Источник

Псалом 35

Бог правды и милости есть источник в блаженной линии.

1. В конец, отроку Господню Давиду.

Подобно тому, как у царей были отроки – близкие слуги, и как Давид был отроком у Саула и как потом у самого Давида были отроки, так и он сам, будучи и царем, однако в то же время был отроком – слугой Господа, Царя Небесного.

2–3. Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его: яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети.

Пребеззаконный, это – человек, поступающий против закона, не желающий даже знать его, поставивши беззаконие началом своей жизни и деятельности. В нем нет чувства страха Божия пред его очами – он как будто не видит грозных действий промысла Божия и карающих ударов десницы Господа, посему и не имеет пред Ним благоговения. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое – ибо он льстить себе или ему лестно обрести свое беззаконие, видеть, что он свое беззаконное намерение непременно осуществит или осуществил на деле: и возненавидети – он стремится не любить, а ненавидеть ближних, ибо это лестно его злой, самолюбивой и своенравной душе. Такова дерзость пребеззаконного пред Богом и людьми.

4–5. Глаголы уст его беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова.

Так как в мысли пребеззаконного нет правды, то и в словах, произносимых его устами, содержатся только беззаконие и лесть – неправда и лукавство. Он не желает понять, в чем состоит правда и – выражение правды – добродетель, ибо он стремится не к тому, чтобы достигнуть правды, а к тому, чтобы обрести беззаконие свое (ст. 3). – Пребеззаконный еще на ложе своем или прежде, чем встает с постели, когда еще не принимается ни за какое дело, уже обдумывает совершить непременно и только беззаконное дело, какое бы оно ни было. А потому на всяком пути, который ведет к достижению злого дела, он является готовым идти и даже предваряет других, которые еще колеблются стать на этот путь. И о том, что он действительно приносит другим зло, не негодует – не осуждает себя за гнусное зло.

6–7. Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак: правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи.

Дела пребеззаконных низки и унижают их до ада (ср. Пс.9:18; 140:7); напротив, дела милости и благости Божией велики и безмерны; они от земли простираются до небес, – до облаков. – Дела правды Божией высоки какие горы Божии – самые высокие горы (какие назывались горы Хорив, Сион и др.); иначе, дела правосудия Божия велики и непоколебимы в вечном основании своем, как высочайшие горы, восходящие вершинами до облаков. Судьбы Божии – определения суда Божия – великая бездна, глубоки, неизследимы, как глубочайшие воды морей. Правда и милость Господа преисполняют весь мир: своим попечительным промыслом Господь хранит не только ангелов на небе, но и людей на земле и даже животных всюду – на суше и на море.

8–10. Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрит свет.

Созерцая судьбы промысла Божия в природе и в людях, псалмопевец в восторге восклицает: «как умножил или в сколь великой мере являешь Ты, Боже, милость свою!» – не только «сыны Божии» – ангелы, но и «сыны человеческие» – грешные люди под покровом Твоих крыл надеятися имут – будут жить покойно, – подобно тому, как птенцы под кровом крыл орла (– с которым Господь сравнивается). – Такие люди, находясь в Твоем доме, упиются туком – насыщаются жиром в изобилии. Такое обилие жира обыкновенно бывало в скинии при многочисленных жертвоприношениях, причем многие питались здесь «остатками этих жертв. Здесь, в доме Божием, открывается целый поток сладости – обилие тука, такое, как воды в источнике, которым и напояются все здесь пребывающие. – Так бывает в доме Господа, ибо у Него источник жизни, – не только телесной, но и духовной. «Во свете Твоем, восклицает Давид, мы видим свет!» – живем и действуем, руководствуясь откровением Твоего разума, как светом, – законом, который просвещает всех, как солнце освещает и животворит всю вселенную (Пс.8:5–10). Только при помощи этого света достигается и вечное блаженство.

11–13. Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени Быша, и не возмогут стати.

Исповедуя Бога источником жизни и ее света – блаженства (ст. 10), Давид молит Его: Пробави – продли милость Твою к знающим Тебя, – потому что именно у Тебя источник милости; и продолжай оказывать правду Твою к правым сердцем, которые, неуклонно и с благоговением следуя Твоему закону, не имеют в душе грешных чувств (ст. 2–3). – Да не приидет мне нога гордыни – пусть, по милости Твоей, удалится от меня человек гордый, что бы и нога его не вступила в дом мой; пусть и рука грешника не ведет меня, с насилием, разумеется – на путь неправый, куда усиленно стремится беззаконный (ст. 5). Так сделай – чтобы я не находился не только в дружбе, но и в сообществе с гордым и беззаконным, чтобы не потерял кротости и страха Божия (ст. 2), а вместе с тем не лишился бы и общения с «Источником жизни» (ст. 9–10). – Ибо, там – пути неправды и нечестия – куда с насилием влекут гордые, обыкновенно все спотыкаются, падают, разбиваются и уже не встают... Так бывает на дорогах, пролегающих по крутым склонам оврагов и мрачным ущельям скал; так – и в жизни людей злонамеренных, гордых и жестокосердых.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle