Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Александр Солодовников

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Александр Солодовников

Солодовников Александр Александрович (1893–1974) – религиозный поэт, музыкант. Сегодня его творчество становится все более известным, с выходом каждой новой публикации все новые и новые поколения читателей открывают для себя целый удивительным мир, которым можно определить как «мир поэзии Александра Солодовникова».
Многие годы стихи его распространялись лишь в списках, в так называемом христианском самиздате. Началось это в переломные 60-е. Именно в это время мало-помалу стала возрождаться живая приходская жизнь, христианское общение в миру, а не только в стенах храма, возникают катехизаторские кружки, первые нелегальные христианские журналы, к чему власти относятся все же более терпимо, чем к политическому самиздату. К слову сказать, братья Солодовникова – художник Алексей и прозаик Николай, в начале 30-х годов оба попали в ссылку за участие в невинном христианском кружке, что было тогда квалифицировано как контрреволюционная деятельность. Самого поэта впервые арестовали в 1919 году по обвинению в участии в контрреволюционной организации. После шести месяцев заключения в Бутырской тюрьме его осудили на пять лет и отправили по этапу в саратовскую тюрьму, а затем в саратовский концлагерь. В 1921 году он был освобожден по амнистии и вернулся в Москву. Работал бухгалтером в различных советских учреждениях.
В 1938 году он был вновь арестован, обвинен в шпионаже в пользу германской разведки, но после шестимесячного заключения оправдан по суду. Случай, конечно, поразительный: он доказал свою невиновность. В 1939 году его повторно арестовали по тому же делу, осудив на восемь лет лагерей. Все эти годы на Колыме он работал на руднике, добывавшем олово. Чудом выжив, после окончания срока еще десять лет пробыл на принудительном поселении в магаданском поселке Сеймчан.
Все годы заключения, начиная с Бутырской тюрьмы, он писал стихи: «Решетка ржавая, спасибо, // Спасибо, старая тюрьма! // Такую волю дать могли бы // Мне только посох и сума…»
В лагерный период написано другое замечательное стихотворение «Молитва»:
Я ношусь облетевшим листом
По долине безрадостно снежной…
Помяни меня в Царстве Твоем,
Иисусе, печальный и нежный.
Вспомнив лик свой младенческий, прежний,
Мне бы вновь заструиться теплом…
Иисусе, печальный и нежный,
Помяни меня в Царстве Твоем.
Вернувшись в Москву весной 1956 года, он сразу начал составлять сборники своих стихотворений – первый вариант носил название «Кольцо», второй – «От заутрени до заутрени», в дальнейшем же фактически до конца своих дней он составил несколько вариантов своего сборника, названного, по словам великого христианского святого Иоанна Дамаскина, умершего, как известно, на этапе, – «Слава Богу за все!». Другой итоговый сборник, разбитый на хронологические разделы и связанный с событиями биографии, был озаглавлен им «Дорога жизни».
Поражает творческая активность Солодовникова, который в семьдесят и более лет создает все новые и новые блестящие стихотворения, перерабатывает немалую часть старых.
В 60–70-е годы Александр Солодовников – один из активных членов приходской общины московского храма Ильи Обыденного, знаменитого чудотворной иконой Божьей Матери «Нечаянная радость», а также тем, что в разные времена прихожанами этого храма являлись многие блестящие представители московской творческой и научной интеллигенции.
Пока позволяет здоровье, он часто ездит в подмосковное местечко Гребнево, где в местном храме служит о. Владимир, сын его близкого друга, профессора-химика и оригинального русского богослова Николая Евграфовича Пестова, богословские труды которого стали издаваться только сейчас.
Семья Пестова, дети и внуки которого в дальнейшем почти все стали священниками (есть даже один епископ), а также некоторые прихожане храма Ильи Обыденного участвуют в размножении и распространении стихов поэта.
Все это дает свои плоды и, хотя ни единой строчки его духовных стихов так и не увидело свет в советской печати, в день отпевания поэта в храме, а было это 18 ноября 1974 года, кроме родственников Солодовникова пришло довольно много его читателей и почитателей. Некоторые его читатели, лично с ним незнакомые, даже писали ему письма, высоко оценивая его творчество.
Кто-то из этих людей передал стихи Солодовникова за границу, так что еще при жизни автора они вышли в нескольких тамиздатских христианских русскоязычных журналах. Все происходило в полном соответствии с его же словами из стихотворения «На московском асфальте»: «Машиною крепко укатано было, // Но сила росточка асфальт победила. // Программа, теория, жесткий устав // Слабее слепого давления трав».
Сама судьба поэта сложилась трагически, как, впрочем, и судьба России в XX веке. Достаточно сказать, что очень многие его родственники, особенно по линии матери, происходившей из рода Алексея Ивановича Абрикосова, владельца и создателя кондитерской фабрики (ныне концерн имени Бабаева), погибли во время Русской Катастрофы. Об этих трагических потерях Солодовников скажет в одном из стихотворений: «Кто не изведал боль потери // Безмерной, как пучина звезд, // Тому в великой нашей вере // Еще не драгоценен крест».
Родителей Солодовникова можно отнести к представителям среднего класса: отец преподавал в Императорской академии коммерческих наук, ее же в 1912 году с малою золотою медалью окончил и сам поэт. Образование в начале века давали вполне приличное, так что и хорошее знание нескольких иностранных языков, что позже спасло ему жизнь в лагере, и игра на музыкальных инструментах – это все оттуда, из начала века. Семья была истинно русскою и православною, и культ семьи, как своего рода малого храма, прослеживается во многих его стихотворениях.
В послереволюционные годы, до своего второго ареста в 1939 году, он работал в различных советских учреждениях в качестве экономиста.
Как поэт Солодовников сформировался очень рано, при этом новомодные тогда течения символистов и акмеистов как-то мало его зацепили, а вот хорошее знакомство с поэтами XIX века – Тютчевым, Фетом, и более поздними Дмитрием Мережковским, Надсоном, К.Р. и другими поэтами 80-х годов, видно уже по первой его публикации в студенческом сборнике 1916 года «Предрассветное». К.Р. (великий князь Константин Романов), как нам кажется, повлиял на Солодовникова не просто стилистически, но и этически.
И в дальнейшем на многие годы он как бы застыл в этом своем этически и поэтически сформированном «коконе», почти не меняясь на протяжении шести десятилетий жизни в поэзии. Скажем, «Светлая заутреня в отрочестве» – один из шедевров русской религиозной лирики – была написана им в 1914 году, а вторая часть диптиха – «Светлая заутреня в старости» – в 1960-м, с разницей почти в полвека.
Значимость его поэзии в другом. Солодовников создал свой поэтический мир, основанный на нравственных принципах христианства; не выступая в открытую против фальши «советчины», он уже самим фактом своего существования противостоял ей и доказывал незыблемость и торжество православной веры над всеми привнесенными враждебными обстоятельствами. Более того – поэт уверен и доказывает это постоянно, что без сопротивления, без испытаний не может состояться и вызреть до чего-то значимого душа человеческая: «Трепли, трепли меня, Боже! // Разминай как зеленым лен, // Чтобы! стал я судьбой своей тоже // В полотно из травы! превращен».
Безусловно Солодовников противостоит окружающему нас Царству Зверя.
И сегодня, сейчас поэзия Солодовникова стоит особняком в ряду иных, быть может, более громких литературные имен. Это не удивительно. Ибо Царство Его не от мира сего. Те нравственные и Божьи принципы, которые проходят через все творчество Солодовникова, естественно, противостоят Князю мира сего, поддерживая, ободряя нас и помогая на путях скорби и страдания.
Именно в этом залог незыблемости интереса все новых и новых читателей к его поэзии, залог ее нетленности и долговечности.
В 2006 году издательство «Паломник» выпустило сборник избранных стихотворений Александра Солодовникова «Я не устану славить Бога». В 2010 году издан однотомник «В светлом саду христианства. Полное собрание стихотворений» (М., «Гриф и К»), в который вошел весь известный на сегодняшний день корпус стихов, пьесы, воспоминания о поэте и ряд других материалов.
Вступление и публикация Евгения Данилова

Светлая заутреня в отрочестве

В домовой церкви тлеет золото,
Поблёскивая в полумраке.
На грудь сестры сирень приколота,
Вся в белом мать, отец во фраке.
Мучительно волнуясь внутренне,
Гляжу я на входные двери.
Не так, не так светла заутреня
Без кружевного платья Мэри.
Вдруг, по таинственному голосу
Переступив, я вижу сбоку
Ее распущенные волосы,
Ее зардевшуюся щеку.
И в тот же миг паникадилами
Зажглись и города, и веси,
И полетело легкокрылое
Блаженное
Христос Воскресе!
1914

* * *

Чистая Дева Мария

Всем Печальница грешным Ты,
Пошли мне не мудрость змия,
Но детский талант простоты.
(1919–1920)

Молитва

Я ношусь облетевшим листом
По долине безрадостно снежной…
Помяни меня в Царстве Твоем,
Иисусе, печальный и нежный.
Вспомнив лик свой младенческий, прежний,
Мне бы вновь заструиться теплом…
Иисусе, печальный и нежный,
Помяни меня в Царстве Твоем.
Мне бы сердцем познать, не умом,
Простотою, с неведеньем смежной…
Помяни меня в Царстве Твоем,
Иисусе, печальный и нежный.
1920

* * *

Вижу розы Богородицы

В озареньи дня нездешнего,
Мне – нечистому – доводится
Подышать от вечно-вешнего.
В сладком ветре лоб и волосы,
И глаза блестят омытые,
Где-то плещут звуки голоса
Тайные и позабытые.
Дух мой жадно пьет от вечности,
Тает тело невесомое.
Впредь не буду жить в безпечности,
Обращу ТУДА лицо мое.
(1919–1921)

Из цикла «Тюремные стихи»
Благо мне, что я пострадал,
дабы научиться уставам Твоим.
Псалом 118, 71

Комментировать