Источник

Псалом 46

Народ Израильский должен торжественно прославлять Бога, как великого и страшного Царя всей земли.

1. В конец, о сынах Кореовых.

2–5. Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь Велий по всей земли. Покори люди нам, и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби.

В сознании величия Бога, как царя, псалмопевец прививает все народы к Его прославлению. – Восплещите руками все народы, – что обыкновенно и всегда служило выражением чувства радости, – все народы, потому что Бог есть царь всей земли. – Воскликните Богу гласом радости или – выражайте пред Богом свою радость не только рукоплесканием, но и громким голосом, – радость именно потому, что Он ваш Бог, – что Всевышний страшен – внушает страх врагам и благоговение своему народу и этим ограждает мир и благополучие земли Израильской. – Он покорил нам народы и племена под ноги наши, разумеется – те народы и племена Ханаанской земли, какие обитали в ней до пришествия сюда народа Израильского (ср. Пс.43:3–4). При завоевании земли Ханаанской, «поразил Иисус Навин и сыны Израилевы по эту сторону Иордана, к западу – на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах и в пустыне и на юге – Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев... Всех царей тридцать одного» (Нав.12:7–8, 24). – Он избрал нам достояние свое или – дал нам в собственность землю, избранную в ряду других земель, – доброту Иаковлю, юже возлюби, иначе – красу Иакова, т. е. землю добрую или прекрасную, именно Ханаанскую, которую возлюбил, как землю благословенных патриархов, обетованную и потомкам их.

6–8. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.

Избрав Себе и народу своему землю Ханаанскую в наследие, Господь восшел в нее вместе с народом торжественно: «восшел Бог при восклицаниях, Господь – при звуке трубном». – Псалмопевец напоминает о том собственно, как Иисус Навин с народом вступил в первый город Ханаана – в Иерихоне. По повелению Божию и по распоряжению Иисуса Навина, народ, предшествуемый священниками, кои несли видимый престол Божий – Ковчег Завета, должен был обходить около Иерихона семь дней. «Когда, на седьмой день, обходя город, в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал нам город... Народ воскликнул и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взял город» (Нав.6:14–15,19). – Подобно тому, при воспоминании о том событии, псалмопевец также и теперь призывает всех прославлять Господа – Царя земли Ханаанской: «пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте: ибо Бог царь всей земли; пойте разумно», т. е. пойте во храме священные хвалебные песни – псалмы, пойте с полным пониманием своей веры и воспоминайте историю, что Бог именно был и есть истинный Царь земли Ханаанской, обетованной патриархам и дарованной их потомству.

9–10. Воцарися Бог над языки, Бог седит на престоле святем Своем. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася.

Если предки народа торжественно славословили Бога еще только при вступлении в первый город Ханаана (ст. 6), то тем более их потомки должны славословить Его теперь, когда, с Его помощью, покорены уже все народы и заняты ими все города Ханаана, – когда Израиль представляет благоустроенное царство под необоримой властью Царя – Господа, – когда видимый святейший престол Божий, Ковчег Завета находится во храме на Сионе, где именно и восседает на сем престоле Господь Бог. – Когда же Бог воцарился над народами, то князья этих народов, чрез то самое вошли в общение с Богом Авраама и, разумеется, его потомства – Израильского народа; а вместе с тем, эти князья – державные на земле, то есть, властители и защитники, как-бы щиты народа, весьма превознеслись.

Восшествие Бога, победителя всех народов, на высоту земли Обетованной и затем сидение Его здесь на своем святом престоле, это – прообраз вознесения Христа, Победителя смерти и Царя мира, на небо и сидения Его на престоле славы со Отцем и Святым Духом, после чего и Апостолы Христовы также превознеслись и стали князьями в Его мировой Церкви (ср.Пс.44:17; 67:19; Еф.4:8).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle