Источник

Псалом 29

Господь возвысил Давида и сохранил его жизнь ради своей славы.

1. Псалом песни обновления дому Давидова.

Псалом этот написан по поводу обновления дома, точнее – устройства нового дворца Давида – на Сионе.

Давид был помазан в Хевроне царем над всем народом Израильским. После сего «пошел царь Давид и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: ты не войдешь сюда; тебя отгонять слепые и хромые, – это значило: не войдет сюда Давид. Но Давид взял крепость Сион... И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом и внутри. И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья, и плотников, и каменщиков, и они построили дом Давиду» (2Цар.5:3,6–7,9,11) – В благодарность Богу за такое свое благополучие Давид и воспел сей псалом.

2. Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя ecu, и не возвеселил ecu врагов моих о мне.

Господь прославил Давида в победе над Голиафом, призвал его от пастушеского посоха к царскому трону, низложил гневом своим злейшего и сильного врага его, царя Саула, помазал в цари над всем Израилем, помог ему взять сильнейшую крепость Иевусеев – Сион, построил около нее город Иерусалим и в нем свой дворец. «И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним... И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем, и что возвысил царство его ради народа своего, Израиля» (2Цар.5:10,12). При таком «разумении», Давид и превозносить Господа в благодарственной и хвалебной молитве – в псалме, именно за то, что Господь подъял – возвысил его и не возвеселил врагов его – не дал им порадоваться своей победой над Давидом, а напротив, обрадовал Давида совершенной победой над врагами, укреплением его царской власти, водворением его в городе Иерусалимв и в новом дворце.

3–4. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя ecu. Господи, возвел ecu от ада душу мою, спасл мя ecu от низходящих в ров.

Под страхом преследования от Саула и при многочисленных лишениях и скорбях своей скитальческой жизни во время оного, Давид приходил в крайнее изнурение, чувствовал приближение смерти; но Господь спас его, – как бы воздвиг с одра смертного, посему он с чувством живейшей радости и благодарности исповедует Господа своим Спасителем. – «Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою, – спас меня, чтобы я не был вместе с нисходящими в ров – чтобы не умер и не сошел в могилу, – как отверженный Тобою, как преступник, брошенный в ров»...

5–6. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.

Желая превознести Господа (ст. 2), Давид, но только сам исповедует – прославляет Его благость, но призывает и всех других благочестивых людей к тому же. – «Пойте Господу, преподобные – святые Его, и проповедуйте о Его святой памяти», – что он никогда не забывает о своей благости: ибо Он проявляет свой гнев в сильной степени – в ярости, но и живот в воли Его, жизнь в благоволении Его, т. е. Он желает человеку не гибели, а жизни; а потому, по гневу Божию – «вечером приходит плач, а утром, по милости Божией, наступает радость» (ст. 12). – Так бывало именно с Давидом и неоднократно во время гонений: ночью ему предстояла гибель, а утром он видел совершенное избавление – от гонителей.

7–8. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен.

Избавившейся от преследований, помазанный на царство над всем Израилем, овладевши крепостью Сионом, перенесши сюда и Ковчег Завета и сам водворившийся здесь же, Давид был во обилии – в полном благоденствии, думал и говорил: не подвижуся во век – не поколеблюсь на царском троне. В основании такой надежды царя было благословенье и обетование Господа, данные ему и его долу – царственному потомству. Желая сохранить это обетование и, в силу того, благоденствие своего царства, Давид молил Бога: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу или – по благоволении Твоему, Ты, Господи, даруй крепость доброте моей – моему благоустроенному царству, во главе которого находится святая гора Сион, где дом Божий и дворец царский. Но Ты, Господи, отвратил лице свое – как бы сокрылся от меня – и я был смущен – проникся чувством грусти – при мысли, что Ты не продлишь моего благоденствия.

Такое смущение явилось у Давида по поводу одного несчастного обстоятельства при перевезении Ковчега Завета на Сион. – Когда перевозили Ковчег Божий, то «некто левит, именем Оза, простер руку свою к Ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид... И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню»?.. (2Цар.6:3,6–9).

9–10. К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?

В сознании того, что как жизнь, так и благосостояние царства и крепость державы царской зависит от благоволения Божия (ст. 4, 7–8), Давид и взывал молитвенно к Богу – о том, чтобы Он сохранил его жизнь ради своей славы, – Давид молился так: «что Тебе пользы в крови моей, – в том, что я сойду в могилу и там предан буду тлению? – будет ли прах славить Тебя, – или проповедовать истину Твою»? Разумеется: нет в том пользы, потому что умерший и превратившийся в прах уже не славит Бога и не возвещает истины Его закона, как славит Давид в своих псалмах. Посему, лучше – да сохранит Господь жизнь царя – псалмопевца ради славы своего имени и благовестия истины своего святого закона (ср. ст. 13).

11–13. Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил ecu плачь мой в радость мне, растерзал ecu вретище мое и препоясал мя ecu веселием, яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.

Молитву богомудрого Давида Господь услышал и помиловал его – не свел его в прах, продлил его жизнь и в самой жизни этой был его помощником. Таким образом, плач Давида о предстоявшей ему кончине Господь обратил на радость о спасении. Вместе с теме – Господь растерзал его вретище покров из грубой ткани, который надевали во время сетования и разрывали, когда миновала скорбь; препоясал его веселием – царским поясом, который обыкновенно украшался дорогими камнями, вместо веревки, которой препоясывалось вретище... Все это Ты, Господи, сделал, говорит Давид, чтобы воспевала Тебе слава моя, т. е. псалтирь, как орудие, коим я прославляю Тебя в псалмах; и так как Ты даровал мне продление жизни, то я и буду славить Тебя во век – до конца этой жизни, ради чего собственно и даруется жизнь и ангелам, и людям и всем созданиям... (ср. Пс.145:1–2;148:1–14 и др.).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle