Псалом 47
Истинная и глубокая радость Израиля – Господь, основавший на Сионе свой город и укрепивший его на век.
1. Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы.
Псалом песни, т. е. песнь, имеющая вид, характер и назначение такие же, как и псалом, хотя первоначально, может быть, она не назначалась для употребления при богослужении во храме. – Принадлежит эта песнь одному из левитов, потомков Корея. – Вторые субботы, точнее с греческого δευτέρᾴ Σαββάτου – во второй субботы, т. е. во второй день по субботы, иначе – во второй день еврейской недели.
2–3. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионские, ребра северова: град Царя Великого.
При созерцании святого города Иерусалима, чрезвычайно укрепленного на горе Сионе, псалмопевец в восторге восклицает: «велик Господь и всехвален во граде Бога нашего», – прославляя величие свойств и дел Господа, Ему постоянно воспевают священные песни в Его городе Иерусалиме, на святой горе Сионе, где был храм – место обитания Его (Пс.45:5–6), – благокоренным радованием, т. е. Бог хвален или прославляем в радости всей земли, в радости, коренящейся в народе,благо, т.е. глубоко, твердо и неизменно, ибо, от времени до времени, сюда приходил весь Израиль и восторгался великолепием города, особенно храма. – Горы Сионские, ребра севера: гора Сион разделяется на два холма – собственно Сион и Мориа, простирающееся с севера на юг, и представляет, таким образом, два ребра или два бока одной и той же возвышенности, на которой и расположен град Царя Великого, именно Иерусалим, где собственно пребывает истинный и великий Царь народа Израильского, Господь Бог (ст. 9; Пс.45:5–6;45:9).
4–7. Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и́. Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе. Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася: трепет прият я: тамо болезни яко раждающия.
Что город, построенный на Сионе, принадлежит Великому Царю, это очевидно из устройства самого этого города. – Бог в тяжестех его знаем, – величие царского могущества и власти Господа как бы запечатлевается, отражается, сказывается в тяжестях – в городских постройках разного рода из громадных и тяжелых камней: таковы особенно общественный здания и преимущественно – храм Божий, дворец царский и городские стены. В особенности это очевидно, когда Господь заступает и – его, город или является заступником его, этого своего города, именно – при нашествии врагов. – Ибо говорит псалмопевец, вот цари земли собрались, разумеется – воевать против Иерусалима, сошлись вместе – чтобы соединенными силами легче и вернее поразить и разрушить его: но, увидав так, – как сильно укреплен этот город Божий,– удивились, смутились и поколебались, точнее – обратились в бегство, в сознании, что этот город не сокрушим, ибо он пользуется очевидным заступлением Божиим. Страх объял их, там – при этом городе эти враги испытали болезни как рождающая при родах, т. е. сильнейшие болезни при совершенной беспомощности.
Такую чрезвычайную и непосредственную помощь своему народу и городу Иерусалиму оказал Господь под крепкими его стенами особенно очевидно при нападении на него громадных полчищ царя Ассирийского Сеннахирима с его союзниками (4Цар.18–19). Подобно тому, ещё поразил Господь и союзные полчища Моавитян, Аммонитян, и многих других при царе Иосафате (2Пар.20:1–29).
8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския.
Как Царь, Господь велик не на суше только, как иногда были склонны думать язычники, по своему ограниченному взгляду, и – частью даже сами евреи, нет, Он равно могуществен и на море. – Духом бурным или сильным ветром, именно восточным, который служит орудием гнева, Господь сокрушает и корабли, даже Фарсийские, особенно великие и прочные, управлявшиеся самыми опытными моряками. Такие корабли ходили с востока до запада, чрез все Средиземное море, выходили даже в открытый океан.
Известно, что еще царь Соломон, вступивши в союз с царем Тирским Хирамом, «имел на море Фарсисский корабль с караблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото, и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов» (3Цар.10:22; ср. 2Пар.8:17–18;9:21). Но, после того, когда вступил Иосафат, царь Иудейский, в общение с Охазиею, царем Израильским, который поступал беззаконно, и соединился с ним, чтобы построить корабли для отправления в Фарсис, то построили они корабли в Ецион-Гаверв. И изрек тогда Елиезере, сын Додавы, из Мареша, пророчество на Иосафата, говоря: так как ты вступил в общение с Охазиею, то разрушил Господь дело твое. – И разбились корабли, и не могли идти в Фарсис» (2Пар.20:35–37; ср. Ион.1:3–4; Пс.106:23–20).
9–10. Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и́ в век. Прияхом, Боже, милость Твою посреде людий Твоих.
Мы, говорит псалмопевец от лица своих благочестивых современников, как слышали о прежних чудесах, так теперь и сами видим подобные чудеса Господа сил, Бога нашего, совершаемые Им в своем городе, именно в Иерусалиме, видим, что Бог утвердил свой город на веки. Разумеется, как защищал Господь свой святой город при Давиде, Езекии, так защищал его и при Иocaфате (ст. 4–7; ср.Пс.45:4–8 и сл.). – Эту милость Твою, Боже, т. е. укрепление и защиту святого города Иepyсалима, мы приняли, разумеется – в мысли и в сердце, иначе – мы размышляли об этой благости Твоей, Господи, посреде людий Твоих, молитвенно во храме, где в великие праздники собирается весь народ Твой, ради славословий благости Твоей к нему, как и к его предкам (ст. 2–3).
11–12. Пo имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли, правды исполнь десница Твоя. Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейские, судеб ради Твоих, Господи.
Из того, что мы слышали и что видели, говорит псалмопевец, при размышлении о делах благости Божией, мы поняли, что по имени Твоему, Боже, и хвала Твоя или – хвала Твоя соответствует Твоему имени: имя Твое – «Великий Господь» (ст. 2), ибо Твои свойства и совершенства открывались во все времена и в бесчисленных чудесах Твоего промысла; по сему и хвала Тебе великая, – не только в Твоем святом городе, на Твоей святой горе Сионе, но и на концах земли, или – до концов, крайних пределов земли, и также – во все века. Такая хвала Тебе преимущественно за то, что десница Твоя полна правды или постоянно совершает правду, и когда карает, и когда милует (ст. 4 и 10). Посему – да веселится гора Сион, u да возрадуются дщери Иудейские, т. е. все другие города царства Иудейского вместе со священной горой Сионом, древнейшей крепостью и столицей, сильнейшей и священной твердыней, как бы со своею матерью. Находясь под ее могучей охраной, как бы под защитой матери, да веселятся же и радуются они именно судеб ради Твоих, Господи, – ради определений Твоего суда, и карающего и милующего по совершенной правде (ст. 5–8 и 10; ср. Пс.45 и 46).
13–15. Обыдите Сион, и обымите его, поведите в столпех его: положите сердца ваша в силу Его, и разделите домы Его, яко да повесте в роде инем. Яко той есть Бог наш во век, и в век века, Той упасет нас во веки.
Призывая всех веселиться и радоваться о Господе, как своем Защитнике (ст. 4 и 12), псалмопевец указывает и ту необоримую твердыню, которую создал Господь для защиты народу своему на веке (ст. 9), именно – Сионе. Он говорит: обидите Сион – обойдите вокруг Сиона, чтобы видеть, как он обширен, высок и крепок и неприступен со всех сторон; обымите его – обнимите его одним взором с одного места, чтобы видеть величие его безраздельно (ср. Мф.24:1–3); поведите в столпех его – рассмотрите особенно столбы – угольные башни его крепких стен и поведите – расскажите другим о том, как крепки эти башни, а между ними и стены святого города: положите сердца ваша в силу его – поразмыслите и почувствуйте всю силу сокрушений города и обороны его; и разделите домы его – пересмотрите отдельно дома его, чтобы видеть, из каких больших, крепких и чрезвычайно тяжелых камней сооружены твердые – незыблемые стены этих домов, особенно общественных зданий; все это осмотрите и пересмотрите для того, чтобы обо всем этом передать отрадную весть в роде ином – следующему поколению народа, чтобы и отдаленное потомство восхваляло великое имя Божие, как восхваляют его предки (ст. 9). Так это должно быть, ибо сей Бог, т. е. избравший и утвердивший Сион и на нем свой город, не временный наш благодетель (каким был друг Давида и Соломона, Хирам, царь Финикийский), а есть Бог наш во век и в век века: Он будет пасти нас во веки, – как добрый Пастырь пасет свое стадо на месте злачном, на воде покойной (ср. Пс.22-й), и как Он действительно нас народ рукою Моисея, Иисуса Навина и др.
История народа Божия непререкаемо свидетельствует, что истинно добрый и вечный Пастырь истинного Израиля только один – Христос Спаситель (Ин.10).