Источник

Псалом 134

Израиль, народ избранный Богом, должен хвалить Его, как Владыку мира и Высшего над народами, царями и богами.

Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога».

1–5. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе: яко Аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги.

Величие дел Божиих приводит псалмопевца в восторг, и он призывает народ хвалить имя Господне. – «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни», – люди благочестивые все должны прославлять свойства и совершенства Божии, открывающиеся в делах Божиих: особенно должны поставлять Его все стоящие во храме и во дворах дома Божия, – и левиты в своих священных хвалебных псалмах, и весь народ, предстоящий здесь, и размещавшийся обыкновенно в двух дворах храма. – Все должны хвалить Господа, ибо Он благ – ко всем верным рабам своим. – Хвала эта должна выражаться в пении, как выражается обыкновенно всякое возвышенное настроение, особенно сильное чувство радости: так должно хвалить – воспевать имя Господне, яко добро, – ибо оно прекрасно, потому что такое пение не только услаждает душу молящегося, но, при своей искренности, может даже как-бы заменять ему его жертву. – Bсe должны воспевать – прославлять имя Господа, ибо Он избрал потомство патриарха Иакова, народ Израильский, своим народом, соделав его своею особенно дорогою собственностью. – Призывая всех к похвалению имени Господня, псалмопевец открывает и причину, почему именно он призывает к этому: «ибо я познал, говорит псалмопевец, что велик Господь и Он, Владыка, превыше всех богов (ст. 15–18).

6–7. Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих.

Господь Велик (ст. 5), ибо Его могущество и воля не ограничены во всех делах Его. – «Господь творит все, что восхочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах – на глубинах всех морей и во всех пропастях земных. – Так, Он возводить облака из-за последних – крайних пределов земли. Он творит молнии при дожде, – так непостижимым образом Он сочетавает огонь и воду... Он изводить ветры из сокровищ или хранилищ своих, – с вершин и глубоких ущелий горных или подземных пещер, существующих от начала мира (ср. Иер.10:13; 14:22; Иов.38:22 и сл.)22. Так сильные ветры и грозовые облака служат Богу, как бы конями и колесницами, и под небом и на море. – (Ср. Пс.17:8–14; Ис.19; Авв.3:8,10).

8–12. Иже порази первенцы Египетския от человека до скота: посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. Иже порази языки многи и изби цари крепки: Сиона царя Аморрейска, и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска: и даде землю их достояние, достояние Изpauлю людем Своим.

Велик Господь (ст. 5), ибо Он творит все, что хочет, над народами и царями. – Так, Он навел страшную казнь на Египтян, – поразил первенцев Египетских, от человека до скота, или – как первенцев в народе, так и в стадах (см. Исх.12:29; Пс.77:51; Пс.104:36). – «Господь послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его», т. е. чрезвычайные казни послал Господь на Египет и на царя – фараона за ожесточение его против Бога и Его народа (ср. Пс.104:23–45). – Господь поразил войной многие народы и избил царей сильных, – при путешествии Евреев из Египта в Обетованную землю, Между прочими Он поразил Сиона, правильнее – Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, – на восточной стороне, за Иорданом; а потом – и все царства Ханаанские, – на западной стороне Иордана, при Иисусе Навине, а именно: Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев, Иевусеев и многих других (Нав.12). «И отдал Господь земли этих побежденных Им народов в достояние – в наследственную собственность народу своему, Израилю», между двенадцатью племенами которого оно и было разделено: часть завоеванной земли по ту сторону Иордана, еще при Моисее, была отдана коленам Рувимову и Гадову и полколену Манассиину, а остальная, потом завоеванная при Иисусе Навине, была разделена между остальными коленами на уделы, наследственные из рода в род.

13–14. Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умо́лится.

«Господи! имя Твое во век», – Слава Твоего имени, ради которого Ты совершил столько знамений и чудес в Египте и других странах, явил могущество своей власти над столькими народами и царями – и даровал столько милостей и благ своему избранному народу, Израилю (ст. 8–12), эта слава сохранится во век! – А вместе с тем и память о делах Божиих сохранится из рода в род. – «Ибо Господь будет судить народ свой и о рабех Своих умо́лится или умолен будет рабами своими и умилосердится над ними.

15–18. Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я̀ и вси надеющиися на ня.

Славы имени Божия и памяти всех великих дел Господа никто не может восхитить или затмить, ни цари-завоеватели, ни боги-идолы. – «Идолы языческих народов», это – истуканы из золота или серебра, произведение рук человека – художника, которым они вылиты или изваяны. Они красивы, блестящи, но безжизненны!.. Они имеют уста, но не говорят; имеют глаза, но не видят; уши имеют, но не слышать: ибо нет духа – дыхания в устах их, – они; не только бездушны, но и бездыханны. – Да будут же им подобны, т. е. также бездушны – бездыханны и все те, кто делает их для поклонения и кто поклоняется им, в надежде получит от них какое-либо благо... Ибо поклонение идолам есть презрение славы имени истинного Бога и забвение всех дел Его Промысла, что и заслуживает смерти.

19–21. Доме Израилев, благословите Господа, доме Ааронь, благословите Господа: доме Левиин, благословите Господа: боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, Живый в Иерусалиме.

Если Бог Израиля так велик в делах своих, кои. Он совершил ради народа Своего, а вместе с тем Он будет и судить свой народ (ст. 8–14): то этот народ, прежде всех и более всех, и должен благословлять Бога. – Дом или народ Израильский, благословите Господа! – Дом или род Аарона, первого первосвященника, благословите Господа! – Дом или все священное поколение Левия, благословите Господа. Иначе: все первосвященники, происшедшие от Аарона, и все священники и левиты, происшедшие от Левия, должны благословлять Господа, ибо они все для этого собственно предназначены и определены на служение во храме. – И все боящиеся Господа или благоговейно преклоняющие свою волю пред промыслом Божиим, благословите Господа! – Вообще, да будет благословен Господь от Сиона, живущий во Иерусалиме! – ибо на сем месте Он благоизволил избрать жилище Себе (Пс.131:13–14).

* * *

22

И по представлению древних классических поэтов, ветры суть как-бы некоторые кони, которые содержались в своих хранилищах – крепких затворах: и, от времени до времени, то выводились из них, то вводились обратно. Так, между прочими, Вергилий говорит, что ветры были заключены в Эолии (в Греци), и дает свое поэтическое изображение их пребывания. (Вергилий. Энеида. Кн.I, 50–52. 80–83. ср. Овидий. Метаморфозы. Кн. I., 56–61.).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle