Источник

Псалом 32

Давид, исповедуя милость и правду Господа, призывает прославлять Его промышление, – особенно о народе Еврейском.

Псалом Давиду, не надписан у еврей.

Над этим псалмом в еврейском тексте Библии нет надписания: Псалом Давида, – потому что этот псалом составляет, очевидно, продолжение предыдущего псалма (Пс.31:11=ст. 1 Пс.32).

1–4. Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему: воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере.

Люди праведные – строго и постоянно сообразующие свое поведение с заповедями воли Божией – должны радоваться, ибо они знают, что такое поведение их снискивает им благословение от Бога и – блаженную жизнь (Пс.1). Таким праведникам подобает похвала – прилично славословить Бога, ибо Он приемлет славословие из их уст, как лучшее выражение лучших чувств их. – Большая радость естественно и выражается с большею силою: вот почему к пению должны присоединиться звуки священной музыки – гуслей, десятострунной псалтири – полнозвучной арфы. – Так должно петь новую песнь – каждый раз для славословия новых милостей промысла Божия праведным людям: должно петь добре – стройно, со восклицанием – с выражением чувства сильным звуком музыкальных труб. – Так должно нет Господу, потому что слово Его право – прямо, как истинный показатель жизни, и все дела Его в вере – дела Его промышления всегда точно выражают Его волю, святую и благую. Эту волю Господа и должны восхвалять торжественно праведники, ибо они знают ее по опыту собственной жизни.

5. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля.

Закон Божий, как слово Господа, является верным в справедливых делах Его промысла (ст. 4), ибо Господь любит милостыню и суд – Он соображает свою правду с благостью своей: и потому, постоянно снисходя к слабым силам природы человеческой, всегда и всюду проявляет свою милость; и милости Его полна земля – наполнена дарами благости, коими пользуется человек, собственно не достойный того за дела своей греховной воли.

6–7. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их: собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищих бездны.

Слово Божие верно – неизменно (ст. 4); это очевидно в мироздании: ибо словом Господним небеса утвердишася – по всемогущему слову Господа небо приняло виде вечно незыблемого свода, а духом Его уст – действием Духа Святого созданы все силы небес, т. е. небесные светила и поднебесные стихии. Господь собирает воды из морей в облака, как бы в меха, и бездны – глубокие воды морей – заключает в их обширных вместилищах, как бы в сокровищницах или особых, крепко устроенных, хранилищах.

8–9. Да убоится Господа вся земля, от Него же да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и Быша, Той повеле, и создашася.

Радость праведных и благоговение их пред Богом основываются на сознании того, что Бог всемогущий Творец мира: Его должна бояться вся земля – все люди, обитающие на всей земле, – от Него да подвижутся или пред Ним да будут в трепете все жители всей вселенной; ибо Он сказал, и все получило начало своего бытия; Он повелел, и все пришло в стройный порядок существования, – все, что на небе, и все, что на земле (ст. 6–7). Если же все от Бога так зависит и все Ему покорно, то и все люди во всей вселенной должны быть Ему покорны се благоговением пред Ним.

10–11. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людий и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род.

Благоговение пред Богом должно быть тем более, что Он не только сотворил мир, но и промышляет о нем, – Он и Владыка над всеми народами: Господь разоряет советы языков – решительно препятствует осуществлению их замыслов, если они не согласны с Его волей и противны высшей цели их бытия; Он отметает – с негодованием отбрасывает или уничтожает – и мысли отдельных людей, даже и князей, если они законопреступны. – Совет же Господень пребывает неизменно во век и помышления Его сердца приводятся в исполнение из рода в род, ибо слово Господне право и все дела Его верны; Он любит правду и суд (ст. 4–5).

12. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие Себе.

Тот народ блажен, у которого Господь есть Бог или Иегова, и блаженны люди, которых Он избрал в наследие Себе, т. е. народ Еврейский, потомки благословенного Авраама; этот народ блажен, потому что Его Бог есть Иегова, т. е. Бог Вечный, всемогущдй, праведный; ибо Он любит правду и суд и милости Господней полна земля, – Его взор всегда над боящимися Его и уповающими на милость Его, – Он спасает душу их от смерти (ст. 5. 18–19 и др. ср. Пс.31:1–2,6–8,10–11).

13–15. С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия: от готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли: создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их.

Господь, как Владыка всей земли, наблюдает над всеми народами, живущими на ней; Он внимательно смотрит и видит всех сынов человечсских – людей грешных; смотрит на них и за ними с высоты готового жилища Своего с неба, как с престола своего – на землю и живущих на ней. И так как Он создал сердца или души всех людей наедине – по одному закону природы, то знает и все дела их – грешные дела людей, грешных по самой их природе, зараженной грехом от начала.

16–17. Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.

Как Промыелитель, Господь не оставляет безнаказанным никакого злодея, никто не избавится от карающей Его власти. – Не спасется царь со многой силой – с многочисленным войском; так погиб Фараон в пучине Красного моря со всем своим воинством. – Не спасется исполин при всей своей силе – крепости телесной; так поражен был на смерть Голиаф одним ударом пращного камня в гордое чело его рукою богобоязненного Давида. – Ложь конь во спасение – не надежен конь, если бы царь или исполин вздумали на нем спасаться от угрожающей им опасности, которую Господь посылает им, как кару своего праведного гнева, – не спасутся, хотя бы такой конь был и с великой силой, мог бы бежать быстро и далеко: его везде найдет – настигнет стрела Божия – молния; всюду он повержен будет в пропасть, если Господь сотрясет под ним даже горы – твердыни...

В бессилии вражеского войска и лучшей его части – конницы Давид был убежден по неоднократному опыту собственной боевой жизни. Так, некогда «Давид поразил Адраазара, царя Сувского, когда тот шел, чтобы восстановить свое владычество при реке Евфрате. И взял Давид у него тысячу семьсот всадников и двадцать тысяч человек пеших, и подрезал Давид жилы у всех коней колесничных, оставив себе из них для ста колесниц» (2Цар.8:3–4; ср. Пс.19:7–10). Напротив, сам Давид спасался неоднократно при чрезвычайной и очевидной помощи Божией. Он сам говорить о себе: «Ныне познал я, что Господь спасает помазанника своего; отвечает ему с святых небес своих могуществом спасающей десницы Своей. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали; а мы встали, и стоим прямо» (Пс.19:6, 7–9).

18–19. Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его: избавити от смерти души их, и препитати я̀ в глад.

Очи Господни или милостивые взоры Господа, как Промыслителя, обращены на боящихся Его или благоговеющих пред Его силой и державой, в сознании, что от Него не избавится никакой злодей, и – на тех, кто уповает на милость Его, а не на войско, не на свое мужество, не на коня боевого. Так люди богобоязненные надеются на Господа в той мысли, что Он избавит души их от смерти, когда постигнут их бедствия войны, или во время голода пропитает их. Так именно спасал Господь богобоязненного Авраама и других патриархов; так спасал и благословенное потомство их – народ Еврейский от голода и меча неприятелей в Аравийской пустыне.

20–22. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть, яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя.

Вместе со всеми людьми богобоязненными псалмопевец исповедует свою твёрдую надежду на промысл Божий. Он говорит: «душа наша уповает на Господа, ибо Он Помощник и Защититель наш» – в бедствиях голода или войны; о Нем – при Его помощи и защите – веселится сердце наше, ибо мы надеемся на Его святое имя – на неизменную Его милость к нам и силу, поборающую за нас. – «Да будет же, Господи, милость Твоя над нами так, как мы уповаем на Тебя», – именно, что Ты спасёшь душу нашу от смерти и во время голода пропитаешь нас (ст. 18–19).


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle