Псалом 53
Господь спасает Давида от сильных врагов по ревности к своей правде и во славу своего имени.
1–2. В конец, в песнех разума, Давиду, внегда приити Зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?
Спасаясь от преследования Саула, Давид пришел в пустыню и пребывал в неприступных местах, и собственно на горе в пустыне Зиф. «Саул искал его всякий день, но Бог не предал Давида в руки его... И пришли Зифеи к Саулу в Гиву, говоря: вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила, что направо от Иесимона. И так, по желанию души твоей, царь, иди; а наше дело будет предать его в руки царя. И сказал им Саул: благословенны вы у Господа за то, что пожалели о мне. Идите, удостоверьтесь еще, разведайте и высмотрите место его, где будет нога его, и кто видел его там; ибо мне говорят, что он очень хитр. И высмотрит, и разведайте о всех убежищах, в которых он скрывается, и возвратитесь ко мне с верным известием, и я пойду с вами; и если он в этой земле, я буду искать его во всех тысячах Иудиных. И встали они, и пошли в Зиф прежде Саула. Давид же и люди его были в пустыне Маоне, на равнине, направо от Иесимона. И пошел Саул с людьми своими искать его. Но Давида известили об этом, и он перешел в скале, и оставался в пустыне Маон. И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маоне», но вскоре должен был оставить преследование Давида (1Цар.23:13–15,19–28). За это спасение Давид и прославляет Господа (ст. 5–7).
3–5. Боже, во имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди мя. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих: яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.
Решившись преследовать Давида в пустыне Зифе, Саул, однако, принужден был оставить это намерение; но Давид знал, что это не надолго, – как то и действительно было; а потому и молит Господа о спасении от столь сильного и злого врага, который теперь нападает еще с большим ожесточением. – «Боже, спаси меня во имя Твое, или во славу Твоего имени, и суди меня в силе Твоей», которая охраняет правого – смиренного и карает виновного – гордого. – «Боже, услышь молитву мою; внемли словам уст моих: ибо чужие – жители пустыни Зиф – восстали на меня и сильные ищут души моей», как бы добычи; они поступают так против невинного, ибо не предложиша – не представляют – Бога пред собою, – не думают, что Бог всех судит Своей силой и слышит молитву невинно гонимого (ст. 6–7). – Враги Давида были действительно сильны, ибо Саул брал с собою и многих и «отборных мужей из всего Израиля» (1Цар.23:25;24:3).
6–7. Се бо, Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей: отвратит злая врагом моим: истиною Твоею потреби их.
Моля Бога о заступлении, Давид имел уверенность в помощи Божией: ибо, «вот, говорит он, Бог помогает мне и Господь является заступником за мою душу». – Давид уверен даже, что Господь не только спасет его душу, но и отвратить злая врагом его или обратит на его врагов то самое зло, какое ему готовили враги, – гонение и погубление, – что Господь, по ревности к своей правде, истребить их... Действительно, так произошло при нападении Саула на Давида в пустыне Зифе и при преследовании его в пустыне Маоне. – «Преследуя здесь Давида, Саул шел по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи; ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида, и пошел на встречу Филистимлянам... И вышел Давид оттуда, и жил в безопасных местах Эн-Гадди» (1Цар.23:24‒24:1). Так, очевидно, по милости Божией, Давид, преследуемый Саулом, совершенно избавился от опасности, а Саул, напротив, подвергся нападению в тоже самое время.
8–9. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззри око мое.
Чем очевиднее была милость Божия к Давиду, тем более искреннее она вызывала в нем благодарение Богу. – Волею пожру Тебе, говорит Давид, – я принесу Тебе жертву не по требованию закона, угрожающая наказанием, а по собственному усердию, движимый чувством благодарности: этой и такой жертвой я прославлю Твое имя, ради которого Ты совершил мое избавление (ст. 3). – Такая жертва благодарности будет именно за то, что Ты избавил меня от всякой печали, какая постигла меня в виду неизбежных бед, – за то избавление, после которого я покойно смотрю на врагов моих, ибо вижу, что они не опасны, потому что бессильны пред Твоей силой (ст. 3 и 7).
Давид, преследуемый сильными врагами, устрашаемый ими и находящейся в смертельной опасности, но избавленный Богом, по изображению сего псалма, как и других подобных, является прообразом гонимого и страждущего Христа Спасителя. И если за гонимого Давида Господь отомстил Саулу смертью его и истреблением его рода, то тем большее возмездие гнева Божия испытал на себе народ Еврейский с его вождями. В благодарение за спасение свое Давид приносил жертву волею, но – не в полном значении добровольно, ибо необходимо должен был принести жертву – по требованию закона и притом не мог принести достаточно совершенной жертвы даже за самого себя: принес Богу жертву волею – в собственном смысле добровольно и с преднамерением за спасение всего мира – только Христос Спаситель (Ин.6:51–57;10:15–18).