Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Георгий Чулков

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Георгий Чулков

Чулков Георгий Иванович (1879–1939) – поэт, прозаик, литературовед, мемуарист. В печати дебютировал в 1899 году как прозаик; в 1904 году вышла первая поэтическая книга «Кремнистый путь». В 1905–1908 годах был близок с А. Блоком, посвятившим ему цикл «Вольные мысли». Автор исторических романов, сборников рассказов. В 1909–1912 годах издательство «Шиповник» выпустило шеститомное Собрание сочинений. В 1922 году вышел сборник «Стихотворения». Исследователь творчества Ф.И. Тютчева. Его комментарии к двухтомному академическому изданию «Полное собрание стихотворений Ф.И. Тютчева», вышедшему в 1934 году, стали основой для всех последующих исследований. Автор книги мемуаров «Годы странствий» (1930). Своих убеждений не менял, к советской действительности не приспосабливался. Такова характеристика послереволюционных лет его жизни, ставших для него годами тяжелейших испытаний, которые он преодолевал воцерковлением. В 1926 году он писал легендарной революционерке Вере Фигнер: «Я хочу сказать, Вера Николаевна, что ничто не может заменить религию. Человек может прожить на земле, лишившись зрения или слуха, но он не может прожить даже часа, лишившись религиозного опыта. Религиозный опыт совпадает с бытием. В большинстве случаев этот религиозный опыт бывает не осознан. Человек живет, как трава растет, но стоит ему утратить этот бессознательный религиозный опыт, он немедленно утрачивает связь с бытием. Он убивает себя. „Атеисты» все кандидаты в самоубийцы. А если они живут, то потому только, что, не осознавая того, верят в некое бытие, чаще всего они обоготворяют человечество, не давая себе в этом отчет. Значит, дело не в том, нужна или не нужна религия (она все равно неизбежна), а в том, какая религия ближе всего к истине, какая религия делает нас причастными к истинному бытию в большей мере, в наилучшей и совершеннейшей полноте». Георгий Чулков был убежден, что «после Тайной Вечери и Голгофы у нас есть теперь путь к Истине, которого не было две тысячи лет тому назад у римского прокуратора Иудеи».

* * *

Прости, Христос, мою гордыню

Самоубийственный мой грех,
И освяти мою пустыню,
Ты, жертва тайная за всех.
Надменье духа гаснет в страхе
Пред чудом вечного креста,
А жизнь давно уже на плахе,
И смерть – близка, глуха, проста.
Узнав ее лицо, бледнею,
Но я дышу, и снятся сны,
Я вижу нежную лилею
В руках Таинственной Жены.
Распятый! Укажи пути мне,
Дай знак, где истина, где ложь,
Услышь мой голос в тихом гимне
И силы ангелов умножь.
22 июня 1920

* * *

Душа ущербная, как ночь слепая!

По меркнущим следам поводыря,
Ты, нищая, бредешь, изнемогая,
В предчувствии таинственном горя.
Но снится вновь тебе обитель рая,
А над тобой – блаженная заря.
И в небесах, от края и до края,
Звучат псалмы премудрого царя.
7 июля 1920

* * *
Нет, не торжественному Риму,
Тебе, Господь, я жизнь принес.
Позволь и мне, как Никодиму,
Смешать признанья с влагой слез.
Позволь мне в горнице убогой
При свете бледном ночника
Сказать, что трудною дорогой
Я шел к Тебе, что вся тоска
Вселенной, мучимой страстями,
Виясь змеей, жила во мне,
Что я безумными путями
Блуждал при немощной луне, –
Что я убийца, лжец, предатель,
Что, убоявшийся креста,
Я изменял Тебе, Создатель,
И осквернял мои уста…
Но я люблю, Господь. И ныне
Я распят на земле Твоей
И вижу в девственной пустыне
Голубизну Твоих лучей.
17 июля 1920

Легкое иго

«Трудна Твоя, Господь, работа».
Дай посох мне. Благослови.
Тогда умрет в душе забота
И страсть напрасная в крови.
Тогда легко мне иго будет
И предназначенный мне труд.
Труба архангельская нудит
Идти туда, где крест и суд.
Тогда, свободный и безгневный,
Пойду по нивам и лесам,
И голос благостно напевный
Пусть в душу веет по ночам.
А по утрам пусть солнце светит
Мне в сердце голубым лучом;
И дивный мир меня приветит,
И ангел осенит крылом.
И в монастырские ворота
Я постучусь и запою:
«Легка Твоя, Господь, работа!
Тебе я душу отдаю…»
2 октября 1920

Из цикла «Истина»

* * *

В начале всех начал Единосущий!

Посмеет ли не верить светлый ум,
Что в силе радостной и всемогущей,
Ты – зачинатель дивных воль и дум?
Был хаос мрачный, черной ночи гуще,
Где царствовал над бездной грозный шум,
Где сон отяготел, как смерть, гнетущий,
И ветер выл, безумен, дик, угрюм…
Но волею прекрасной и премудрой
Расторглись путы скованных небес,
И в тверди ясной засияло утро.
Ты сотворил людей, зверей и лес,
И звуки арф, и краски перламутра,
И тайный мир невидимых чудес.
20 октября 1920

* * *

Я верю, Господи! Ты вознесен!

И вот звучат, как арфы, неба сферы.
Тому на радость явь Христовой веры,
Кому земля – как преходящий сон.
И взор земной виденьем изумлен
Пространств без времени и сил без меры.
А там, внизу, во мраке душной серы,
Мир демонов мечом Твоим пронзен.
Ты

Бога. Звезды ждут…
И вот, подлунный мир трубой волнуя,
Архангелы во сретенье грядут.
И в голубых лучах, в любви ликуя,
Тебе престолы благостно поют
Священное от века аллилуйя.
24 декабря 1920

* * *

Сонм ангелов, сих белокрылых стая

Тебя поет в святой голубизне.
Но здесь душа, земная и простая,
Изнемогает, Отче, в страстном сне.
И, преклонив колени, у креста я
Молюсь Тебе и Девственной Жене.
И кажется, что небо, тихо тая,
Спускается лазурное ко мне.
Так дышит Дух Святой везде, где хочет,
В Нем утешение, и в Нем залог
Свободы тайной. Он один пророчит,
Устами тех, кто землю превозмог.
И Церковь меч о камень веры точит
Тобою, Дух и вечносущий Бог.
25 октября – 11 ноября 1920

* * *

Тишина твоей вечерни

Полумрак твоих икон;
И горбатенький причетник:
Всё как давний дивный сон.
Научилась ты молиться –
И молитвою дышать:
И тебе Младенец снится
И Его святая Мать.
Только слышишь ли? Иная
Ныне Пасха на Руси…
И, крестами осеняясь,
Сердце кровью ороси.
Умирая в миг последний
Ты услышишь на рассвете
Не смиренный звон обедни
Двух былых тысячелетий,
А великий грозный гул…
Это – острова Патмоса,
Это – Ангела-Колосса
Страшный вопль и рев, и гул…
29 октября 1931

Комментировать