Псалом 36
Лукавнующие истребляются, кроткие наследуют землю и благословение от Господа.
Псалом Давиду.
1–2. Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
Беззаконие, соединенное с лукавством, имеет свою привлекательную сторону для неблагоразумных и недальновидных, – оно представляется им верным средством к обогащению и славе. Но Давид, хорошо зная ошибочность такого расчета, настоятельно предостерегает от увлечений им. Не ревнуй лукавнующим – людям злым и свое зло хитро скрывающим, и не завидуй творящим беззаконие: разумеется – потому, что если лукавые люди и достигают иногда каких-либо успехов своей беззаконной деятельности, то не надолго. Беззаконные, по причине самаго своего беззакония, скоро погибнут от действия лютого гнева Божия, – как скоро погибает – иссыхает подкошенная трава и как зелие злака или зеленеющий злак увядает от палящего зноя солнечных лучей.
3–4. Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего.
Если лукавство не только ненадежно, а прямо губительно, то – для верного благополучия – уповай на Господа и твори благостыню или всякое добро, какое знаешь и можешь; тогда населишь землю, разумеется, своим потомством и стадами, и упасешися в богатстве ее – будешь пасти свои многочисленные стада среди обильной воды и злачных пастбищ этой тучной земли. Не услаждайся – не обольщайся своим лукавством, как беззаконники (Пс.35:1–5), напротив, насладися Господеви или – утешайся Господом, т. е. ревностью к Его правде и славе, преданностью Его святой воле и надеждою на Его помощь (ст. 5, 6, 11, 28 и др.): и даст ти Господь прошения сердца твоего или исполнит все, что желает твое доброе и кроткое сердце. Так именно жил, веровал и надеялся кроткий Авраам, и Господь исполнил сокровенное желание его сердца: он имел утешение видеть сына в старости своей, от которого размножился его род и потомством своим населил обетованную ему плодородную землю, Палестину.
5–7. Открыл ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление.
Для того, чтобы иметь утешение от Господа в даровании Им благ жизни (ст. 4), – открой ко Господу путь твой или предай себя всецело воле Божией во всю жизнь свою и уповай на Него и Он сотворит – исполнит желания сердца твоего и, чрез то, устроит совершенное благополучие твоей долголетней жизни – до крайнего предела ее (ст. 4). И изведет яко свет правду твою – обнаружит пред всеми искреннее благочестие твоего правого сердца, и судбу твою яко полудне – обнаружение справедливости твоей как полдень, т. е. так, что все не только увидят, но и не могут не увидеть. Повинися Господеви – покорись Его благой воле и умоли Его – чтобы Он исполнил желание твоего сердца и тем явил твою правду всем, так, чтобы ее увидали и лукавнующие, возбуждающие зависть успехом своего беззакония (ср. ст. 1 и 8).
8–9. Престани от гнева, и остави ярость: не ревнуй, еже лукавновати, зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
Несправедливость и гордость лукавых людей, особенно, если они имеют успех в своем лукавстве, возбуждает гнев людей прямых и добрых, а иногда служит даже поводом к соревнованию им в лукавстве. Тем с большим настоянием Давид предостерегает от такого увлечения, говоря: «Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю».
10–11. И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
Чтобы укротить порывы гнева или волнения ревности в отношении к лукавым, нужно твердо помнить, что их ожидает скорая погибель. – Еще немного времени пройдет, и не будет не только успеха в делах нечестивого, но и самого его, – посмотришь на его место, где он жил в самодовольстве и гордости, и нет его – даже не найдешь его. Между тем, кроткие – предающее себя Господу, покоряющееся Ему, и уповающие на Него, а потому укрощающее свой гнев (ст. 5, 7, 8), те наследуют землю и насладятся множеством мира, который не будет нарушен ни бедствиями войны, ни голодом (ст. 14, 19, 39–40).
12–13. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими: Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его.
Проникнутый злостью, вооружившись коварством, грешный – нечестивый – наблюдает за праведным, как бы за своей верной добычей, и скрежещет на него зубами своими, как бы готовый растерзать его. Но Господь посмеется ему – знает и обнаруживает его бессилие, ибо прозирает – предвидит, что скоро придет день его, т. е. день его лютой погибели, а для праведника день избавления (ст. 14–15). Так совершает это Господь, если праведник предает Господу путь свой и уповает на Него (ст. 5. 32–34).
14–15. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правые сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
Преследуя праведника, коварные люди обнажают меч, извлекая его из ножен, натягавают лук свой, чтобы пустить стрелу и ею поразить и низложить мертвым убогого и нищего; а если не стрелой, то мечем пронзить, – столь жестоко и вместе несправедливо, ибо убивают человека, не лукавого, как они сами, а правого сердцем. Но Господь видит это и жестоко карает злодеев: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся – переломятся. Так они будут смешны и жалки (ст. 12–13).
Такова была судьба лукавого врага Давидова, Саула. Злой до исступления и вместе хитрый, Саул подозрительно смотрел на Давида. И было в один день: напал злой дух от Бога на Саула и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав, пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него (1Цар.18:9–11). Но за такую жестокость Господь послал Саулу лютую смерть. Была война с Филистимлянами. «И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и и Молхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи свой меч, и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные, и не убили меня, и не издевались надо мною Но оруженосец не хотел; ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него. Оруженосец его, увидев, что Саул умер, и сам пал на свой меч, и умер с ним» (1Цар.31:2–5). Так стрелами врагов низложен был Саул, некогда метавший копье в невинного Давида; так и меч, обнаженный потом против Давида, пронзил сердце самого Саула.
16–17. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мыщцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
Нечестие и всякая неправда лукавых возбуждают соревнование тем, что содействуют нередко обогащению. Давид вразумляет, что «малое состояние у праведника лучше, нежели многое богатство у грешника», – оно не отнимется у праведного: между тем, как грешные – нечестивые, не подчиняющиеся воле Божией – хотя бы и много имели, не воспользуются этим многим, ибо мышцы их – мускулы рук – сокрушатся, так что они бессильны будут охранить и удержать за собой свое богатство, когда на них нападут враги (ст. 14–15, 34). Напротив, праведников, у коих закон Божий в сердце, Господь укрепляет, охраняет, спасает (ст. 18–19, 31, 39–40).
18–20. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша.
Господь знает пути непорочных – направление их мыслей и действий, и, зная эту непорочность их, благословляет их жизнь, так что достояние их – земля, со всеми ее виноградниками, нивами и пажитями, с их стадами, – во век пребудет их достоянием, неотъемлемым от них и обеспечивающим их. При таком благословенном достоянии, люди непорочные не будут постыжены во время лютое – во время чрезвычайных бедствий, как война, моровая язва и, что не редко бывало и что особенно тяжело, – во дни голода, – и в эти дни лютой голодной смерти они будут сыты (ср. Пс.40:1–4). А нечестивые, коих пути Господь также знает, погибнуть в такое лютое время, – им-то в наказание и приходят такие лютые дни, – погибнуть, как погибли нечестивые в водах всемирного потопа. – Враги Господни, нечестивые люди, как только они достигнуть своей славы и вместе превознесутся над праведными, но кроткими, именно в это время погибнуть – исчезнуть так скоро и бесследно, как исчезает дым от тучной жертвы... Так именно погибли некогда жители Содома и Гоморры в пламени серного огня; между тем как кроткие и благословенные патриархи, Авраам и Лот, наслаждались долгоденствием среди обетованной земли, с роскошными пастбищами в ее долинах, а во время голода находили приют в соседних странах, и – как они, так и потомки их.
21–22. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.
Люди лукавнующие, стремящиеся обогатиться хитростью, у потребляют злостный обман: они берут в долг и не возвращают взятого; напротив, праведный – богобоязненный человек проявляет милость в щедрости, т. е. не только не требует данного в долг по суду, на что имеет право, но и еще дает, понимая, как тяжелы нищета и убожество (Пс.40:1–4). – Так поступает праведник в сознании того, что милость к ближним прославляет волю Божию и, снискивает благословение и у людей, и у Бога; а благословляющие Бога и благословляемые Им наследуют землю; наоборот, кленущии Его, точнее – презирающее волю Божию и проклинаемые Богом истребляются с лица земли, исчезают как дым (ст. 20).
23–24. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его.
Господь делает стоны человека прямыми, а потому и твердыми, т. е. Господь содействует человеку быть праведным; и пути такого человека – его праведной жизни Господь весьма желает или благоволит к его праведности. А потому, когда такой праведный, идя падает, то не разбивается, ибо Господь крепко поддерживает его за руку: то есть, если праведник, ведя жизнь непорочно, допускает иногда и прегрешение, то Господь, зная его кроткое сердце, сокрушающееся о своем грехе, повинное – покорное Ему, прощает его и утверждает в добродетели и благоденствии (ст. 5, 7–8, 11).
В превосходной степени такой промысл Божий открылся в жизни Иосифа, благословенного отцом и Богом: брошенный братьями в ров погибели, он не погиб, а принять был в дом царедворца Фараона; отсюда, по лукавству, брошенный в темницу, он снова был спасен, прославлен царем и поставлен первым правителем Египта.
25–26. Юнейший бых, ибо состарихся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет.
Милосердие к ближним не остаётся без благословения Божия. Этот закон веры подтверждается наблюдением жизни. «Я был молод, говорит Давид, а теперь состарился, но, в течение всей своей продолжительной жизни, невидаль праведника, оставленного Богом, и семене его – семейства, потомства, которое бы просило хлеба в нищете, во дни голода. Этого не было потому, что Господь, зная непорочность жизни праведника, не оставляет его в такое лютое время (ст. 18–19). Напротив, так как праведник весь день милует – постоянно оказывает милость ближним и взаймы дает, хотя бы, разумеется, ему и не возвращалось взятое; то семя его – и ближайшее семейство и даже отдаленное потомство во благословение будет – станет предметом благословения Божия, но силе которого оно наследует землю и насладится множеством мира (ст. 3, 11, 18–22).
Такое учение и наблюдение Давида оправдывает и Священная история. Величайший праведник и праотец народа Авраам, соединяя свою богобоязненность се беспредельной благотворительностью, получил благословение не только себе самому, но и всему своему бесчисленному потомству. Подобно ему, кроткий Давид, любвеобильный даже ко врагам своим (Пс.34:12–14), получил величайшее благословение своему роду и царству во веки.
27–29. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит праведных Своих, во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
Так как праведность снискивает благословение Божие, то Давид и убеждает: «уклоняйся от зла и делай добро, и будешь жить во век», – разумеется, уклоняйся от лукавства, при котором злой умысел, прикрываемый хитростью, имеет цель – или что-либо взять у ближнего и не отдать или даже лишить его жизни (ст. 21 и 12, 14). Таким праведным даруется вечная жизнь, ибо Господь любить правду, и не оставляет святых своих, также любящих правду и потому любящих Его и любимых Им: посему-то во век сохранятся они, беззаконницы же изженутся – будут изгнаны с своей земли, как проклятые, и потомство их, вместе с ними, в стране их изгнания, погибнет – истребится. Наоборот, праведники наследуют землю не только своих отцов, но и тех изгнанных беззаконных, и будут жить на ней во век, т. е. сами и потомство их.
И это учение Давида оправдывает Священная история. Так был изгнан проклятый Богом убийца Каин и погиб с потомством в стране изгнания бесследно, как дым; так погибли безбожные современники Ноя, бесследно исчезнувшие в водах потопа, и остался один этот праведник со своим семейством и населил всю землю; так погибли жители Содома и Гоморры в пламени огня и остался только праведный Лот со своим семейством; так был проклят Ханаан, сын Хама, и – потомство его было истреблено в пределах обетованной земли оружием Иисуса Навина, а вместо него поселилось и размножилось потомство благословенного Сима чрез Авраама (ср. Пс.43:2–4).
30–31. Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердцы его, и не запнутся стопы его.
Зная, что наследие земли и жизнь вечная зависят от благочестия, праведник старается не отступать от воли Божией; а потому уста праведного поучатся премудрости, т.е. изрекают только усвоенную ими премудрость – такие суждения, которые основаны на понимании воли Божией и проникнуты чувством страха пред Богом (Пс.118:13,24,34,97,117), или иначе – его язык нарекает праведный суд, высказываемый как бы перед самим Богом. – Такой праведник «хранить закон Божий в своем сердце», т. е. любить его так, что всецело подчиняется его требованиям; а потому и не запнутся стопы его, – он, под руководством закона Божия, избежит всякие препятствия, подобно тому, как со светильником в руках удобно избегают препятствия на темном и скользком пути (Пс.118:105).
32–33. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его: Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему.
Если лукавство беззаконных достигает иногда успеха и тем возбуждает ревность в других (ст. 1, 7, 20), то и благословение, коим Господь награждает праведных, также возбуждает не редко сильную ненависть к ним беззаконных. Вот почему не редко грешный смотряет праведного – наблюдает и подстерегает его и даже ищет еже умертвити его, т. е. старается найти удобное обстоятельство и верное средство, чтобы по возможности безнаказанно умертвить и воспользоваться достоянием убитого. Но Господь, любящий и хранящий праведных, не оставите его при таком обстоятельстве без своей помощи, – не предаете его в руки злодея; и не только не допустит его убить, по – и обвинить на суде нечестивых, ибо Господь избавляет праведных во время лютое и от всяких скорбей (ст. 19. Пс.33:5–7).
34–36. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его.
Чтобы не увлекаться временным успехом беззаконных и не смущаться их коварством, должно помнить, что Господь благословляет праведников. Посему Давид и убеждает: потерпи Господа или пожди с терпением милости Божией и сохрани путь Его, – в надежде на эту милость, не оставляй пути Его, т. е. образа жизни, указанного тебе Его законом. И если такое терпение будет непоколебимо, то Господь вознесет тебя, разумеется, над коварными злодеями, не предает тебя в их руки (ст. 33), таке что не они, а ты наследишь землю и будешь наслаждаться на ней всеми благами мирной жизни (ст. 10–11); а преступники будут истреблены, что ты и увидишь сам лично. – Такое учение Давид подтверждает собственным наблюдением. – Видел я, говорит псалмопевец, нечестивого, превозносящегося над благочестивым и возвышающегося, как обыкновенно, по гордости своей, над ним, подобно тому, как возвышаются кедры на горах Ливанских над всякими растениями: и кедры сами по себе высочайшие деревья, да еще на высочайших горах Ливанских, естественно восходит своими вершинами до облаков; так иногда возвышаются гордецы, надменные своей славой, силой, мужеством, мудростью и богатством, готовые считать себя едва не божеством (ср. Пс.14:13–14). Но, но закону правды Божией, они скоро падают по действию гнева Божия, разбиваются, исчезают, так что на их месте не остается и признаков их существования, подобно тому, как кедр, с корнем вырванный силой урагана, сбрасывается в пропасть и не оставляет после себя ни отростка, ни щенки... (ст. 10, 20). Не так ли погиб на глазах Давида и гордый исполин Голиаф, сраженный рукой кроткого Давида? Не так-ли погиб гордый царь Саул, пораженный ударом гнева Божия? –
37–38. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
Так как праведным Господь дает благословение, а лукавых и беззаконных постигает проклятие, то Давид с тем большею настоятельностью убеждает: храни незлобие – искреннюю чистоту и доброту в сердце, и виждь правоту – наблюдай правду, руководствуясь указатель закона Божия; ибо, есть останок человеку мирну – человеку мирному или незлобивому, по благословении Божию, есть останок или будущность, т. е. по смерти его остается его потомство, сохраняющее о нем память (ст. 26, 27, 29). А беззаконные истребляются все вместе, следовательно, каким-либо ужасным действием гнева Божия, и останцы нечестивых потребятся – таким же действием гнева Божия истребляются и потомки нечестивых (ст. 28).
39–40. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби, и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на Него.
Праведных, за их праведность и незлобие, Господь спасает от тайных умыслов людей коварных (ст. 12–13); и защищает их во время скорби – при открытом нападении врагов (ст. 14–15); помогает им Господь – в неравной борьбе с сильными и злыми врагами (ст. 20); избавляет их – от смерти, когда им угрожают враги убийством (ст. 32–33); и измет их – как бы из самых рук злодеев (ст. 33), и вообще спасает их во всякое лютое время (ст. 18–19).
Так спас Господь народ свой от гордых и злых фараонов; так спасал Он израильтян многократно во времена судей; так спасал Он и самого Давида от многочисленных его врагов.