Псалом 33
Благословен Господь, ибо Он слышит молитвы кротких и избавляет их от всех лищений и скорбей.
1. Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде.
Псалом этот написан Давидом в то время, когда он изменил лице свое или переменился, точнее – притворился умопомешанным – пред Авимелехом, т. е. пред царем Гефским Анхусом, который здесь называется Авимелехом, общим именем царей Филистимских, подобно тому, как египетские цари назывались фараонами, римские цезарями и т. п. Но псалом написан собственно после того уже, как Анхус отпустил, точнее – изгнал Давида и он ушел.
Спасаясь от преследований Саула, Давид, находившийся некоторое время в городе Номве, но угрожаемый Сауломе, убежал отсюда и пришел к Анхусу, царю Гефскому. «И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? Не ему ли пели в хороводах, и говорили: Саул поразил тысячи, а Давид – десятки тысяч? Давид положил слова эти в сердце своем, и сильно боялся Анхуса, царя Гефского. И изменил лице свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, кидался на руки свои, и пускал слюну по бороде своей. И сказал Анхусе рабам своим: видите, он человек сеумасшедший; для чего вы привели его ко мне? Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною? Неужели оне войдет в дом мой? И вышел Давид оттуда, и убежал в пещеру Адолламскую» (1Цар.21:1,10–15;22:1).
Таким образом, спасшись от Саула и от Анхуса, Давид и благословляет Бога в сем псалме.
2–3. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся.
Испытывая на себе милости Божии постоянно, Давид благодарит Господа также постоянно. «Благословлю Господа, говорит он, во всякое время» – и в благополучии и в бедствиях, – и в родной земле и в стране изгнания. «Хвала Ему непрестанно в моих устах» – в уединенной ли молитве в тишине ночи или в сильных музыкальных звуках псалма, в сонме народа, во дворе пред святилищем Божиим. – «Ради Господа будет хвалиться душа моя» – в единении с Ним, при промышлении Его о верных Ему. Такая хвала Господу будет во всеуслышание, дабы слышали то кроткие – твердо надеющиеся на заступление Божие, с покорностью Промыслу Божию, терпеливо ожидающие милости от Бога, и, слыша непрестанную хвалу Богу из уст спасенного Им, тем с большим терпением переживали свои испытания и радовались спасению.
4–5. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.
Зная по собственному многократному опыту, как отрадно для человека быть душею в Боге и с Богом, Давид убеждает и других – людей кротких – восхвалять Промышление Божие о человеке. – «Возвеличивайте хвалу Господу со мною! восклицает Давид: превознесем имя Его вкупе – вместе – в общей и единодушной молитве во храме. Приглашая к такому прославлению Господа с столь сердечным одушевлением, Давид присоединяет и заверение: «я взыскал Господа, говорить псалмопевец, и Он услышал меня, т. е. в молитве, и от всех опасностей моих избавил меня», разумеется – и от тех, кои угрожали со стороны Саула, и от тех, кои представлялись в Гефе у Анхуса, и от всяких других.
6–8. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша ѝ, и от всех скорбей его спасе ѝ. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их.
Полагая блаженство кротких в единении с Богом (ст. 3, 9 и 11), Давид призывает их приблизиться к Нему душой. «Приступите к Нему» – с доверием, благоговениеме и надеждой (ст. 10, 12 и 23), и просветитеся, – на вашем лице как бы отразится свет лица Божия (Пс.4:7), т. е. вы увидите милость Божио и возрадуетесь: и лица ваша не постыдятся – на лицах ваших отразится радость ваша о милости Божией, а не смущение, не стыд и не скорбь из-за предстоящего гнева Божия. Такое призывание Давид также сопровождает уверением: – Сей нищий воззва, и Господь услыша и; разумеется, нищий, это – сам Давид: как изгнанник и скиталец бесприютный, он не редко терпел жажду и голод, но не отчаивался, а взывал – с молитвенным воплем – к Богу, и Бог слышал его. И от всех скорбей его спасе и: по молитве Давида, Господь спасал его и от жестокости гонителя Саула, и от унизительного состояния при дворе Анхуса (ст. 1), и от смертельного голода во время бегства. Храня упование на Бога, Давид имел в виду и чудодейственную помощь Божию кротким; он говорит: «ополчается Ангел Господень окрест – со всех сторон и около – боящихся Его, и избавляет их». Так некогда Господь охранял Ангелом Своим кроткую Агарь, гонимую Саррой, и избавил ее и ее сына от смертельной жажды в пустыне (Быт.21:14–19). Так же некогда и кроткий Иаков, гонимый братом Исавом и беззащитный в пути, увидел ополчение Божие, – встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие (Быт.32:1–2). Так же, некогда вождь народа Божия, кроткий Иисус Навин, находясь близ Иерихона, «взглянул и увидел, и вот стоит пред ним человек, а в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня».... (1Нав.5:13–14).
9–11. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.
У древних Евреев, при жертвах мирных, по обычаю, части приносимого раздавались бедным, которые и принимали это даяние, как бы с трапезы Господней, и – благодарили Господа (2Цар.6:17–19; 3Цар.8:64–65). В виду этого, и Давид, призывая людей богобоязненных восхвалять вместе с ним Бога, возвещает им, как благ Господь, – и что блажен тот, кто уповает на Него: ибо люди богобоязненные ни в чем не терпят лишения, – Господь «исполняет сердце их веселием, когда умножает у них хлеб, вино и елей» (Пс.4:8). По воле Божией, и богатые, но гордые и самонадеянные, делаются нищими, и умирают от голода, как львы без добычи, а бедные, но богобоязненные, не терпят нужды ни в каком благе.
12–15. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени ѝ.
Зная по опыту собственной жизни, какое счастье доставляет человеку богобоязненность, Давид сердечно желает внушить ее другим и, в особенности, воспитать ее в сердце детей. – «Приидите дети, говорит Давид с отеческою любовью, – послушайте меня: страху Господню научу вас»; а такое научение, разумеется, обеспечит мирную – блаженную жизнь (ст. 5. 8 и 10). – Вполне благополучная жизнь есть совершеннейшее благо и самое вожделенное. Но, всякий человек, желающий жить и благоденствовать, должен удерживать язык свой от зла, именно – от льстивых или коварных слов, и не только уклоняться от зла, но и творить положительное добро; он должен искать мира или – средств примирения и даже поженути – преследовать его, т. е. стремиться всячески удержать его, этот мир: иначе – не только не производить вражды лестью – коварством, но именно всячески устранять такое зло (ср. Пс.36:37).
16–17. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.
Как Премудрый и Всеблагой Промыслитель, Господь обращает свои очи – свой милостивый взор – на праведных, которые, храня в сердце страх Божий, непрестанно и неуклонно исполняют требования Его святого закона; и уши Его или Его слух и внимание – обращены к молитве праведных: посему Господь видит все нужды и слышит все вопли праведных и – от всех нужд и скорбей избавляет их (ст. 20). – Такова милость Божия к праведным. Лице же Господне – грозный и гневный взгляд Его – против делающих зло, чтобы истребить с земли память их, т. е. их и со всем их потомством. – Так спас Господь патриарха Ноя с семейством и погубил его гордых современников в водах всемирного потопа; спас праведного Лота из Содома и погубил его развращенных сограждан в волнах серного пламени...
18–19. Воззваша праведнии, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренныя духом спасет.
Так как уши Господни обращены к воплям молитвы праведных (ст. 16), то, как скоро праведные взывают к Нему в своей молитве, Он слышит их и от всех скорбей их, – какие они переживают и от которых просят избавления, – Господь избавляет их.
Так сам Давид, испытывая всю тяжесть нищеты, воззвал к Богу, и Господь услышал его и спас его от всех бед его (ст. 7); так избавлял Он праотцев народа много раз при Моисее; так избавлял и древнейших патриархов (ср. Пс.21:5–6). Так избавляет Господь, ибо «Он близок к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет», как и всегда спасал.
20–21. Многи скорби праведным, и от всех избавит я̀ Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится.
Так как «очи Господни обращены на праведных», и промышление Господне всегда охраняет их то, как бы ни было много скорбей у людей праведных, от всех и всяких скорбей Господь избавит их. Господь хранит все кости их, так что ни одна из них не сокрушится – не сломается, не разобьется – ибо «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (ст. 7–8) – Так охраняет Господь праведных и днем и ночью, дома и в пути, в мирное время и на войне: «Он избавляет их от сети ловца, от гибельной язвы, от ужасов ночи, от стрелы, летящей днем, от язвы, приходящей во мрак в, от заразы, опустошающей в полдень; падают около них тысячи и десятки тысяч, а к ним удары не приближаются... Ибо Господь Ангелом своим заповедывает о них, чтобы охранять их во всех путях: – на руках понесут их, дабы не преткнулись о камень ноги их» (Пс.90:3,5–7,11–12).
22–23. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.
В то время, как Господь промышляет о праведных и с самым зорким наблюдением и неотступным попечением охраняет от всякого повреждения даже кости их (ст. 16 и 21), грешных, напротив, Он не только не охраняет, а даже намеренно лишает жизни, – посылает им смерть и притом лютую, соединенную с тяжкими страданиями: они умирают или в волнах потопа, как современники Ноя, или в пламени серного огня, как сограждане Лота, или сходят живыми во ад, как Корей, Дафан и Авирон при Моисее (Пс.54:16) и пр. – Тем более строго Господь наказывает тех, кто ненавидит праведного, ибо такая ненависть обнаруживает столь же злобное сердце, как и сердце первого ненавистника рода человеческого – диавола: такие ненавистники подвергаются скорой, лютой и позорной смерти. Напротив, души рабов своих – праведных, смиренных духом, богобоязненных – Господь избавляет от всех скорбей их, как бы ни были они многи (ст. 18–20). И есть уповающии на Него – на Его промышление и защиту – не прегрешат, – не ошибутся, т. е. не погибнут, а наверно спасутся.
Так именно спаслись праведные вожди народа Израильского Моисей и Аарон, и погибли лютою смертью их ненавистники, мятежные Корей, Дафан и Авирон; так, потом, чудодейственно спасся кроткий и богобоязненный царь Давид, и погибли жестокою смертью его непримиримые ненавистники – Саул и Аввессалом.