Источник

Псалом 138

По беспредельному ведению своего разума Господь знает все, всегда и везде знает существо природы и глубину сердца человека праведного и грешного, и должен вести их – одного к погибели, другого к вечному спасению.

В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии. – Псалом принадлежит Давиду, как писателю, но был в особом употреблении пророка Захарии, – в рассеянии: когда народ Иудейский, по выходе из плена Вавилонского, еще не собрался весь в Палестину, а находился в рассеянии по разным странам; то святой пророк Захария, молясь о возвращении и спасении так рассеянных, уповал на милость Божию и, в этом псалме, как бы устами Давида, исповедовал беспредельное всеведение Божие, при котором Господь всех всюду знает, не забывает и спасает. Так, разумеется, знает он народ свой и в рассеянии и спасет его.

1–5. Господи, искусил мя ecu и познал мя ecu: Ты познал ecu седание мое и вocmaние мое. Ты разумел ecu помышления моя издалеча: стезю мою и у́же мое Ты ecu изследовал и вся пути моя провидел ecu. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecu вся последняя и древняя: Ты создал ecu мя и положил ecu на мне руку Твою.

Господи, Ты испытал меня и знаешь; Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю, т. е. когда я пребываю дома, отдаюсь покою, и когда иду из дома на дела свои, или – в течение дня и ночи (Пс.103:23). – Ты разумеешь не только дела, но и помышления моя издалеча – наперед и задолго до приведения их в исполнение – Стезю мою и уже мое Ты ecu исследовал–путь, по которому я хожу, и уже мое – владение, отмеренное мне в наследие ужем – веревкой, мое поле или всю область моего труда Ты исследовал, как бдительный хозяин, тщательно досматривающий за своим рабом: и вот, так Ты все пути мои провидел – осмотрел наперед и – знаешь, куда я мог пойти и как идти. – Так, Господи, Ты уразумел, что нет лести – лжи на языке моем: вот Ты, Господи, знаешь вся последняя – позднейшее, недавнее, как и древняя – бывшее давно в прошедшем, – собственно – от начала бытия человека на земле. – Ты создал меня и положил на мне руку Свою – содержишь меня в полной своей власти, как властелин своего раба, за которым днем и ночью Ты всюду наблюдаешь, хранишь его и защищаешь (ст. 1. 7–10 и пр.).

6–10. Удивися разум Твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя.

Псалмопевец исповедует всеведение и всемогущество Господа, Царя неба и преисподней, земли и моря. – Удивися разум Твой от Мене, или – дивен разум Твой, Господи, для меня. Утвердися, не возмогу к нему, – разум Твой так силен, что я не могу быть равносильным против него, или – не в сил в постигнуть его... Ты всеведущ! – Куда пойду я от Духа Твоею? – если бы я, недовольный или виновный, вздумал уйти от Тебя, как раб от своего властелина, то куда я пойду от Духа Твоего? – никуда, ибо Твой Дух всеведущь, и всюду будет меня знать, или – Ты всюду будешь меня видеть. – Взойду ли на небо – Ты там, т. е. если я взойду на вершину самой высокой горы, скрывающуюся за облаками, и – так как-бы на самое небо (Ис.14:12–14), то и там Ты. Так некогда пророк Илия бежал от царя Ахава и скрылся от него на вершине горы Кармила, но не скрылся от Бога, который и здесь знал, питал и хранил сего Пророка, вернейшего раба Своего. – Если сойду во ад или в преисподнюю, то – и там Ты. Так некогда Давид, спасаясь от царя Саула, бежал от него и скрывался в глубоких пещерах подземелья, в пустынных горах Иудеи, но Господь знал его, столь верного раба своего, питал его здесь, утешал и спасал от многих, коварных и злых врагов его... Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Или: если я подниму свои крила рано, точнее – крылья зари, т. е. рано на заре, и вселюся в последних моря, или – переселюсь на крайний предел за море; то и там рука Твоя наставит – поведет меня и удержит меня десница Твоя, – я буду в Твоей власти. Иначе, если бы я решился бежать за море, сел на корабль, и, с появлением попутного ветра рано на заре, на легких парусах, как птица на крыльях, быстро полетел бы на самый край моря, то и там – в открытом и широком море, Ты удержал бы меня и повел бы обратно... Так некогда «раб Бога Небесного», пророк Иона, задумав уклониться от исполнения повеления Божия, решил удалиться в Фарсис – на крайний запад Средиземного моря; но Бог воздвиг бурю на море, удержал корабль, поверг Иону на дно моря; а затем спас его и наставил возвратиться на путь – к месту его назначения. – Так всеведущий Господь знает, хранит и спасает рабов своих.

11–13. И рех: еда тма поперет мя? И нощь просвещение в сладости моей. Яко тма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тма ея, тако и свет ея. Яко Ты создал ecu утробы моя, восприял мя ecu из чрева матере моея.

И сказал я: неужели тьма поперет, правильнее ― сокроет меня? – но, нет!.. И нощь просвещение в сладости моей, – ночь делается просвещением в приятном покое моем, т. е. Ты, Господи, видишь меня ночью во время моего приятного отдохновения от дневных трудов. – Ибо тьма не помрачится от Тебе, или – для Тебя и тьма ночи не мрачна... И ночь как день светла: как тьма ночи, так и свет дня – одинаковы для Твоего всеведения. – Ибо Ты, Господи, создал утробы моя, – устроил внутренности мои, и – восприял меня из чрева матери моея, т. е. принял меня и имеешь в своей власти, или я Твой вечный раб от утробы матери моей; а потому никогда и никуда от Тебя не уйду и не сокроюсь.

14–16. Исповемся Тебе, яко страшно удивился ecu: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил ecu в тайне, и состав мой в преисподних земли. Не соделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вcu напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них.

Исповемся Тебе, или – буду прославлять Тебя, Господи, ибо Ты страшно удивился, – Ты явил Себя дивным, и страшно, т. е. так, что внушаешь глубочайший страх – благоговение к Себе. Чудны – дивны дела Твои, и душа моя знает зело, – сознает совершенно это, а потому и исповедует – прославляешь Тебя за это. – Не утаилась и кость моя от Тебя, которую Ты создал в тайне: кость, как первая основа тела, зарождающаяся таинственно, ни для кого недоведомо, но и она не сокрыта от Бога, созидающего ее в самых тайных недрах матерней утробы. – И состав мой в преисподних земли, – также не сокрыт от Тебя и состав мой – моя телесная природа, когда она умирает, и когда кости мои скрываются в преисподней – в могиле, таким образом, опять вмещаются в глубочайших недрах первозданной и общей всех матери, земли – для нового и еще более таинственного возрождения к новой и вечной жизни... Не соделанное мое видесте очи Твои, – мое существо, когда оно еще было только в зародыше, а не в полном составе, уже видели очи Твои... И в книзе Твоей вcu напишутся, – обыкновенно, в книгу с именами граждан города записываются только родившиеся, но в Твою книгу, т. е. в число граждан Твоего царства записываются решительно все, не только родившиеся, но даже еще сущие и в зачаточном состоянии в утробе матери. – Во днех созиждутся, и никто же в них, – все эти люди, еще только зародившиеся, созиждутся – сложатся в полном виде и родятся с течением определенного числа дней. И никто же в них, т. е. все такие пишутся в книге Твоей, когда никто из них еще и не был на свете.

17–20. Мне же зело честни Быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их: изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с Тобою. Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от Мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя.

Исповедуя пред Господом всеведение Его, псалмопевец, вместе с тем открывает пред Ним и чистоту своего сердца, искренно преданного Закону Божию и исполнителям его. – Мне, говорит псалмопевец, зело честни – весьма дороги друзья Твои, Боже, т. е. любящие Тебя и хранящие Закон Твой. – Зело утвердишася владычествия их, – их власть в их владычестве над другими соделалась державною и весьма крепкою. Изочту их, и паче песка умножатся, – стану я исчислять их – проявления власти этих властителей, но они являются многочисленнее песка, их нельзя и сосчитать. Востах и еще семь с Тобою, – встал я, и вот я с Тобою: т. е. Ты не оставляешь меня, когда я сижу и когда встаю... (ст. 1). – Аще убиеши грешники, Боже правильнее – о, если бы Ты поразил, Боже, грешных!.. Мужи кровей – убийцы, удалитесь от меня восклицает псалмопевец, с чувством ревности к правде Закона: ибо вы ревнивы в помышлениих, – вы с ревностью, т. е. по своей кровожадности, настойчиво стараетесь свои злые замыслы привести в исполнение. – Приимут в суету грады Твоя, – эти грешные и кровожадные люди, быв облечены властью, приимут в суету, т. е. увлекут в идолопоклонство и города Твои, Господи: разумеется, вот почему они и достойны истребления.

21–24. Не ненавидящие ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я̀: во враги Быша ми. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя, и разумей стези моя: и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

Господи! восклицает псалмопевец, – не тех ли я ненавижу, кто Тебя ненавидит? – да, разумеется, Ты знаешь, что только тех. И о вразех Твоих истаях, правильнее – и не о врагах ли Твоих я раздражался до слез? – да, разумеется, Ты это знаешь. И наоборот, мне были весьма дороги друзья Твои, Господи (ст. 17). Ненавидящих Тебя я возненавидел совершенною ненавистью, полною, так что они во враги Быша ми – они стали моими совершенными врагами. – Свидетелем такой преданности своей Богу и любви к друзьям Его, псалмопевец ставит свою чистую совесть. – Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое: истяжи меня – подвергни строгому дознанию и суду своему, и узнай стези – пути мои, или – образ моих мыслей и действий... И так всесторонне посмотри и узнаешь, есть ли беззакония во мне? – Нет, разумеется, Ты не увидишь их... А если так я буду чист сердцем пред Тобою, то Ты направь меня на путь вечный, к достижению и вечного блаженства, которое служит наградой всем непорочным по Закону (Пс.118:1–2 и др.).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle