Молитвы русских поэтов. XX-XXI. Антология - Тихон Чурилин

(18 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Тихон Чурилин

Чурилин Тихон Васильевич (1885–1946) – поэт. Он выступал в футуристических альманахах «Московские мастера» (1916), «Весенний салон поэтов» (1918), и из поэтов-современников ему, безусловно, всех ближе Велимир Хлебников, но в футуристические, равно как и все другие группировки, не входил. В этом отношении, по обостренному чувству независимости, ему всех ближе, пожалуй, Марина Цветаева, с которой и свела его судьба в предреволюционные годы в Москве. Тихону Чурилину посвящены несколько стихотворений в цветаевских «Верстах». В марте 1916 года она писала сестрам Эфрон: «Я люблю безумного погибающего человека и отойти от него не могу – он умрет». Через десять лет она писала о нем в очерке о Наталье Гончаровой:
«В первый раз я о Наталье Гончаровой – живой – услышала от Тихона Чурилина, поэта. Гениального поэта. Им и ему даны были лучшие стихи о войне, тогда мало распространенные и не оцененные. Не знают и сейчас. Колыбельная, Бульвары, Вокзал и, особенно мною любимоене помню все, но что помню – свято:
Как в одной из стычек под Нешавой
Был убит германский офицер,
Неприятельской державы
Славный офицер.
Где уж было, где уж было
Хоронить врага со славой!
Лег он – под канавкой.
А потом – топ-топ-топ –
Прискакали скакуны,
Встали, вьются вкруг канавы,
Как вьюны.
Взяли тело Гера,
Гера офицера
Наперед.
Гей, народы!
Становитесь на колени пред канавой,
Пал здесь прынц со славой.
…Так в одной из стычек под Нешавой
Был убит немецкий, ихний, младший прынц,
Неприятельской державы
Славный прынц.
Был Чурилин родом из Лебедяни, и помещала я его, в своем воспрятии, между лебедой и лебедями, в полной степи».
Наталья Гончарова иллюстрировала первую книгу Тихона Чурилина «Весна после смерти», вышедшую в 1915 году. «Вторая книга стихов» датирована 1918 годом. Все в них было необычно даже на фоне всех других поэтических экспериментов, что поэзия Чурилина попросту выпала, не нашла себе места среди «измов» (а своего «чурилизма» он не ввел), хотя ближе всего она стоит даже не к футуристам и Хлебникову, а к народным песенным истокам, к «зауми» народных молитв-заклинаний. Самое примечательное в этом отношении его стихотворение «Стиховна», воспроизводящее – в ритмике, звуках, сюжете – монашеские «стиховны» (вечернее пение псалмов).

С сестрой

Панихиду отпой
По мне.
Тихо мальчик слепой
По намокшей стене
Доберется ко мне,
На скамью на мою… на кутью.
Смерти сердце мое
Отдаю.
Странно резвой, нетрезвой,
Рукой
Остановит сердце мое
Перебой.
Ой…
Слышим: глуше прибой.
Пой –
Упокой душу раба.
Ты ко мне?
Ты слаба…
– А-а-а-а!
1913
Крюково

Стиховна

Стиховна – псалма, которую поют за вечерней.
Словарь

1
Монахиню молодую,
Матушку Перепетую,
Оспрашиваю, любопытствую – насчет службы:
– Скажи-ка из дружбы,
Матушка,
Касатушка:
Чтой-то, что это такое – стиховна?
– Ах, братец,
Ах, дружок –
Из келий черных,
средь берез белых платьиц,
На лесной наш лужок,
Собираемся, собираемся
(озираемся)
Мы, несчастные,
– безстрастные, безприкрасные.
Староверки старухи,
староверочки молодые,
Льняные, вороные, гнедые,–
Петь.
Куда же нас без прав древних деть?
Вечером вешним, – в вечерню, в вечерню –
Поем мы стиховну,
Псалму духовну…
– Пса-лмааа?
– Эх, милая, не знаешь сама!
Говорю я гневно.
– Стиховна – это царевна!

2
За вечерней повечерие читает звонким голосом
У клироса
Монахиня.
Ох-ах меня, ахти меня, меня-меня,
– Монахиня
У клироса,
Борода-то моя выросла,
Сам пою-то сладким голосом,
Только не духовное –
Греховное.
А тут стиховна.
Пора пять, ровно.
Пять… пять… пять, пять, пять…
– Колокола пошли причитать.
Ах, как смотрит любовно…
– Жаль, кровно,
Монахиню, ох-ах меня, у клироса –
Как луна безкровна!

3
В черных ризах
Черноризцы, чернорясцы седовласы,
Поп-то высох.
Поп весь высох; дьякон гласом,
Гласом-басом,
Свечи, темные огни их, тушит разом.
Греховодник,
Хороводник,
– Знаем мы, ты чей угодник!
А на клиросе монашки поют,
Светлым голосом стиховну поют,
Стиховна…
Стих, стих, стих, словно
Ветер благовонный,
Вешний.
Ах, я в окна смотрю-ах, погибя, грешный,
Крот кромешный.

4
Черная, черная, черная вечерня.
– В подчерни, в подчерни,
Червонь золотая заката. –
В черной подчерни.
Ризы богаты,
Черные – бархат богатый,
– С утратой.
А в окно-то твердь
Голубая.
Чья-то страшная смерть
Мировая.
Страшная,
Безрубашная.
И по правилу стиховну поют,
Да, по правилу духовному поют.
Стиховна светлая, стиховна тихая, благодатная.
Перервали – ах, прервалась тишина ароматная:
– Захныкали,
Захихикали.
Эх, монашки – и за дело тут одну умыкали?

5
В красной комнате, в красном
причудливом доме,
Греческой церкви,
В грозе, в громе,
Вечер меркнет.
В церковке, греческой, бим-бом-дон.
В комнате красной умирает он.
Выкреста звон.
Дон… донн.
Вечер меркнет.
В церкви
Поют стиховну,
Псалму духовну.
В окне слышит.
Слышит…
Вечер духом пышит.
Тяжелым.
Умирай-ка пугалом голым.
Гроза, гром,
От тела – тлением.
Красный дом… Дон-бим-бом.
Наслаждайся пением
Стиховны – царевны, царевны.
Безкровны, безстрашны, безгневны.
Губы.
Белые, белые, древние,
Зубы.
А в окна – стиховна, стиховна (царевна, царевна)
Слышна, как древне.

6
Во лесах, во лесах!
– Хорошо как во лесах,
– Как в небесах.
Тихо, тёмно в лесах.
Ах –
Скит стоит.
Дым дымит,
– Ладан, ладан!
И пускай здесь гром гремит,
И пускай тут град градит –
Схимник старый всех спасет нас от ада.
Он – кадит.
Схимник светлую поет.
Топит, топит – растопляет древний луд.
И живет,
И живей живет живой кругом живот,
– Вот волчица воем тихим подвывает,
Подпевает,
– Лад-то знает.
И поет, и поет.
Схимник светленький с волчицей – ах, живут
Ярко тут!

7
Пост, пост
Четырнадцатого года.
Раскинула комета хвост.
В звезде ее – лицо урода,
Сына выкреста,
Антихриста.
И единственной опорой,
И единственный всем утешением,
Старец хворый
Творящий воскрешения,
Бдение, бдение
Вечернее, вечерня:
Старца светлое пение,
Жаркий шепот чудес ждущей черни.
Засветит нежно так псалма
Стиховной древнею.
И встанет и идет – сама!
Калека – ах! царственною…
Бдение, бдение,
Вечерня, старца светлое пение.
– И сверху – темное тяжкое тление.
(1914)

Музыка на Пасху

Лад пева храмового,
Лик великого леса-лепа,
Хор хоровой нехромого
Хорового солепа.
А пело безпрерыв рокотан-рокотун.
А тело белое безпрерыв гремело.
– О липе, о тополе, о туе.
– Гремел белый!
Лилось, лилось, лилось
Слепым солнцем целуясь

.
И лев, и лань, и лось
Веселясь, селились в целом бубне.
Будни
– Буде.
Праздник
Возгрянул, грянь, грянь, красник!
22 апреля 1918
Утро

Комментировать