Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Священномученик Илия (Громогласов)

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Священномученик Илия (Громогласов)

Громогласов Илья Михайлович (1869–1937) – протоиерей, профессор, церковно-общественный деятель, специалист в области церковного права, сектоведения и русского раскола. Родился в селе Еремшинский Завод (Аносово) Темниковского уезда Тамбовской губернии, в семье дьякона. Окончил Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию (1889), Московскую духовную академию (1893). Вольнослушатель юридического факультета Московского университета. Позднее, став профессором, преподавал в Духовной академии и университете. Деятельный участник Поместного Собора православной российской церкви 1917–1918 годов, избран от мирян в Высший Церковный Совет. 13–21 января 1918 года в Петрограде произошло, по словам участника Собора протоиерея Николая Цветкова, «первое столкновение со слугами сатаны». В Александро-Невской лавре был убит протоиерей Петр Скипетров, пытавшийся противостоять изъятию церковных ценностей. Состоялся грандиозный крестный ход и «всенародное моление» за гонимую Церковь. Верующие отстояли Лавру. Тогда же, в канун открытия второй сессии Собора 19 января 1918 года, прозвучали слова знаменитого «послания с анафемой» патриарха Тихона: «…Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоянием силой смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют, даже, прямо против совести народной. А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собой».
Илья Громогласов выразил свое отношение к «безумцам» еще до этих событий. В своем выступлении на Соборе в декабре 1917 года он сказал: «Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или президент – как угодно его назовите, а в том, чтобы был Небесный Царь – Христос: в Нем одном нужно искать спасения… Настал момент нашего самоопределения; каждый должен пред лицом своей совести и Церкви решить сам за себя, кто он – христианин или нет, остался ли он верен Церкви или бросил ее, топчет ногами и идет за теми, кто попирает наши святыни». 2 марта 1918 года, в докладе о второбрачии священников, он, как и патриарх Тихон, призвал к противостоянию силой веры: «..Переживаемое время зовет нас к подвижничеству, исповедничеству, может быть, мученичеству за веру».
18 февраля 1922 года профессор Громогласов стал дьяконом, через два дня патриарх Тихон рукоположил его во иерея. Через месяц, в ночь с 22 на 23 марта, последовал первый арест и первое обвинение в контрреволюции, в борьбе против изъятия церковных ценностей в храме Христа Спасителя. Приговорен к полутора годам заключения, сокращенного по амнистии до года. Этот срок отбывал в Сокольническом исправительном доме и внутренней тюрьме ОГПУ.
После освобождения служил в храме Воскресения Христова в Кадашах. Возведен патриархом Тихоном в сан протоиерея. По свидетельству современника, «был изумительным проповедником. Обладал глубокими познаниями в богословии, логикой мышления, философским складом ума, одухотворенностью в вере, имел талант донести все это в доступной форме до слушателей, знал двенадцать языков. Им восхищались даже атеисты…»
8 марта 1924 года вновь арестован и приговорен к трем годам ссылки, но получил отсрочку. 19 мая 1925 года, после смерти патриарха Тихона, арестован в третий раз и сослан в тобольское село Сургут. После окончания трехлетней сибирской ссылки ему было запрещено проживание в Москве и в шести других крупных городах. С 1928 года жил в Твери. Служил в храме Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года арестован в четвертый раз, обвинен в участии в контрреволюционной фашистско-монархической организации, возглавляемой архиепископом Тверским Фаддеем (Успенским), в подготовке диверсионных актов, контрреволюционной агитации «за объединение реакционных сил духовенства… для активной борьбы с советской властью повстанческого характера». Архиепископа Фаддея и протоиерея Илию приговорили к расстрелу.
В 1997 году архиепископ Фаддей (Успенский) причислен к лику святых как новомученик. В сентябре 1999 года протоиерей Илия (Громогласов) канонизирован как местночтимый святой Тверской епархии. В августе 2000 года на Архиерейском юбилейном соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедальников для общецерковного почитания…

Христос рождается

Христос рождается. Пред Ним
Склонись душою умиленной
И в Том, Кто ангелами чтим,
Почти Властителя Вселенной.
Христос рождается. Свой сон,
Как пастухи во тьме полночной
Прервав, иди туда, где Он
Лежит, как Агнец непорочный.
Христос рождается. К стопам
Его склонись душою мирной,
Подобно древним мудрецам,
Со златом, ладаном и смирной.
Христос рождается. Души
Смирив заботу и тревогу,
Ему воспеть ты поспеши Хваленье
«Слава в вышних Богу».

Стихи из ссылки

С Тобою я сердцем в Кадашах

В стране суровой и глухой
Не раз с глубокою тоской
Я вспоминал далекий край –
Души моей заветный рай –
Москву священную, и там
Прекрасный, дивный Божий храм,
Богослуженья чинный ход
И многочисленный народ.
Могучий всенародный хор,
Повязки белые сестер,
Пред алтарем ряды детей, –
Весь милый облик Кадашей.
И, уносясь душою вдаль,
Я умножал мою печаль
Заботой днем и в час ночной
О тех, кто разлучен со мной,
О тех, кого лишился я…
Моя духовная семья…
Куда б ни бросил злобный рок
Меня, на запад иль восток,
И где бы ни пришлось мне быть,
Тебя могу ли я забыть,
Зарытый в северных снегах,
С тобой я сердцем – в Кадашах.
Да, я с тобой. И знаю я:
Мои и дети, и друзья
С любовью помнят обо мне
В далекой милой стороне.
Не разорвать сердечных уз.
Любовью спаянный союз
Лишь больше крепнет под бедой.
Пройдут суровой чередой
Дни испытанья – и в ответ
На твой призыв, на твой привет
Вернусь я снова в Кадаши.
Вот будет праздник для души!

Поздравительный гимн о. диякону В. П. Ш.[23]

Сослужитель и друг, в день твоих именин
Ты, сердечным приветам внимая
Тех, кто близок тебе, к ним прибавь и один
Из Сургутского дальнего края.
В этот день торжества Кадашевской семьи
Вместе с нею Владыке вселенной
Я хотел бы моленья вознесть и свои
О тебе, наш певец несравненный,
И тебе пожелать, чтоб несчетные дни
Ты не ведал невзгод и печали,
Чтоб во храме святом песнопенья твои
Всем на радость немолчно звучали
И будили сердца – чтоб вовек не погас
В них священный огонь вдохновенья,
Чтобы славилось впредь так, как славно сейчас,
В Кадашах всенародное пенье.
Громче, радостней пой, дорогой соловей,
Чтоб сквозь гул непогод и метели
Из родных Кадашей звуки песни твоей
И ко мне иногда долетели.
Будь здоров, дорогой и любимый певец,
Вот тебе мое слово привета:
Да хранит тебя Бог, наш Небесный Отец,
Своей милостью – многая лета!


[23] В. П. Ш. – Василий Прокопьевич Шлюнов. Служил в храме Воскресения Христова в Кадашах: с 1912 г. – трапезником, с 1920-го – дьяконом, с 1930-го – протодьяконом. Многие годы провел в концлагере и ссылке.

Комментировать