Псалом 27
Господь слышит молитву незлобивого Давида, сохраняет его жизнь и здоровье, как своего помазанника, как добрый пастырь своего народа.
Псалом Давиду.
1–2. К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, да непремолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене: и уподоблюся низходящим в ров. Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему.
Признавая Господа своим помощником и возлагая на Него все упование свое, Давид молит Его: «так как я к Тебе взываю с молитвенным воплем, то и Ты да не премолчиши от Мене – не отвечай продолжительным молчанием мне на мою молитву, – скажи слово милости, покажи дела благости Твоей, – дабы, при молчании Твоем, я не уподобился сходящим в ров или не сравнялся с отходящими в могилу», т. е. не умер бы. В твердой уверенности, что без помощи Божией придется умереть и сойти в преисподнюю, Давид тем усерднее просит Господа: «услышь, Господи, молитвенный глас мой, когда я молюсь Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему, или – когда я, молясь, обращаюсь к твоему святому храму – скинии – и поднимаю к Тебе руки мои, т. е. обращаюсь с любовью и надеждой, как обращается дитя к отцу или матери, в состоянии своей беспомощности и с полнейшей уверенностью в заступлении их. – Как весьма естественное выражение чувства преданности и надежды у детей в отношении родителей, воздеяние рук с незапамятной древности нашло себе употребление и во внешней молитве, и не только в религиях иудейской и христианской, но и в языческих, в особенности у поклоняющихся светилам небесным.
3–5. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинами их, по делам рук их даждь им, воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня и в дела руку Его: разориши я̀ и не созиждеши я̀.
Обращаясь к Богу с горячей молитвой и воздеянием своих рук, Давид сознает, что руки его не совершали какого-либо злодейства, а потому и просит, чтобы Господь не подвергал его одной участи с злодеями. Не привлецы мене, говорит Давид, со грешники – не привлекай меня на суд с преступниками, коих, обыкновенно, связывали и, помимо их воли, приводили на суд, а затем, по осуждении, заковывали в кандалы и бросали в ров или в темницу, где они должны были погибать (ст. 1); и с делающими неправду не погуби мене – не осуди на погибель вместе с теми, кто делает неправду, именно – с теми, кто с ближним своим говорит мирно, тогда как в сердца имеет зло против этого же ближнего. – Воздай им, таким грешникам, по делам их – осуди и накажи их; и по лукавству начинаний их – за лукавые их мысли, чувства и намрения, которые, как основания, обнаруживаются в их злых делах, – воздай им то, что они воздают другим, т. е. осуди их по своей строгой правде, – пусть их бросать в ров – темницу, где они и погибнут. Так осуди их за то, что они не хотят знать дел Господа, какие Он заповедал в своем святом законе, и тех, какие Он сам творит в своем промышлении о людях. Такие люди достойны совершенной гибели: а потому – разориши я и не созиждеши я – Ты, Господи, разрушь их жилища так, чтобы они не созидали их снова никогда, т. е. так, как они разрушаются наводнением, землетрясением и знойным вихрем – ураганом, когда под развалинами жилищ погребаются и жители их (ср. Пс.9:7).
6–7. Благословен Господь, яко услыша глас моления моего. Господь Помощник мой и Защититель мой: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему.
Уверенность Давида, что Господь услышит его молитву, утверждается на том, что Господь и прежде слышал его. Посему, в чувстве благодарности, Давид славословит Господа: Да будет благословен Господь, ибо Он услышал глас моего моления! – Он мой помощник и защититель – как бы покрывает меня щитом своим и спасает от ударов вражеской руки. На Него уповало сердце мое, и Он помог мне: и процвете плоть моя – Он возвратил мне цветущее здоровье тела, что обыкновенно обнаруживается в блеске глаз, краске лица, мягкости и лоске волос и т. п. И волею моею исповемся Ему – такое заступление и спасение я буду исповедовать – прославлять в псалме – не по требованию закона, а по долгу своей совести, по требованию своего благодарного сердца, – добровольно...
8–9. Господь утверждение людий Своих и Защититель спасений Христа Своего есть. Спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое, и упаси я̀, и возми я̀ до века.
Давид исповедует – прославляет Господа, как Спасителя не только своего лично, но и народа своего. Господь утверждение людей своих – Он как бы крепость для своего народа, – под охраной Его, как в крепости, народ безопасен от врагов; Он защититель спасений Христа своего есть – защищая от нападающих врагов, Он многократно спасал Христа – помазанника – своего, т. е. царя, именно Давида самого, а вместе с тем охранял и благоденствие его царства. – В сознании такого милостивого отношения Господа, Давид присоединяет молитву за народ: – «Спаси народ Твой» – и от внешних врагов, и от мятежников внутри страны; и благослови достояние Твое – благослови Твой народ, живущий в Твоей земле, как бы в Твоем наследии; и упаси я – паси их – своих людей, как добрый пастырь, – питай и защищай их в своей земле, как овец на злачной пажити; и возми я до века – возми на попечение своего промысла, на веки, – подобно доброму пастырю, который, с любовью оберегая свое стадо, не только зорко следит за ним, водит его на злачные пажити, но, если нужно, даже берет слабых овец к себе на руки и на плечи.
Господь явил Себя вполне любвеобильным пастырем своего избранного стада только в лице Христа Спасителя, который – и Он только один – имеет на своем попечении свою церковь и есть ее вечный Пастырь.