Источник

Псалом 100

Размышление о непорочном пути жизни и ревность к закону.

Псалом Давиду.

1–2. Милость и суд воспою Тебе, Господи: пою и разумею в пути непорочне: когда приидеши но Мне? Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

Псалмопевец проникнут глубокими и сильными чувствами благодарности Богу за Его милость и благоговением пред правосудием Его, а потому не высказывает только, но и воспевает эти свои чувства. В то же время псалмопевец понимает, что Бог милостив только к тем, кто стремится неуклонно исполнить требования Его святого закона; а потому и высказывает решение своей воли – неуклонно соблюдать веления воли Божией. – Пою и разумею в пути непорочне, или – воспевая правосудие Божие, буду размышлять о пути непорочном, – чтобы жить беспорочно, под руководством закона. – Когда приидеши ко мне? Или – когда Ты, Господи, посетишь меня и явишь мне милость свою? – разумеется, тогда, когда я буду именно непорочен в жизни, буду исполнять Твою волю. – Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего, – шел я по своему пути или жил, всегда сохраняя незлобие в сердце, – в своем доме или семействе и роде и даже народе.

3. Не предлагах пред очима моими вещь законопреступную: творящыя преступление возненавидех.

Стараясь сохранить непорочность сердца, я говорить псалмопевец, не предлагал пред очима моими или не имел в намерении вещи законопреступной, точнее – дела, при совершении которого нарушался бы закон, иначе – решал судебное дело по закону. Действовал так, потому что любил закон: напротив, кто совершал дела беззаконные, в тех ненавидел беззаконие их...

4. Не прильпе мне сердце строптиво: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах.

Сердце строптивое, в котором зарождается и развивается сильная страсть, уклоняющая волю от исполнения закона, такое сердце не прилеплялось ко мне, – не было мне близко или любезно; иначе, с человеком, у кого было такое строптивое сердце, я не обнимался как брат или друг. Напротив, уклоняющегося от меня лукавого, – человека, уклоняющегося от моего непорочного пути, по лукавству своему, такого я вовсе не знал, потому, разумеется, что не желал знать, ибо избегал всякого общения с беззаконным.

5. Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях: гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.

Кто тайно клеветал на своего искреннего или родного, ближнего, того я изгонял, – того, кто не явно обвинял своего ближнего на суде, где бы должна быть доказана правда обвинений, а тайно – в доме, без свидетелей, где ложь обвинении могла остаться не обнаруженной: такой клеветник достоин изгнания, как самый зловредный обвинитель, действующей прямо по подобию диавола. – Гордым оком, и несытым сердцем, точнее – с человеком, у которого гордый взгляд, пренебрежительный, или у которого несытое сердце т. е. завистливое, с таким я не разделял своей трапезы, не входил в столь близкое, родственное общение, – чтобы не дать ему повода к наибольшей гордости или зависти или клевете.

6. Очи мои на верныя земли, посаждати я̀ со мною: ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.

Если, с одной стороны, я не желал видеть у себя людей ярдых, завистливых и подобных тем, то, с другой – мои очн были обращены на верных земли, или – на людей искренних и честных в обществе я смотрел милостиво, дружески, даже посаждал их с собою, – делал участниками и в деле, и в дружеской беседе и в семейной трапезе. – Кто ходил по пути непорочну или непорочно жил, тот мне служил – был призван к исполнению важного дела, и занимал почетную должность в государстве.

7. Не живяше посреде дому моего творяй гордыню: глаголяй неправедная, не исправляше пред очима моими.

Кто творить гордыню – обнаруживает свою гордость в деле, в поступках, особенно – в коварстве, тот не будет жить посреде дому моего, или – вместе с моим семейством, он мне как бы уже и не родной. – Кто говорит неправедное или лживое, или тайно клевещет (ст. 5), тот не исправлят пред очима моима, – не будет прав пред моими глазами; иначе – увижу его ложь, открою клевету и накажу в меру преступления его (ст. 3–5).

8. Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающия беззаконие.

Воутрия, или – с наступлением раннего утра, когда обыкновенно начинались общественные и, в частности, разбирались судебные дела, я избивал вся грешные земли, или – по приговору на суде подвергал гибели всех нечестивых на земле, т. е. всех злодеев из среды народа Божия, – дабы истребить – искоренить всех беззаконных из града Господня, т. е. из Иерусалима, ибо во Святом граде Божием должны быть и граждане святые, достойные за свою непорочность и этого града и Его Царя – Господа.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle