гонимый Саулом, оставленный всеми, удаливппйся из отечества, Давид был забвен – забыт: о нем уже не вспоминали, как прежде, когда все в песнях прославляли его знаменитую победу над Голиафом; Давид был яко мертв от сердца: в сердце многих он был как бы мертвым, – многие думали, что он уже не возвратится живым на родину; он был яко сосуд погублен – как глиняный сосуд, разбитый и потому ни кому ни для чего не нужный. – Увереность Давида в таких отношениях к нему со стороны других основывалась на том, что он сам слышал гаждение или низкое злоречие со стороны многих, живущих около него – его соседей: они, собираясь вместе и настроенные враждебно против Давида, решили прияти его душу – овладеть его душой или погубить – умертвить его, как человека, ни к чему не годного. И таково стало отношение к человеку, который был истинной славой своего отечества!
15–17. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.
Давид знал и надеялся, что в то время, как одни забыли, другие поносили, а многие даже решили погубить его, – Господь не забыл его, как Бог его, следовательно, и Спаситель его. Исповедуя Господа своим Богом, Давид говорит: «в Твоих руках жребий мои» – жребий моей жизни и жребий моей смерти, – какой хочешь, тот и возьми, или – что пожелаешь, то и даруешь мне: но «избавь меня от моих врагов – гонителей», – сохрани мою душу, которую они решили погубить (ст. 14). – Просвети лице Твое на раба Твого, или – яви мне не мрачное, гневное и грозное лице, а светлое, мирное и милостивое, иначе – «спаси меня по милости Твоей».
18–19. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.
Храня и твердо исповедуя свое упование на Бога, Давид молит, чтобы в этом он не посрамился пред врагами; напротив, чтобы постыдились нечестивые, которые, надеясь на хитрость своих тайных и злых замыслов, были уверены, что погубят Давида, низведут его во ад: так пусть же они сами снидут во ад, некогда как сошли туда жители Содома и Гоморры или как низверглись Корей, Дафан и Авироп... Да онемеют льстивые или лживы уста тех нечестивых, которые говорят на праведника беззакония, – говорят по своей гордости и ради уничижения этого праведника. Так говорил против праведника Давида злой и гордый Саул: но вскоре онемели его беззаконные уста, ибо Господь преждевременно послал ему страшную и позорную смерть.
20‒21. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл ecu боящимся Тебе, соделал ecu уповающым на Тя пред сыны человеческими: скрывши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрывши их в крове от пререкания язык.
Надежду на помощь от Бога Давид соединяет с уверенностью в беспредельной благости Божией. «Как премного благости у Тебя, Господи, восклицает Давид, которую Ты хранишь как бы в сокровищнице своей для боящихся Тебя, которую Ты соделываешь – обнаруживаешь в бесчисленных благодеяниях своих уповающих на Тебя – пред сынами человеческими – пред грешными людьми, кои надеются на свою силу и хитрость, гордятся над другими и уничижают их (ст. 14 и 19), – пред ними, дабы вразумить их, также по милости к ним! Ты скрываеши их – этих богобоязненных людей – в тайне лица Твоего или – под своим таинственным покровом, – от мятежа людского; Ты скрываешь их в крове от пререкания язык, – скрываешь их как бы под сенью своей палатки в то время, когда из-за них озлобленно спорят толпы мятежников. Так укрыл Господь и Давида под сенью своего крова, когда он, спасаясь бегством от Саула, пришел в город Номву, где была скиния с ковчегом Завета.
22–23. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения. Аз же Рех во изступленш моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал ecu глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.
Исповедуя многое множество благости Божией (ст. 20), Давид благословляет Господа в особенности за то, что удиви Господь милость свою во граде ограждения, та – явил дивным образом свою милость Давиду, когда он находился в крепко огражденном городе, чего он не ожидал. Аз же, говорить Давид, рех во исступлении моем – при трудных обстоятельствах своего притворного умопомешательства думал, что я уже отвержен Тобою и больше не увижу ни храма Твоего, ни родной земли своей. Но вот, Ты услышал мою молитву и в стране изгнания и явил мне милость во граде ограждения.
Спасшись от Саула бегством в филистимский город Геф, к царю Анхусу, Давид, однако, не мог здесь оставаться долго и опять бежал – в пещеру Адолламскую и отсюда – в Массифу Моавитскую. Вот в этом-то городе он и нашел, по-видимому, безопасное убежище не только для себя, но и для своей семьи – по крайней мере, на некоторое время, необходимое для избавления от Анхуса и Саула. Здесь-то и явил ему Господь свою особую милость: по воле Божией, сюда пришел к нему пророк Гад и сказал, чтобы он не оставался в этом убежище, а шел бы в землю Гудину. И пошел Давид (1Цар.22:1,3–5).
24–25. Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце Ваше, вси уповающии на Господа.
За многое множество милостей Божьих, сам, исполненный любви к Богу, Давид убеждает и других любить Бога: «любите Господа, все праведные Его; яко истины взыскает Господь – непременно обнаруживает правду праведных, хотя бы все клеветали на них, презирали, позорили и гнали их, как Давида (ст. 12, 14, 16, 20 и др.); и воздает Господь излише творящим гордыню – с избытком наказывает поступающих несправедливо по гордости (ст. 19). – Так, за Давида наказал Господь гордого Саула, и наказал с избытком – не только его самого, но и весь царский дом его. – Зная все это по многократному опыту своей жизни, Давид тем с большим одушевлением убеждает других: «мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа»!