Источник

Псалом 67

Бог, победитель врагов народа Израильского, есть его всемогущий Царь и благодетель, которому покорятся все народы.

1. В конец, псалом песни Давиду.

2. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

Представляя Бога царем народа Израильского, Давид просит Его охранить – защитить свой народ. – Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, – пусть восстанет Бог с своего престола, станет во главе своего войска, тогда враги Его – все, презирающие Его власть и нападающие на Его избранный народ, видя Его великую силу, разбегутся в страхе (ст. 18–19). И да бежат от лица Его ненавидящии Его, – те, кто сознательно, с упорством и даже ненавистью не покоряются Его воле и власти.

3–4. Яко изчезает дым, да изчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.

Пусть враги Божии рассеются так, как дым от ветра, и исчезнут, как тает воск, т. е. весьма скоро к совершенно бесследно: так пусть погибнут грешники – нападающие на избранный народ Божий и опустошающее его землю, а этим оскорбляющее право и правду Господа Бога, царя Израиля. – А праведники – народ израильский – да возвеселятся, – видя поражение врагов и совершенное избавление свое от них; да возрадуются пред Богом, – как радуются пред царем друзья – сподвижники Его или как дети пред отцом; да насладятся в веселии, – пребывая в радости, пусть насладятся ею – восприимут ее совершенно, искренно и полно, всей душой, что достигается продолжительным торжеством радующихся, в особенности среди священного благолепия при праздничном богослужении (ст. 5. 27 и др).

5. Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним.

Торжествуя свою радость, народ должен восхвалять Господа. – Воспойте Богу, пойте имени Его, взывает Давид – разумеется, должно воспевать псалмы, а в них прославлять свойства и совершенства, кои соединяются с именем Божиим и проявляются в делах Божиих. Путесотворите возшедшему на запады, – устройте торжественное шествие во славу Бога, возшедшего на запад: разумеется, устройте торжество в память того события, когда Господь со своим народом впервые и торжественно вступал в Обетованную землю, с востока – через Иордан – на запад, что было при Иисусе Навине, когда народ, сопровождая ковчег Завета – видимый престол Божий, прославлял Бога, как царя-победителя, и так совершал как бы своего рода триумфальное шествие. – Господь имя Ему, точнее – имя Ему Вечный, и – следовательно – Владыка жизни. – И радуйтеся пред Ним, – пред Богом, который, как царь-победитель, торжественно вступил в Обетованную землю, рассеял здесь врагов и водворил свой народ, и продолжает охранять его своим могуществом.

6. Да смятутся от лица Его, Отца сирых, и судии вдовиц: Бог в месте святем Своем.

Когда восстанет Бог на врагов своих, то да смятутся от Него все они, – придут в страх и предадутся бегству (ст. 2), ибо Он Отец сирот и Судия вдовиц, – Он и заступается за них с отеческою любовью, и строго судит всех, кто их оскорбляет. Бог в месте святом Своем, – Он в своем святом жилище, т. е. во святом святых скинии, на Сионе; и, находясь здесь, Он слышит молитвы всех сирот и вдов, которые приходят к Нему сюда; здесь слышал Он пламенную молитву огорченной Анны, матери Самуила, постоянно Он слышал здесь молитвы и самого псалмопевца Давида.

7. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех.

Как судия, Бог вселяет единомысленных в дом, точнее – живущих одиноко водворяет в доме, т. е. сиротам дает семейный образ жизни, умножает их потомство; изводя окованные мужеством, – по суду своей правды, Господь выводить закованных в цепи, т. е. освобождает от цепей и выводить из темницы, – мужеством, точнее – в мужестве, т. е. они выходят мужественно, в полной силе; так освободил Господь Иосифа из темницы в Египте и др.; такожде преогорчевающые живущые во гробех, – также судит Бог преогорчевающих – нагло оскорбляющих Его, противников Его закона, которые находятся не в домах, а живут во гробах, т. е. в пещерах, где хоронили умерших, и где также находили себе убогий приют разного рода преступники, изгнанники или больные заразными болезнями. Так сюда выводит их Господь за противление их благой Его воле.

8–9. Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.

Представляя Бога царем и судией, Давид воспоминает об исшествии народа из Египта, когда пред ним шел Бог в столпе облачном и огненном, и – о явлении Его как законодателя на горе Синае. – «Боже, когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты мимоходил – странствовал – по пустыне, то земля тряслась, даже и небеса канули – пролили дождь», – от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева, т. е. вследствие того, что на Синае присутствовал Бог народа Израильского. Таким Бог явился здесь как грозный Законодатель и, вместе с тем, как Отец сирот и судия вдовиц (ст. 6).

10–11. Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию Твоему, и изнеможе, Ты же совершил еси ѐ. Животная Твоя живут на ней, уготовал еси благостью Твоего нищему, Боже.

Как отец своего народа, Господь имел о нем непрестанное благостное попечение. – Ты, Господи, говорит псалмопевец, дождь волен отлучаешь достоянию Твоему, – вольный, свободный и обильный дождь Ты отделяешь или посылаешь своему достоянию – своей земле, которая вместе с народом есть достояние и как бы наследие Твое. И изнеможе, Ты же совершил еси е, – земля эта, томимая зноем, изнемогала, т. е. не произращала никаких плодов, а Ты посылал обильный дождь и тем совершал ее, или, орошая, оплодотворял ее, и она совершала обильное плодоношение. Животная Твоя живут на ней, – на земле Твоей, обильно орошенной дождем, появляются злачные и тучные пажити, и на них привольно пасутся животные – стада коз, овец, волов и пр. – Уготовал еси благостью Твоею нищему, Боже, – так, орошая, оплодотворяя и населяя землю стадами, Ты приготовил ее для своего нищего – для народа Израильского: он пришел сюда как бедный странник пустыни, имея только право на наследие земли, которую некогда обетовал Бог его благочестивым праотцам – патриархам.

12–13. Господь даст глагол благовествующым силою многою, Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти.

Милости Божии к народу служат предметом славословия народа. – Господь даст глагол благовествующим силою многою, – всячески благоустрояя и обогащая землю своего народа, Господь тем самым побуждает его славословить Себя, как бы дает ему слово – что и как говорить. Иначе – Господь вдохновляет благовествующих, т. е. певцов, и притом – силою многою: певцы восхваляют Господа в великом сонме, как войско прославляет своего Царя – победителя, когда устрояет Ему торжественное шествие после победы (ст. 5). Царь сил возлюбленного красотою дому разделити корысти, – Господь воинств, как сильный Царь своего возлюбленного народа, даст ему разделить корысти – военную добычу, – красотою дому или – ради красоты дома, т. е. раздел военной добычи, которая достанется после победы, дарованной Богом, послужит и к украшению дома Божия или храма, ибо в нем народ будет торжествовать эту победу преизобильным приношением жертв, при пении многолюдного сонма певцов – левитов.

14–15. Аще поспите́ посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.

Когда восстанет Бог на врагов своих, рассеет их как дым, и дарует победу, то народ Его будет наслаждаться миром и благоденствием. – Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ее в блещании злата, – если вы, говорите псалмопевец, возляжете на пределах земли, то будете почивать на них как птенцы голубицы, у которой серебристые крылья, а междорамия ее или спина между плеч желтеет отблеском золота. – Псалмопевец уподобляет Палестину голубке, у которой посеребрённые крылья и позолоченная спина. Образ этот соответствует своему предмету. Поверхность Палестины прорезана по прямому направлению с севера на юг Иорданской долиной, которая покрывалась золотистой пшеницей; а отсюда на восток и на запад поднимались хребты холмов и гор, покрытых серебристыми потоками. – Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне, – когда Небесный Царь, как Господь воинств и победитель, разнствит – разобщить царей – врагов и разсеет, обратить в бегство их войска, – на ней, на этой земле, т. е. царей, состоящих против нее во враждебном союзе, то они оснежатся в Селмоне, – покроются снегом как бы на горе Селмоне, т. е. покроются проказой, как бы обильным снегом (ср. Чис.12:9–10)8. Некогда, вовремя междоусобной распри, Авимелех, сын Гедеона, нарубивши сучьев древесных на горе Селмоне, положил их к башне города Сихема и сжег в ней всех своих врагов, «и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчине и женщине» (Суд.9:48–49). Об этом косвенно и напоминает здесь псалмопевец.

16–17. Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца.

Вся Палестина есть одна гора Божия, и эта гора – тучная или плодородная, потому что Господь орошает ее обильным дождем (ст. 10); эта гора усыренная – всюду покрыта стадами и потому изобильна молоком, маслом и сыром, и вообще гора плодородная. – Вскую непщуете, горы усыренныя? – Представляя превосходство горы Божией над всеми другими, даже усыренными или плодоносными горами, псалмопевец, обращаясь к ним, спрашивает, почему они непщуют – смотрят с ревностью на гору Божию, как бы завидуют ее превосходству, и отвечает: это – гора, на которой Бог благоволил обитать, и Господь поселится на ней до конца или вечно. И как вечно принадлежащая Богу, эта гора и благоустроена Им превосходно.

18. Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них в Синаи во святем.

Господь, пребывающей на Своей горе, как Царь, выступает против врагов на своей колеснице, с многочисленным войском. – Колесница Божия тмами тем, – воинство, окружающее колесницу Божию, составляют тьмы тем или десятки десятков тысяч, т. е. воинство Божие бесчисленно; тысячи гобзующих, – колесницу Божию сопровождают тысячи служащих при ней сильных и мужественных воинов. – Господь в них в Синаи, во святем, – среди столь многочисленного воинства Господь являлся на Синае, во время дарования там Своего закона, а также, потом, и во святем – во святилище Своего храма. Разумеется, столь многочисленное войско Божие, это – сонмы ангелов, всегда готовых служить и служивших исполнителями сильной и грозной власти и воли Господа, как Царя неба и земли (ср. Быт.32:1–2; Ис.6:1–5; Иез.1:22–24).

19. Возшел ecu на высоту, пленил ecu плен, приял еси даяния в человецех, ибо непокоряющыяся еже вселитися.

Избравши гору плодоносную для обитания Своего, Господь, как царь бесчисленных воинств, пришел сюда со своим народом. – Возшел ecu на высоту, – с долины Иорданской и равнин Иерихонских Он восшел на высоты холмов и гор Иудейских, и особенно на гору Сион. Это было при Иисусе Навине и окончательно при Давиде. Пленил ecu плен, – взял в плен те племена, которые обитали в Ханаане до пришествия сюда Евреев. Приял ecu даяния в человецех, – покорив хананеев Израильтянам, Господь принял от них дары в скинии, в благодарность за победы. Ибо непокоряющиеся, еже вселитися, – хананеи были не только побеждены, но большею частью даже и истреблены, потому что не покорялись Евреям, не давали им возможности свободно поселиться в своей земле, которая была обетована еще Аврааму, как наследие его многочисленному, благословенному потомству.

20–21. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне, поспешит нам Бог спасений наших. Бог наш, Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная.

За дарование Богом и благоустроение своей земли народ Израильской постоянно благословляет Его (ст. 5, 12). – Господь Бог благословен, – в народе; благословен Господь день дне или изо дня в день, всегда. Поспешит нам Бог спасений наших, – Бог поспешить к нам ради спасения нашего во многих трудных и грозных обстоятельствах. – Бог наш, Бог еже спасати, – Бог является для нас, чтобы спасать нас, и восстает на врагов, чтобы рассевать их как дым (ст. 2–3). И Господня, Господня исходища смертная, – если Господь Бог исходить против врагов своего народа, как Царь и Судия, то исход Его на смерть... (ст. 2–3, 15, 22). Так выходил Он против Фараона и его воинства, так поразил Он Сигона царя Аморрейского и Ога царя Васанского (ст. 23), и особенно многих царей Ханаанских при Иисусе Навине.

22–24. Обаче Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских, яко да омочится нога твоя в крови, язык пес твоих от враг от Него.

Так как во власти Бога Вседержителя жизнь и смерть людей; то Он, спасая свой народ, погубляет врагов его как своих. Бог сокрушает главы врагов своих, поразить на смерть царей и вождей враждебных ему народов, – верх влас преходящих в прегрешениях своих, или «волосатый верх», т. е. сокрушить голову врагов, постоянно ходящих или коснеющих в своих прегрешениях, упорных против Его воли и власти. Так поразил Господь упорнейшего между врагами своими Фараона, который, не смотря на многочисленные и лютые казни, не отпускал народа Израильского. – Господь сказал: от Васана возвращу, выведу из глубины морской, – того врага, который вздумал бы скрыться бегством в Васане (горная и лесистая страна по восточную сторону Иордана), то и оттуда возвращу; и если кто решился бы отплыть вдаль и на глубину моря (– Средиземного моря, на западе), то выведу и из глубины морской. Так вывел Господь Иону пророка, решившая было бежать в Фарсис от Лица Господня. – Яко да омочится нога твоя в крови, – найдет Господь врагов своих всюду и всех истребит, так что ноги народа не только будут попирать побежденных, но и погрузятся в потоки крови избитых врагов; язык пес твоих от враг от Него, – даже псы твои будут лизать своим языком кровь врагов – от Него или при Нем, при Его помощи и по Его воле.

25–26. Видена Быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем: предвариша князи близ поющих, посреди дев тимпанниц.

Бог являл Себя победителем врагов и народов, устраивал вместе с Ним торжественное победное шествие. – Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего царя, который во святом. Такое шествие Бога видели современники Моисея, исшедшие из Египта. Современники Моисея видели собственно столб облачный и огненный, и твердо веровали, что с ними шествует Сам Бог, изведший их из Египта со многими великими чудесами и знамениями, из коих особенно было поразительно разделение вод Красного моря, шествие народа по сухому дну и потопление Фараона с его воинством, то чудо-знамение, которое потом с таким сильным чувством высокой радости и благодарности воспел народ с целым сонмом дев – тимпанниц, кои не только пели, но в восторге играли и на тимпанах. Подобно тому видели шествие Бога и современники Иисуса Навина, первые торжественно вступившие в Ханаане. Они видели собственно Ковчег Завета, несомый открыто пред народом, но твердо веровали, что здесь же и теперь шествовал с ними Сам Господь; и веровали твердо тем более, что также все видели величественное знамение – как разделились воды Иордана, и сам народ прошел по сухому дну. Все это свидетельствовало о превосходном величие Бога, как Царя, и над царями Египетскими и над царями Ханаанскими.

27–28. В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.

Как праотцы народа Еврейского прославляли Бога, выведшая их из Египта, шедшая пред ними в пустыни Аравийской и приведшего их в Ханаан, так должны благословлять Его и потомки, овладевшие этой землею, разделившие ее между всеми коленами, размножившиеся на ней и благоденствовавшие здесь. – В церквах благословите Бога, призывает Давид, разумеется – в народных собраниях во храме; благословите Господа от источник Израилевых, – все живущие по берегам источников земли Израилевой. Там – на севере от Иерусалима – Вениамин юнейший,–жители колена, происшедшего от Вениамина, младшего сына патриарха Иакова, – во ужасе – с великим благоговением; там князи Иудовы – на юг от Иерусалима – представители колена Иудина, которому, по пророчеству Иакова, было обетовано достоинство царского владычества над Израилем. Там – на отдаленном севере – князья Завулоновы, и князья Нефеалимовы. Так, на всех пределах и представители всех колен должны прославлять Бога единодушно, – весь народ, как одно обширное семейство, и как один человек.

29–30. Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иepycaлим Тебе принесут царие дары.

Призывая весь народ славословить Бога, Давид в тоже время и молит Его за свой народ. – Заповеждь, Боже, силою Твоею, говорит Давид, – пусть это будет Твоею заповедью или определением Твоей воли, непреложным под охраною Твоей силы; укрепи, Боже, соделал еси в нас, – силою Твоею утверди то, что соделал для нас, именно – охраняй нашу землю, с ее населением и всеми благами, какие она дает к благополучию народа (ст. 31), и весь тот порядок, какой Ты в ней устроил. «Тогда, ради Твоего храма, в Иерусалим будут приносить Тебе дары не только князья, начальники колен народа Израильского, но и цари, и не только Израильские, но и многих других народов (ст. 32).

31. Запрети зверем тростным, сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром, расточи языки хотящыя бранем.

Продолжая молитву о благоденствие народа, Давид просит Господа охранить главное достояние его – стада. Запрети зверем тростным, – воспрети, чтобы звери, привитающие в тростниках, по берегам рек и потоков (львы, шакалы, гиены и другие), не расхищали и не терзали стад народных; сонм юнец в юницах людских, – охраняй «стада волов среди молодых коров», принадлежащие народу, чтобы их не терзали звери и не расхищали соседи, кочевники пустыни; – еже затворити искушенные сребром, – чтобы, под охраною промысла Божия, мог народ содержать в целости стада животных, искушенных сребром, или – «испытанный на серебро», т. е. отборные, купленные на серебро, более ценные и лучше пригодные для работы: расточи языки, хотящые бранем, – разгони те народы, которые пожелали бы напасть на Твою благоустроенную землю, вести войну с Твоим народом и разорить его страну (ст. 2–4).

32. Приидут молитвенницы от Египта, Ефиопиа предварит руку свою к Богу.

Совершенное благополучие народа Израильского в своей земле под очевидным покровительством Господа, охраняющего свой народ дивными действиями своего Промысла, обратить внимание не только соседних, но и отдаленных народов. И Давид пророчествует об этом с полною определенностью. – Приидут молитвенники из Египта, – из той самой страны, где некогда Израиль был как бедный пришелец, обращенный в рабство, причем глава Египтяне, Фараон решительно отвергал всякую власть над собой Бога Израильского и не хотел Его знать. – Ефиопия прострешь вперед руки свои к Богу, – та страна, которая была расположена на юге от Египта, на верхнем течении р. Нила, некогда покорившая самый Египет, а теперь сама покорится Богу Израилеву и будет простирать к Нему свои руки, молитвенно ища Его заступления и найдет у Него спасение, а вместе с тем войдет в добрые отношения и с Израилем, как народом Божиим.

33–35. Царства земная, пойте Богу, воспойте Господеви, возшедшему на Небо небесе на востоки, се даст гласу Своему глас силы. Дадите славу Богови, на Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.

Созерцая распространение могущества и власти Бога Израилева над всеми народами, Давид, в пророчественном восторге, призывает их прославлять Господа, как Царя мира и Вседержителя. – Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господу, разумеется – пойте священные песни Ему, как Богу истинному; вошедшему на Небо небесе на востоки, – пойте и прославляйте Его как восшедшего на небо небес или на высшее небо, на восток – в область высшего, полного, премирного света. Се даст гласу своему глас силы, – Господь, восшедши на небо, и глас свой дает с неба – с небесного престола, глас, превосходный по своей силе, это – гром, проникающий всюду и потрясающий все. – Дадите славу Богови, иначе – воздайте Ему истинную славу, признайте Его единым истинным Богом всего мира и всех народов. – На Израили велелепота Его, – над народом Израильским Его великолепие – величие Его царственного могущества, проявленное в дивных делах Его Промысла. И сила Его на облацех – и могущество Его на облаках, ибо с них и чрез них Он проявляет Свою царственную власть над всеми царствами; отсюда слышится и Его сильный глас – гром, пред которым все трепещет... Таким Господь явился именно как вождь своего народа, изводя его из Египта, таким же и на Синае, Законодатель его.

36. Дивен Бог во святых своих: Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Благословен Бог.

Припоминая все дела промысла Божия в истории своего народа от лет древних, Давид с благоговением исповедует Его славу. – Бог дивен во святых своих, – Бог поистине дивные дела совершает чрез святых своих, как чрез Моисея, Аарона, Иисуса Навина, Гедеона, Самуила и самого Давида и многих других в своем народе. Бог Израиля – Он даст силу и крепкую власть народу своему, разумеется – также и в будущем, как давал ее в прошедшем, особенно чрез святых своих. – Благословен Бог! восклицает, наконец, Давид, – благословен, как благой, премудрый и всемогущий Царь своего народа, и в будущем – как царь всех царств (ст. 32–33).

Изображение Бога победителем врагов и Царем вселенной, в главных чертах своих, есть пророчество о Христе, как Спасителе мира и Царе его.

Промышляя преимущественно о своем избранном народ, Израиле, Господь не оставлял своим промыслом и все другие народы: ибо, с течением времени, и они должны были войти в состав единого всемирного царства Божия. – Язычники только, как не знавшие и не почитавшие истинного Бога, до времени были истинными и постоянными врагами Его и ожесточенно враждовали против Его церкви; но, в конце времен Ветхого Завета, созерцая пути промысла Божия, как в жизни народа Израильского, так и в своих судьбах, они должны были покориться Богу, не смотря на свое, упорное дотоле, противление Его воле и власти. Но язычество, как царство лжи и зла, было сознано таковым всюду только с явлением Христа Спасителя и было низложено только Им, как Сыном Божиим.

Восстал Христос, как Бог, – воскрес из мертвых, и – рассеялись враги Его, как дым: прежде всех непосредственные враги-распинатели увидали, что стража, приставленная охранять гроб умершего и погребенного, сама омертвела от ужаса, в момент восстания Христа из мертвых; и это было знамением гибели всех других врагов Божиих. Затем, вскоре по разрушении Иерусалима, и все Иудеи, как враги Сына Божия, были рассеяны по всем странам мира. А вслед за этим, наконец, и во всех странах языческих начало исчезать само язычество, и исчезло как дым, совершенно бесследно, и прежде всего там, где оно было особенно сильно и враждебно Царству Божию, именно – в Греко-Римской империи.

Только Христос восшел на высоту, – на небо небес на Восток и пленил плен: только Он именно восшел на небо, когда вознесся на небо над горой Елеонской, находящейся на восток от Иерусалима, и от храма, где был видимый престол Божий на земле, на восток и от места, где совершилась крестная смерть Его, – от пещеры, где было погребение и где последовало воскресение Его, как Победителя греха, смерти, ада и диавола. Тогда Он пленил плен или обратно взял из плена всех, кто дотоле содержался в плену адской власти, кто был во власти лжи и греха на земле, особенно в язычестве, и всех ввел в свое царство правды и святости. Ап. Павел спрашивает: "восшел, что означает, как не то, что Он (Христос) и нисходил прежде в преисподние места земли?» и отвечает; «нисшедший, Он же есть и Восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Ефес.4:8–10).

Христос Спаситель, как Сын Божий и Наследник царственной власти Божией над миром, дал гласу своему глас силы или особенную силу гласности: Евангельская проповедь о Христе, как распятом, воскресшем и вознесшемся Искупителе миpa, во исполнение Его всемогущего повеления, с силой истинно божественного гласа, как гром небесный, прозвучала не только над всей землей народа Божия, но и над всеми странами вселенной, до крайних пределов ее (Mф.28:18–20;Мр.16:15,20;Лк.24:46–47;Деян.1:8).

Только после воскресения и вознесения Христа Спасителя обратились к истинному Богу и все царства земли. Так, с этого времени, согласно пророчеству Псалмопевца, пошли молитвенники, как истинно верующие поклонники, в Иерусалиме, с дарами во храме единого истинного Бога. С этого же времена и в таких странах, как Египет и Ефиопия, верующие стали славословить Бога Спасителя своего, как воскресшего и вознесшегося на небо, и на своем языке, при своем богослужении, в своих храмах (ст. 32–35).

И, наконец, с того же времени, Господь стал истинно дивен во святых своих, и не только в сонме св. Апостолов, избранных в среде народа Божия, но и во всех странах и особенно в Египте, где в пустынях Фиваиды и других местах воссияли истинно дивные мужи – подвижники, эти звезды духовного неба – Антоний, Павел, Макарий и многие другие (ст. 36).

Итак, только по воскресении и вознесении своем, силою своего Слова и дивными подвигами Святых своих, создав в мире свое вечное царство мира, Господь Спаситель поистине дал силу и державу людем своим, и в них и чрез них Сам стал поистине благословенным Богом во всех царствах земных (ст. 36 и 33).

* * *

8

Селмон, точнее Цалмон, что значите мрачный (– от эфиопского слова цалам – быть мрачным). Так называлась гора, находившаяся в колене Ефремовом, близ города Сихема, с западной стороны от него. Поросшая лесом, гора Селмон представлялась тенистою: деревья ее казались мрачными и как бы грозными; но в зимнее время она обнажалась и не редко покрывалась снегом, как бы проказой.


Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста / составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906. / 1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с.

Комментарии для сайта Cackle