Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Юрий Галич

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Юрий Галич

Галич (настоящая фамилия Гончаренко) Юрий Иванович (1877–1940) – поэт, прозаик. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище, Николаевскую академию Генерального штаба. С 1912 года – полковник Генштаба. В Первую мировую – командир драгунского полка, участник Брусиловского прорыва. С апреля 1917 года – генерал-майор Генштаба. С апреля 1919-го – белый генерал на Юге России, с февраля 1920-го – в Приамурье. В 1921 году во Владивостоке вышли книги генерала Георгия Гончаренко «Красный хоровод», «Орхидея», но уже под литературным псевдонимом Юрий Галич. В книге «Золотые корабли. Скитания» он описывал свой отъезд из Владивостока:
«Сегодня, двадцать второго октября тысяча девятьсот двадцать второго года. Я начинаю повесть нового скитания. Закинутый революционным вихрем, словно волчок, на край света, я возвращаюсь снова к европейским берегам, в родные и знакомые пределы…
В сознании проходит вереница дней… Война… революционный Петроград… Киевские, одесские, константинопольские дни…
Три года жизни на Востоке… Колчак и Омск, Семенов и Чита. Крушение Верховного Правителя, сибирская агония и красный хоровод… Правительство эсера Медведева – Александра Первого и Непоследнего. Правительство коммуниста Антонова – Антона I Тишайшего.
Американцы, японцы, англичане…
Я покидаю вас навеки, навсегда!»
Последующие годы жизни Юрия Галича связаны с «русской Ригой», где с 1926 по 1936 год вышло двенадцать его прозаических книг, среди которых «Золотые корабли» (1927), «Легкая кавалерия» (1928), «Красный хоровод» (1929), «Звериада» (1931), «Синие кирасиры» (1936). Поэтическая книга Юрия Галича «Орхидея. Тропические рифмы» вышла в Риге в 1928 году, но еще в 1907 году офицер-драгун Георгий Гончаренко, посещавший «пятницы К.К. Случевского», выпустил стихотворный сборник «Вечерние огни». Совпадение с «Вечерними огнями» бывшего офицера-кавалериста Афанасия Фета, конечно же, не случайно. В поздних стихах Юрия Галича несомненно влияние Николая Гумилева. Уже в наше время вышло несколько переизданий его прозаических книг, а поэту-генералу Юрию Галичу стали приписывать популярную «белогвардейскую» песню «Поручик Голицын»…

Святой Георгий

В дыму побед и бранных оргий,
В кроваво блещущем огне,
С копьем в руке святой Георгий
Нас вел на огненном коне.
И полк прикрыв щитом червленым,
И полк храня со всех сторон,
Кидал за первым эскадроном –
Четвертый, пятый эскадрон.
Рыдали бешеные трубы,
Гремел огонь и конский топ,
И дерзко сабельные зубы
Вонзались в вражеский потоп.
Когда ж, победные, в восторге,
Мы становились на привал –
Один лишь он, святой Георгий,
Молясь за нас, не пировал.
Он пел Творцу и в лунном свете
Сиял молитвенной мечтой
И, словно Крест, молитвы эти
Сверкали в черни золотой.
Когда ж огнистое светило
Зажглось в лазурной вышине, –
Он вновь, как радужный Аттила,
Нас вел на огненном коне.

* * *

Ветряк маячит на пригорке

А день так ярок, так хорош –
Луга, поля и запах горький,
И томно зреющая рожь.
Проселок, вьющийся узором,
Плетень кривой за косогором,
Мохнатый ельник, темный лог,
И топь, и змейка-ручеек.
Все тот же вид, седой и древний,
Сто лет вперед, сто лет назад –
Поляны, пашни и деревни,
И пятна млеющие хат…
Прости меня, Великий Боже,
Но почему-то мне дороже,
Тебе одной, тебе молюсь –
Моя языческая Русь!

Воскресение Христово

Ночь простые холсты небеленые,
В ясноглазый апрель засиненные,
Заслонив облаков острова,
Распахнула над старицей древнею,
И, с уделов доныне жива,
Носит древнее имя – Москва.
Шли над ней за столетьем столетия,
Благоденствия и лихолетия –
Крест Господень и вражий топор, –
Но, спокойная и величавая,
Все стерпела Москва златоглавая,
И последний тяжелый позор
Осиянное Имя не стер.
Ночь окутала мраком околицы,
Но Москва не заснула, а молится,
Ибо кончился длительный пост:
Птицу Сирина с песней тоскующей
Этой ночью пасхальной ликующей
Белокрылый сменил алконост.
Ночь уже побледнела весенняя,
Но не смолкли в церквах песнопения
В этот радостный Праздник Христов,
И торжественной медью расплавленной,
Как напутствие Крестных Ходов,
Льется звон «сорока сороков».
А вверху над Кремлем Белокаменным,
Заревым поглощаемы пламенем,
Растворяясь в туманной дали,
Под тяжелою ношей согбенные,
Крестным ходом идут убиенные,
Что в безчестие Русской земли
Честной смертью на плах легли.
Имена их Ты, Господи, ведаешь,
Но Восток, в огневых облаках,
Провожаемый ясными звонами,
Над полями, лесами и склонами,
С плащаницей Руси на руках?

Панихида

Белым саваном окрестности увиты,
Ветер скорбное разносит песнопенье.
Я хочу молиться за убитых,
За мечи, распавшиеся в звенья.
За друзей, навеки замолчавших.
За врагов, сражавших и сраженных,
За недужных, без вести пропавших
И за всех, за всех вооруженных.
А потом к священному подножью
Припаду усталой головою –
Пусть мой путь, увитый злом и ложью,
Зарастет колючею травою.

Комментировать