Псалом 44
Торжественный брак, царя Соломона есть прообраз таинственного союза, Христа с Церковью.
1. В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о Возлюбленнем.
Выражение о изменяемых, по переводу с греческого языка (ύπὲρ τῶν ὰλλοιωθησομένων, от ὰλλοιόω переменяю, переиначиваю), значит – о том, что должно понимать в ином, т. е. переносном смысле, или иносказательно, разумеется – потому, что содержание псалма есть собственно пророчество, изображаемое под покровом исторического события боговдохновенным писателем (ст. 2). – Как песнь и вместе боговдохновенное учение разума, псалом принадлежит благочестивым левитам, – сыном или потомкам левита Корея, которые были писателями и певцами псалмов при скинии, а потом при храме. – Выражение о Возлюбленнем дает определенное понятие о лице, которое есть главный предмет псалма, как в его историческом значении, так и в иносказательном или пророческом. Прежде всего, наименование Возлюбленный Богом (по-еврейски iedidia) принадлежит сыну Давида Соломону, так назвал его пророк Нафан (2Цар.12:25); а в высшем и совершеннейшем смысле наименован возлюбленным Иисус Христос, как Сын Божий Единородный, Самим Богом Отцем, при крещении и преображении Его (Мф.3:17;17:5).
2. Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца.
Сия песнь о Возлюбленном есть боговдохновенное пророчество. Об этом свидетельствует сам псалмопевец, говоря: Сердце мое отрыгнуло слово, т. е. невольно высказало, под неотразимым влиянием внешней силы Духа Божия излилось из сердца моего слово, именно – слово или откровение – пророчество в слове, разумеется, в форме сего псалма. Слово это благо, как по своему происхождению от Духа Божия, так и по предмету, ибо оно есть пророчество о Мессии. Как такое, оно отрадно, оно есть благовестие или Евангелие псалмопевца: глаголю аз, говорит псалмопевец, дела моя цареви, точнее – слова о делах Царя (ср. Пс.118:171–172), именно – о будущем благословенном, славном и вечном царствовании Его (ср. – ст. 3–8). ― Как пророчество о будущем и вечном, это слово могло быть вдохновлено только от Святого Духа; посему псалмопевец говорит: язык мой трость книжника скорописца, разумеется – писатель, коему принадлежит содержание пророчества, есть собственно Дух Святый, а язык псалмопевца есть только орудие того Писателя, как бы трость тростниковая палочка, какой обыкновенно писали в древности на Востоке.
3. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век.
Под влиянием вдохновения, созерцая лицо Царя, псалмопевец говорить о Его достоинствах: Красен добротою паче сынов человеческих, – Ты, как Сын Божий, по своей доброте, прекраснее сынов человеческих: то не превосходные черты лица, не пышное царское убранство, что составляет предмет наблюдения телесных очей, нет, то – душевные свойства Его, кои составляют предмет духовного созерцания псалмопевца – пророка: они так прекрасны, как ни у кого из сынов человеческих, у которых все душевные свойства, при всем их совершенстве, все же повреждены грехом (ср. ст. 5. 7. 8). – Излилась благодать из уст твоих, – внутренние свойства и качества обнаружились посредством уст, выразились в речах, как бы излились в потоках живой воды, обильно, отрадно, животворно для других. – Сего ради, т. е. не за внешнюю красоту, а именио за сии превосходно прекрасные душевные свойства и качества, и благословил Тебя Бог на веки, или даровал Тебе вечное царство (ст. 5 и 7–8).
Соломон был прекрасен по внешнему виду и обладал высокими духовными дарованиями, в особенности превосходною премудростью, которая обнаруживалась в его государственной деятельности и целым потоком излилась в его притчах. «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум в обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтяне... И имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, песней его было тысяча и пять» (3Цар.4:29–32). Однако и во всем этом Соломон не имел полного совершенства; таким совершенством обладает по праву и по природе только Единородный и Возлюбленный Сын Божий, Иисус Христос; «и от полноты Его, по слову Евангелиста, все мы приняли и благодать на благодать» (Ин.1:14, 16).
4–5. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя.
Благословенный Богом за свои внутренние достоинства, Царь должен проявить их в своей царственной деятельности и для того он должен быть во всеоружии. Обращая к Нему, псалмопевец говорит: – Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, или – препояшь себя по бедру мечем твоим, Сильный, – как то обыкновенно делают цари, и что особенно прилично сему Царю, ибо Он Сильный, точнее – обладающий силой, превосходной или победоносной над всеми (ст. 6). – Красотою Твоею и добротою Твоею, т. е. препояшься мечем, который служит украшением Твоим и вместе выражает высокое достоинство Твоего царского звания, – силы и власти, – и наляцы, и успевай, разумеется возьми свой лук и колчан с стрелами, взойди на колесницу, и – так открывая свое шествие на врагов, действуй сильно и скоро, и успевай – достигай полного успеха, т. е. полного поражения врагов, окончательной победы над ними и совершенного подчинения их себе (ст. 6). – И царствуй истины ради и кротости и правды, – по низложении врагов, царству ради истины – распространения и утверждения истинных понятий святой веры, и ради кротости – водворения полной преданности и покорности воле Промысла Божия, чем обеспечивается мир, и ради правды – охранения справедливости в жизни, так, чтобы Она соответствовала вполне закону чистой нравственности. – И наставить Тебя дивно десница Твоя, иначе – Ты Сам совершенно самостоятельно будешь совершать дивные дела Твои, именно Твоя личная непреоборимая сила и царственная власть обнаружатся во многих давних делах – чудесах, как при покорении врагов, так и при управлении народами (ст. 6–8).
6. Стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут, в сердцы враг царевых.
Созерцая достоинство Царя, столь благословенного Богом, псалмопевец исповедует свою уверенность в совершенном успехе Его деятельности. – Стрелы Твои изощрены, Сильный, и, как такие, находясь в крепкой деснице Сильного, эти стрелы необходимо нанесут убийственные удары врагам. – Люди под Тобою падут, – быв поражены Твоими острыми стрелами, люди – враждебные Тебе, хотя бы и целые пароды, – падут пред Тобою, так что Ты будешь попирать их своими ногами (как это в древности обыкновенно делалось царями – победителями), – в сердцы враг царевых, или – стрелы эти будут пронзать сердца врагов Царя, – так остры, метки и язвительны эти стрелы, и так будут гибнуть от них враги Царя.
Соломон, при всем своем могуществе, не был героем – завоевателем. Истинный победитель и Царь мира есть Христос, Единородный Сын Божий и Наследник власти Божией над всеми народами (ср. Пс.2-й и 109-й).
7. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего.
Царь, благословенный Богом, Сам по Своей высшей природе есть также Бог, следовательно, точнее – Сын Божий Единородный, коему, по воле Бога Отца, принадлежит равное могущество и равная власть в мире; посему и престол Его, как Бога, пребывает во веки: и жезл Его царства – знак Его царственной власти – есть жезл правоты, т. е. Он всегда и всюду водворяет и хранит совершенную справедливость, направляя всю свою царственную деятельность в оправданию своей святой и благой воли. – Таковой престол и власть действительно были предоставлены Христу по благовестию Ангела Гавриила Пресвятой Деве Богоматери и по собственному свидетельству Воскресшего Господа (Лк.1:30–33;Мф.28:18–20).
8–9. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник Твоих. Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из них же возвеселиша Тя.
Исповедуя Царя, по Его природе, Богом, псалмопевец исповедует Его, по достоинству Лица, Помазанником Божиим, – Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, разумеется – потому, что неправда, а с нею и беззаконие происходят от диавола и ненавистны Богу и благословенному Им Царю. Сею ради – именно, ради этой Твоей преданности правде, – помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Таковое помазание состояло собственно в даровании помазанному благодати Святого Духа: как Богу, дары эти принадлежали Сыну Божии от вечности, а если они даны Ему во времени, то, разумеется, по человечеству; и этот елей помазания был для этого Помазанника елеем радости, т. е. с назначением Его Царем – победителем всех своих врагов, а не елеем печали, каким помазывались пророки, обыкновенно с назначением на служение, всегда полное лишений и страданий; посему Он принял этот елей радости больше причастников своих, т. е. Ему сообщены дары Святого Духа в большей мере, нежели всем другим помазанникам – первосвященникам, пророкам и царям, именно все семь даров Святого Духа, что и принадлежит Ему по праву, как Сыну Божию, Царю, благословенному и возлюбленному Богом (ст. 1, 3, 7). – Внешним выражением этой полноты духовных дарований служили, во-первых – необычайный состав самого елея помазания: кроме обыкновенного елея – древесного, оливкового масла, в нем были смирна, стакти и касиа – чрезвычайно благовонные и дорогие вещества, а во-вторых – обилие этого смешанного елея, ибо он изливался даже и на ризы Царя. Такой елей, по его великой ценности, и хранился в драгоценных сосудах из тяжелой слоновой кости: из них – из этих слоновых сосудов – и возвеселяли Царя, т. е. возливали на его главу елей радости в ознаменование обильных даров почивающего на Нём Святого Духа (ср. ст. 3).
10. Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена.
Превосходной степени помазания Царя (ст. 8) соответствует и чрезвычайная обстановка самого торжества помазания. Обращаясь к Царю – Помазаннику, псалмопевец говорит: Дщери царей в чести Твоей, – при торжестве Твоего помазания примут участие дочери царей, разумеется он будут в чести Твоей или – прославлять Твои достоинства в пении, как то было обычно при брачном и подобных тому торжествах. Предста Царица одесную Тебе, – радость Помазанника разделяет и торжество помазания Его увеличивает Царица, которая становится по правую руку Царя, как ближайшая к Нему и, в особых обстоятельствах, равно – достойная Ему соправительница (так, например, сидела Вирсавия, царица – мать по правую сторону царя – сына своего Соломона (3Цар.2:19). – Она в ризах позлащенных, т. е. парчовых или расшитых золотом офирским (– лучшим в то время), и преиспещрена – одета в пестрые, цветные ткани. Такое убранство – внешнее украшение – составляет, в то же время, выражение многих и различных внутренних достоинств Царицы (ст. 14).
11–12. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего: и возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему.
Радость Царя и Царицы зиждется на их взаимной и твердой преданности. Посему псалмопевец говорит: – Слыши, Дщи! – разумеется, будь свидетельница той славы в пении, которым торжественно приветствуют Царя – Помазанника дщери других царей (ст. 10. 15–16). И виждь – смотри и заметь благолепие Помазанника при столь торжественной обстановке Его помазания. И приклони ухо Твое будь внимательна и послушна – предана этому Царю (ст. 12). И забуди люди Твоя и дом отца Твоего – забудь все, что занимало Твою душу, с ее мыслями и чувствами, прежде, до вступления в браке с этим благословенным Царем – Помазанником, чтобы стать всецело преданной Ему; того требует самая сущность брачного союза (Мф.19:3–6. Еф.5:28–31). – И возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой – виду прекрасных качеств Твоей души (ст. 14) и неизменной, беззаветной преданности Твоей и Царь всецело полюбит Тебя: такая преданность и покорность Твоя должна быть тем более, потому что Он, в то же время, есть и Господь Твой. И поклонишися Ему – в сознании, что Он не только Твой супруг и Царь, но и Господь – Владыка, жизни и смерти, – что пред вечным престолом Его должны поклониться все народы (ст. 6–7).
Когда утвердилось царство в руках Соломона, то Соломон породнился с Фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь Фараона (3Цар.3:1). Сия-то царевна и должна была оставить и забыть свой народ и дом отца своего, – ради самого искреннего союза с народом Божиим и его благословенным царем Соломоном, подобно тому, как некогда праотец народа Еврейского, преблагословенный патриарх Авраам, покорно-послушный призванию Господа, ради союза с Ним, «вышел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего, и пошел в землю, которую указал Ему Господь» (Быт.12:1). Подобно тому и Новозаветная Церковь, в союзе благодатной любви со Христом, должна забыть «дом отцов своих», то есть синагогу с ее «преданием», коего творцы, хранители и представители в учении и деятельности были именно «отцы-старцы».
13. И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богатии людстии.
Торжественность обстановки как муропомазания Царя, так и Его брачного торжества, достигнет еще большей меры, когда предстанет Ему и дочь Тира: так называются здесь представители от граждан и царя города Тира, одного из древнейших городов Финикии (царства, соседнего на севере с Еврейским); они предстанут с тем, чтобы также, с своей стороны, выразить почтение к Царю Израильскому, чрезвычайному Помазаннику Божии. Эта «дочь Тира» предстанет сему Царю с дарами, как то обыкновенно делалось в древности в подобных случаях между царями, в знак взаимной дружбы и уважения. – Лицу Твоему иди пред Твоим Лицом, – пред Тобой будут молиться, – поклонятся Тебе с преданностью, ища Твоего дружеского расположения, – богатые люди, именно эти представители Тира, богатейшего города, вел действие его, всемирной тогда торговли, как на суше в – с Египтом, Аравией и Ассиро-Вавилонией, так и на море – по всем островам и берегам Средиземного моря (ср. Пс.71:10).
В таком дружественном союзе с Соломоном был именно Хирам, царь Тирский. «И послал Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом Давида во всю жизнь... И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз» (3Цар.5:1,12). Подобно тому, ища дружественного союза, приходили к Царю Соломону и представители многих других богатых и могущественных городов. Священный бытописатель повествует: «И превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью. И все цари земли искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И каждый из них подносил от себя в дар сосуды серебряные, и сосуды золотые, и одежды, и оружие и благовония, коней и лошаков из года в год» (2Пар.9:22–24; ср. 3Цар.4:34; 8:23–25). – Но цари, дружески расположенные к Соломону и находившиеся с ним в союзе, отнюдь не поклонялись и не молились ему как Богу. Такое именно поклонение воздали и будут воздавать цари всех стран Mиpa только Единородному Сыну Божию Иисусу Христу, по примеру Восточных волхвов – мудрецов (Mф.2:1–2; Фил.2:9–11).
14. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.
Дева, вступающая в брак с Царем, Помазанником Божиим, сама есть дочь царя; но она знаменита и достойна такого брака не по этому своему происхождению, а по своему личному достоинству. Вся слава этой дочери Царя внутри, говорит псалмопевец, т. е. в ее душевных свойствах и качествах, на коих основывается незыблемый союз ее с Царем, за что и она будет также благословенной от Бога и во всех народах (ст. 17–18). А этому внутреннему достоинству и высоте царственного звания и состояния соответствует уже и внешнее убранство этой дщери, как царицы (ст. 10). Она рясны златыми одеяна – в одеждах, тканых с золотом и украшенных множеством золотых мелких подвесок в виде звездочек, кружков, шариков, или плетений и цепочек и пр., и преиспещрена – в одеждах из полотна, тканого или расшитого цветами разных красок (ст. 10).
В отношении Невесты Христовой – этот блеск и эти цветы ее одежды суть сияние лучей Евангельских истин и разнообразие христианских добродетелей, составляющих именно внутреннюю и внешнюю, светозарную и неувядающую, славу Церкви Нового Завета.
15–16. Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся во храм Царев.
По обычаю древности, вместе с девой – невестой шли в дом жениха ее подруги – сверстницы; так и с девой – царевной, будущей Царицей, приведутся к Царю и ее искрения – особенно ей близкие, подруги ее: они приведутся с веселием и ликованием, – с пением и музыкой и при свете светильников (– обыкновенно, поздно вечером); они войдут в чертой Царя, – где разумеется, и будет уже брачный пир для всех участников торжества.
«Взяв за себя дочь Фараона, Соломон ввел ее в городе Давидов (Иерусалим), доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруге Иерусалима» (3Цар.3:1). А затем «дочь Фараонову перевел Соломон из города Давидова в дом, который построил для ней» (2Пар.8:11). Подобно тому, и многие народы и племена введены были в Церковь Христову, как бы в единый Царский Чертог, с веселием и радованием, как бы на брачный пир (Мф.22:1 и сл. 25:1–13).
17. Вместо отец твоих Быша сынове твои: поставиши я́ князи по всей земли.
От благословенного брака благословенных Богом Царя и Царицы будут дети – столькие и там, что Царица, видя их и любя свое благословенное семейство и новое отечество, забудет и отцов – предков своих и народ свой, из которого она произошла (ст. 11). – Эти сыны благословенного царского брака будут достойны своих, столь славных, родителей, а потому и будут поставлены князьями по всей земле. А потому, если их Отец, как царь, отличался красотою души – истиной, кротостью и правдой, а вместе и победоносной силой и властью (ст. 3–7), то – и они. Следовательно, и на всей земле водворится и распространится царство истины, кротости и правды.
У Соломона было одиннадцать главных начальников над всем Израилем (3Цар.4:1–6), но они не были его сынами и царицы его. Только двенадцать Апостолов, суть истинные и любимые сыны Христа, поставленные им князьями в Его Церкви, которую они распространили и утвердили во всей вселенной.
18. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.
Если обыкновенные дети хранят в памяти имя своих родителей и передают оное отдаленному потомству, то тем более дети таких родителей, как Богом благословенные Царь и Царица. – Устами псалмопевца Господь говорит (ст. 2): помяну, или – точнее – соделаю памятным имя Твое во всяком роде и роде, или – из рода в род, во все роды; сего ради, именно потому, что имя Твое будет памятно во все роды, – людие исповедятся Тебе или народы будут славить Тебя в век и во век века, – вечно. – Так, оставившая свой дом и народ, с забвением о них, ради Царя – Помазанника и Царства Божия, Царевна будет благословенной Царицей, а дети ее станут князьями над народами всей земли и во веки веков.
Ни имени самой Царицы – дочери Фараона, ни ее сыновей – князей в священном историческом повествовании не сохранилось. Но сохранилось имя царственной Девы Марии ставшей Матерью Христа и Его Церкви; и сие Имя Богоматери стало и пребудет преблагословенным, по Ее непреложному слову: «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:47–48).
Союз Христа с Церковью пророчески – прообразовательно представлен под образом брачного союза жениха – Царя и невесты – Царевны, проникнутых самой искренней любовью. Такое изображение такого предмета строго сообразно с характером божественного Откровения. – Если в основании завета Бога с человеком, до и после его падения, была совершеннейшая любовь; то для выражения этой любви и для изображения ее и не могло быть лучшего образа, как образ любви жениха и невесты, ибо эта любовь, по закону природы, сильнее, нежели любовь к отцу и матери (Быт.2:23–24).
Вот почему Господь, желая определит свои отношения к своей ветхозаветной церкви, Себя называл мужем, а церковь своей женой, то любимой, то отринутой, то снова воссоединенной. Посему и новый завет, новый союз Христа с церковью предизображался, тем удобнее, как брак жениха с невестой. Так и в псалме 44-м, Царь, прекраснейший из сынов человеческих, и в тоже время Бог и Помазанник, вступает в брак с царевной – иноземной, различной с ним по происхождении, т. е. с церковью, для которой Он есть и жених и Господь (44:2–3, 7–12). Подобно тому, в пророчестве Исак Помазанник Божий, обращаясь к Сиону и возвещая ему вечный завет, приветствует его вечною радостью, причем сравнивает себя с женихом, a Сион с невестой (61:7–8, 10). Затем, представляя новые отношения Господа к новой церкви, Пророк говорит: «и будет яко же радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе» (62:1, 5). – Посему же, когда явился Христос и стал приобретать Себе последователей – членов своей церкви, то Предтеча Его, Креститель Иоанне сказал своим ученикам: «не я Христос, но я послан пред Ним. Имевший невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин.3:28–29). – Наконец, и Сам Спаситель, присутствуя на вечере в доме Матфея Мытаря, назвал Себя женихом, когда сказал ученикам Иоанна Крестителя, напоминая им слова их учителя: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но приидут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:14–15). – Посему и Ап. Павел в своем послании к Ефесянам учит о союзе Христа с церковью под образом брачного союза мужа и жены, говоря: «муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь, и предал Себя за нее» (Ефес.5:23. 25; ср. 31–32).