Источник

Псалом 139

По молитве убогого, но смиренномудрого, праведника, Господь спасает его от злоумышленника – убийцы и отмщает на него.

В конец, Псалом Давиду.

1–3. Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя: иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани: изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их.

Избавь меня, Господи, от человека лукава – злого и коварного (ст. 5–6); избавь меня от человека неправедна, – такого, который, имея вражду в сердце своем, старается решительно воспрепятствовать другому жить и действовать по правде (ст. 4–6). Затаив в душе злобу и коварство, враги всякий день ополчаху брани, – ополчаются на брань, на открытое нападение. – Они изощряют язык свой, как змея: яд аспида под устами их. То есть, они говорят клевету, настолько хитро, что она глубоко входить в душу; но ложь их слов, исходящих, из-под уст, точнее – из гортани их, так убийственна, как яд ядовитейшей змеи – аспида, который не поддается даже заговору (ср. Пс.57:4–6). – Так эти злодеи, своею гордостью и коварной злостью, очевидно, уподобляются тому древнему «мудрому змию», который клеветой погубил первозданных людей и лишил их райской – блаженной жизни.

4–6. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне и у́жы, препяша сеть ногама моима: при стези соблазны положиша ми.

Сохрани меня, Господи, от руки или власти грешного, и от неправедного – злого и коварного избавь меня, – от таких, которые тайно замыслили запяти стопы моя – положить препятствие моему хождению, т. е. моему образу жизни и деятельности. – Эти гордые люди скрыли мне сеть и у́жы, препяша сеть ногама моима, – и ужами – веревками натянули и прикрепили эту сеть для моих ног, так, чтобы, попав в нее ногами, я уже не выпутался бы из нее. Сети их, это – соблазны, коими они, как силками, стараются запутать мысль и увлечь волю к беззаконию, и – погубить.

7–9. Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, Сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.

Против столь злых и коварных врагов есть одно верное средство – молитва. И псалмопевец молится. – «Я сказал Господу: Ты – Бог мой; услышь, Господи, голос моления моего! – Господи, Господи, – о, сила спасения моего! – Ты осенил над главою моею в день брани, или – Ты защитил – оберег мою голову от удара врагов, как прикрывают ее воины шлемом и щитом от удара меча на войне... Не предаждь мене, Господи, от желания моего, или – не предавай, Господи, меня, как желанного врагу: враги имеют коварные замыслы против меня; посему не оставь меня своей защитой, – ибо они, и без того гордые, еще более вознесутся – возгордятся, когда будут иметь меня, как желанную добычу в своих сетях и своих руках (ст. 4–6).

10–12. Глава окружения их, труд устен их покрыет я̀. Падут на них углия огненная, низложиши я̀ во страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловя́т во истление.

– Глава окружения их, иначе – у них в голове окружение: т. е. голову гордых и лукавых врагов волнует мечта – скружит, преследуемого ими праведника, запутать его в сети и схватить как добычу. – Труд уст их покроет их, – по тот труд, т. е. то страдание, какое должны причинить праведнику их змеиные уста и ядовитые слова, пусть падет на головы их, этих окружающих. – «Да падут на них горящие угли», – как некогда пали они на головы проклятых граждан Содома и Гоморры!.. Низложиши я̀ в страстех, – да будут они повержены Тобой в страданиях, под этими горящими углями!.. И не постоят, точнее – поверженные, пусть они и не встанут живыми – сгорят!.. Муж язычен не исправится на земли, – человек злоязычный не будет стоять прямо и твердо на земле, а будет, разумеется, повержен в страданиях... Человека неправедного злая уловят в истление, или – его собственное зло увлечет его в тление, т. е. в темницу или могилу, где он и будет предан истлению...

13–14. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче приведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.

Искренняя молитва псалмопевца заключается непоколебимой надеждой, что Господь рассудит его с врагами его. – Я знаю, говорит псалмопевец, что Господь произведет суд нищим, т. е. явит им Свою полную правду, и – совершит месть за убогих гонителям их. – Однако, т. е. не смотря на гонения коварных врагов, все же праведные, избавленные Богом, будут прославлять Имя Божие за свое спасение, и правые – оправданные на суде Божием будут обитать вместе с Богом, в Его земле, под Его защитой.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle