Источник

Псалом 28

Величие царственного могущества Иеговы – Бога Израильского.

Псалом Давиду, исхода скинии.

Псалом составлен по поводу устройства Давидом новой скинии на Сионе и перенесения сюда ковчега Завета; а употреблялся он в Иудейской церкви на праздник кущей и, вероятно, в последний день оного.

Известно, что Давид, после того, как был помазан царем над всем Израилем, и когда «пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов», то он построил себе домы в городе Иерусалиме, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию. – «И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, что бы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил. – И сказал Давид начальникам родов левитских: «освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него. – И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева. И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей, по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. Так Давид и старейшины Израилевы и тысяченачальники пошли перенести ковчег завета Господня. – Так весь Израиль вносил ковчег Завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах» (1Пар.14:8,16–17;15:1,3,12,14–16,25,28).

1–2. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его.

При перенесении ковчега Завета Господня на Сион во вновь устроенную скинию, Давид был объят чувством величайшего восторга: ибо с этого времени Господь имел свой видимый дом в «городе Давида» – в Иерусалиме. В благодарность Богу за это и ради прославления имени Божия, Давид приносил многочисленные жертвы: о том же он просил и весь народ с его представителями. – Принесите Господеви сынове Божии – сыны овни: представители народа, прежде всех начальники родов и начальники священников, как сыны Божии – как первенцы и посвященные Богу – с чувством сыновней любви должны принесть многочисленные жертвы, и – должны быть приносимы именно сыны овни или агнцы; так должно принесть Господу славу и честь или – в славу и честь, – принести во славу имени Его или – для прославления свойств и совершенств Его святого имени; вместе с тем, приносящие должны поклониться Господу во дворе святем Его, – во дворе вновь устроенной скинии, где теперь ковчег Божий. И действительно, по перенесении ковчега Завета Господня в новую скинию, Давид принес многие всесожжения и жертвы мирные. «В этот же день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его:» и в том самом псалме, как и здесь, он убеждает всех точно также воздать Богу славу и честь.–"Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его»... (1Пар.16:1–2,7,28,29).

3–4. Глас Господень на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости, гласа Господень в великолепии.

Требуя от народа принесения жертв Богу во дворе святом Его – на новом месте Его видимого обитания – Давид внушает иметь благоговение пред Богом, как пред грозным Повелителем (1Пар.16:30–33). Глас Господень – гром – на водах, разумеется, гром, как глас Божий, раздается над водами грозовых облаков, – так гром свидетельствует о славе Божией; такой глас Господа в крепости или крепко глас, потому что он раздается с облаков и потрясает землю до крайних пределов её – на севере до Ливанских гор и на юге до пустыни Кадийской (ст. 5 и 8); такой глас Господа в великолепии – раздается среди великолепной картины природы, – когда сильным огнем молний озаряются темные тучи, скалистые вершины гор с зияющими в них ущельями.

5–6. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры Ливанские, и истнит я̀ яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорожь.

Глас Господа – гром – могущественно раздается эхом по скалистым склонам высоких Ливанских гор, а сопровождаемый и как бы вызываемый им вихрь сокрушает мощные кедры, – вырывает их с корнем: и стрыет Господь кедры Леванские – разбивает в щепки мощные Ливанские кедры; и истнит я рассекает их в куски, как тельца Ливанского; и возлюбленный, точнее – гора Ширион – как сын единорога или молодой единорог: разумеется – гора Ширион также прыгает, как единорог. Так именно бывает при землетрясении, которое происходить одновременно с грозой.

7–8. Глас Господа, пресецающаго пламень огня. Глас Господа стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую.

Глас Господа – гром – пресекает пламень огня, – когда удары грома слышатся попеременно за блеском молний; такой глас Господа, отражаемый крутыми склонами скалистых гор, приносится на равнины пустынь и потрясает их, – даже и самую отдаленную на юге пустыню Каддийскую (на границе которой находился город Кадес, один из древнейших в Палестине). – Так гремит глас Господа, как некогда он гремел с вершины Синая: так он всюду свидетельствует о царственном могуществе Бога Израилева.

9–10а. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу. Господь потоп населяет.

Глас Господень – гром – настолько силен, что потрясает все и свершает еленей, точнее – разрешает ланей от бремени: удары грома приводит их в такой трепете, что они извергают своих детенышей; и открыет дубравы, такой глас Господа обнажает леса, – когда вместе с громом вихрь проносится сквозь чащи лесов и срывает с деревьев их тяжелую листву. – Столь мощный и страшный глас Господа всякому обитателю на Его земле внушает глубокое благоговение к Его царственной власти; а потому всякий, присутствуя в Его храме, возвещает о Его славе – о Его грозном царственном могуществе – когда молится и приносит Ему жертвы (ст. 1–2).

Гроза с проливным дождем производит сильное наводнение, которым в конец разрушается все, что встречается на пути движения: в водах такого потопления гибнет и все живущее; но Господь и потоп населяет: все, разрушенное наводнением, как виноградники, нивы, пажити, леса Господь снова благоустрояет, и все живое, погибшее в наводнении, Он снова размножает. Так все это совершает Господь, сохранивши жизнь животных и человека и размноживший род человеческий на земле даже и после всемирного потопа. И за все сие тем более прославляют Бога Промыслителя люди благочестивые.

10 б.–11. И сядет Господь Царь в век. Господь крепость людем своим даст, Господь благословить люди своя миром.

Давид был непоколебимо уверен, что с перенесением ковчега Божия в новую скинию на Сион, этот видимый престол Божий не будет перемещаться ещё куда-либо, и Господь пребудет здесь во век над ковчегом, на котором «нарицалось имя Господа Саваофа, сидящего на Херувимах» (2Цар.6:2). ― А пребывая всегда на Сионе, Господь крепость людем своим даст – как верховный Царь своего народа, Господь даст ему силу для победы над всякими врагами, ибо Его громовый и грозный глас потрясает всю землю от края до края, пред Ним трепещут высочайшие горы, Оп потопляет и снова населяет землю. – Столь сильный Царь – Господь благословит народ свой миром, ибо никто из врагов Его народа не посмеет выступить на борьбу с ним, столь сильным и грозным Царем неба и земли. Веру свою в это благословение Божие Давид торжественно ознаменовал в то же время – при перенесении ковчега завета: «когда Давид окончил всесожжение и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа», – как помазанник Божий (1Цар.16:2).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle